Рабочие, направляющие метафоры

Стив Лэнктон в своей книге Практическая Магия рассматривает совокупную модель мира человека как его обобщенную метафору для отражения действительности (Lankton 1980). Люди живут в соответствии с подобной метафорой. Границы метафоры они рассматривают как реальные ограничения. Однако люди рассматривали подобным образом только метафору «в своей голове». Их же совокупную модель мира мы могли бы назвать их личной «метафорой мира».

Подобная точка зрения выводит на поверхность проблему, заключающуюся в том, что она отвергает существование области предмета: существует только область метафоры. В этом случае теория прагматических метафор, о которой мы только что говорили, теряет свой важнейший признак. Поэтому мы предпочитаем придерживаться той точки зрения, что метафоры являются «добавлениями» в человеческую модель мира. Эти добавления оказывают организующее воздействие. Они организуют те части модели мира, которые являются областью предмета метафор.

«Направляющие метафоры» — это выражение в другой области значения (метафоры), которое оказывает мышлению больше поддержки, чем все представления области предмета. Сила «направляющей метафоры» заключается в ее относительной простоте по сравнению с предметом.

Под понятием «направляющей метафоры» мы, как правило, подразумеваем характерные аналогии, которые индивидуум или группа людей используют при оформлении своих мыслей, и которые существуют в рамках определенно- контекста. Так, к примеру, у людей есть универсальные «направляющие метафоры» относительно области предмета «жизнь» и специфические «направляюшей метафоры» относительно такого увлечения, как теннис «Теннис - это экономия», или относительно их работы: «Продажа — это война» «Образование — это продажа идей».

У консультантов организаций имеется масса всевозможных метафор для организаций. Например: «Организация — это пчелиный улей». Подобное мы называем ключевой характеристикой. Как только появляется подобная ключевая характеристика, она сразу же обрастает всевозможными имплицитными аналогиями, как, например: рабочие данной организации — рабочие пчелы, управленческий персонал — матка, акционеры — медососы, а совет правления — пасечник Подобные имплицитные аналогии приводят к имплицитным выводам. Например, если было произведено слишком мало меда, это произошло потому, что сами пчелы съели его слишком много. Значит необходимо давать им сладкую воду в качестве заменителя меда.

Если внутри организации подобная ключевая метафора становится всеобщим достоянием, то и решения в ней принимаются в соответствии с данной метафорой. И возможные конфликты также будут связаны с этой метафорой.

В группах и организациях возникают «направляющие метафоры», которые могут носить характер, в значительной степени определяющий культурный аспект. Подобные метафоры в определенных ситуациях могут оказывать очень сильное влияние на действия команды, группы, отдела организации или общества.

Поэтому, имея дело с «направляющими метафорами», необходимо обращать особое внимание на их экологию. При этом возникают следующие вопросы: Кто и что может пострадать в том случае, если определенная метафора будет распространена в рамках организации и воспринята каждым ее членом? Какой ущерб может быть нанесен? Если же существуют опасения, что ущерб может быть нанесен, то встают следующие вопросы: «Может ли быть обезврежена метафора, наносящая ущерб? Можно ли трансформировать ее в более безопасную концепцию? И как это сделать?».

Чтобы обезопасить «направляющую метафору», можно использовать вышеописанные техники. Когда речь идет об организациях, наиболее приемлемыми способами развенчания пагубных метафор являются заимствование метафоры и использование антиметафоры. Когда «направляющая метафора» известна, консультант организации может спокойно размышлять в домашней обстановке о создании более экологичной метафоры. Кроме того, он может точно рассчитать тот момент, когда лучше всего «запустить» эту метафору.

ТИПОЛОГИЯ МЕТАФОР

Ранее в настоящей главе мы рассмотрели функции, которые метафоры могут выполнять в человеческой коммуникации. Ниже мы приводим перечень способов использования метафор.

1. Характерные метафоры

Проблема либо ситуация переводится в метафору, состоящую из одного или двух предложений. Подобная форма встречается довольно часто, и вводное предложение «... подобно тому, как...» пускает наши мысли в направлении характерной метафоры. Вышеназванные «направляющие метафоры» всегда являются характерными метафорами.

2.Пассивно воспринимаемые метафоры

Слушатель слушает рассказчика, рассказывающего метафору, крайне пассивно (он не вникает в рассказ).

3.Крайне активно воспринимаемые метафоры

Сперва рассказчик начинает рассказывать метафору. Затем между слушателем и рассказчиком возникает взаимодействие, при котором оба принимают участие в продолжении метафоры.

4.Пассивные метафоры процесса

В этом случае пассивным элементом снова является слушатель (клиент). Слово «процесс» относится к этапам в структуре метафоры. Так, рассказчик может представить определенный паттерн (технику) НЛП в форме метафоры. К примеру, переговоры между частями можно представить в форме истории о гномах, разрешающих возникший между ними конфликт.

5.Крайне активные метафоры процесса

Как только между слушателем и рассказчиком возникает взаимодействие, метафора становится крайне активной. При использовании метафоры процесса, в которой речь идет о переговорах гномов, клиент может, к примеру, добавить, что именно гномы говорят друг другу.

6.Метафоры самовнушения

Это такие метафоры, которые рассказчик рассказывает слушателю с целью научить его в будущем управлять своими внутренними процессами с помощью метафор.

МЕТАФОРЫ КЛИЕНТА

В психотерапии метафоры, которые придумывает сам клиент, могут играть весьма важную роль. Чтобы заметить подобные метафоры, нужно обладать определенным мастерством. Как только клиент использует метафору, психотерапевт получает возможность остановиться на ней подробней и осмыслить ее.

Если клиент достаточно долго использует определенную метафору, которая не способна помочь ему в разрешении его проблемы, у нас могут возникнуть сомнения относительно экологии данной метафоры. Очевидно, что эта метафора оказывает блокирующее воздействие. В таком случае рекомендуется отвергнуть данную метафору либо преобразовать ее в более экологичную метафору.

ГЛАВА 22. ЭФФЕКТЫ ПЛАЦЕБО

ВВЕДЕНИЕ

Врачи часто не понимают, почему их пациентам становится лучше или хуже. Так было всегда, и современных знаний в области медицины недостаточно для того, чтобы объяснить все процессы, касающиеся болезни и выздоровления. Поэтому и появились понятия «эффект плацебо» и «эффект ноцебо». Эффекты плацебо — это достижения в области терапии, которые не имеют объяснения. Эффекты ноцебо — это симптомы болезни, которые случайно проявляются в результате осуществления терапевтических мероприятий. С эффектами плацебо мы также сталкиваемся там, где специалист хочет помочь клиенту, и где это ему удается сверх ожидания. С эффектами ноцебо мы сталкиваемся в тех случаях, когда, стремясь оказать помощь клиенту, специалист непреднамеренно наносит ему еще больший вред.

Сначала нам необходимо исследовать понятие «плацебо», чтобы затем перейти к мерам предотвращения эффектов ноцебо. При этом у нас есть следующие исходные пункты:

— Эффекты плацебо возникают тогда, когда поощряется способность к самоисцелению и самостоятельному разрешению проблемы.

— Эффекты ноцебо возникают тогда, когда подавляется способность к самоисцелению и самостоятельному разрешению проблемы.

— Способность к самоисцелению и самостоятельному разрешению проблемы восприимчива для коммуникации. Целью специалиста является вызов эффектов плацебо и избежание эффектов ноцебо посредством своей коммуникации.

Используя термины НЛП, активизацию ресурсов можно рассматривать как вызов эффектов плацебо. А понятие «экология» означает в НЛП избежание эффектов ноцебо.

ПЛАЦЕБО

В медицине термин «плацебо» означает средство, которому невозможно приписать ни одного фармакологического свойства. Помимо всего прочего плацебо используют при испытании новых лекарственных средств.

ПЛАЦЕБО

Плацебо созданы таким образом, что снаружи их невозможно отличить от тестируемого лекарственного средства Различия в эффекте становятся заметными только после того, как средство дают пациенту. Часто это проделывают «дважды вслепую», что означает, что ни врач, ни сам пациент не знают, какое средство является плацебо, а какое — тестируемым лекарством. При этом лечащие врачи не могут непроизвольно сообщить пациенту, о чем именно идет речь, о настоящем лекарственном средстве или о плацебо.

В медицинском словаре Пинкхоф-Хилфмана мы читаем: «Плацебо: вещество, не обладающее фармакологическим воздействием; дается больному либо по психическим соображениям, либо с целью проведения сравнительного клинического эксперимента вместе с другим препаратом, проходящим испытания. — Эффект плацебо: воздействие принятого препарата, который не обладает фармакодинамическими или специфическими свойствами». В старых медицинских словарях «плацебо» описывается как не оказывающее никакого воздействия средство для того, чтобы угодить пациенту.

Многие врачи считают выздоровление посредством плацебо случайной ошибкой природы, которую не стоит принимать слишком серьезно. Доминирующая медицинская идеология, главную роль в которой играет технология, и в которой предпочтение отдается стандартным химическим и механическим вмешательствам, рассматривает эффекты плацебо как «исключительно» результат внушения. Шпиро пишет, что выступления многих врачей против плацебо связаны с четким разделением тела и души, которое доминирует в академическом медицинском обучении (Spiro 1966). Во всяком случае, эффекты плацебо сталкивают нас с влиянием души на тело, а также с их взаимозависимостью. Позиции традиционной медицины несколько поколебал большой литературный обзор о воздействии плацебо при различных недомоганиях, опубликованный Хаасом, Финком и Хартфелдером в 1959 году. В этом обзоре содержались данные, демонстрирующие очень высокий процент случаев излечения в связи с применением плацебо: головная боль (61,9%), морская болезнь (58%), простудные заболевания (45%), ревматизм (49%) и кишечные расстройства (58%). Однако были выявлены и случаи с очень низким процентом излечения: эпилепсия (0%), психические расстройства (0%), нарушения сна (7%), астма (5%).

В получившей развитие в последнее время медицинской дисциплине, названной психоневро-иммунология, к эффектам плацебо проявляется большой интерес. Очевидно, что эффекты плацебо возникают благодаря активизации способности пациента к самоизлечению: системе, которая с переменным успехом стоит на страже здоровья человека. Воздействие психо-невро-иммунной системы носит колебательный характер, а человек между тем занят поиском факторов, являющихся причиной подобных колебаний.

Эффекты плацебо наступают тогда, когда благодаря эксплицитному либо имплицитному внушению со стороны специалиста активизируется способность пациента к самоизлечению. При этом тело начинает быстро и заметно спонтанно выздоравливать. Внушения специалиста способны задействовать систему защиты в организме в целом либо локально. В качестве иллюстрации локального воздействия системы можно привести случаи успешного применения гипнотерапии для избавления от бородавок, а также излечения кожных заболеваний. При этом иммунная система направляет свое воздействие на больное место и делает свою работу. В последние десятилетия имаджинатерапевты и гипнотерапевты (Симонтон, Шпигель, Шейх, Азен) уделяют особое внимание развитию воздействий, усиливающих ответную реакцию иммунной системы; однако подобная деятельность пока еще ставится под сомнение большим числом врачей.

Наши рекомендации