Диссоциация, зависимость, экзорцизм, проекция и единство

Иногда человек стремится разрешить свои внутренние конфликты, стараясь избавиться от одной из своих частей. При этом большинство частей, с которыми он себя отожествил, диссоциируют себя от другой части. Однако проблема заключается в том, что на самом деле эта часть никуда не исчезает. Она переходит на «нелегальное положение», и туда же перемещается конфликт. Крайней формой подобного явления в психиатрическом смысле является раздвоение личности. При этом возникает необходимость в выявлении диссоциированой части, чтобы сделать возможным разрешение внутреннего конфликта

До сих пор мы говорили об одновременной диссоциации, то есть о таких ситуациях, при которых мысли на уровне сознания ассоциируются с группой одних частей и при этом постоянно диссоциируются от других частей. Однако существует и последовательная диссоциация. При этом различные части попеременно контролируют человека в целом, но никак не связаны друг с другом. Часто это можно наблюдать при зависимостях. Клиент искренне хочет перестать пользоваться средствами зависимости, однако как только он выпивает рюмку спиртного или встречается с дилером, власть в нем моментально захватывает другая часть. Хорошая часть исчезает, а та часть, которая отвечает за зависимость, у которой нет никакого желания остановиться, определяет его поведение. На следующий день эти части снова меняются ролями. Главной задачей в этом случае является установление контакта с той частью, которая обеспечивает зависимость.

Сильно диссоциированные части иногда воспринимаются клиентом как что-то чужеродное, как что-то, существующее вне него. Подобные части являются не только диссоциированными, но также рассматриваются как плохие, отвратительные и даже дьявольские. Экзорцизм или изгнание связаны с тем, что клиент думает о диссоциированной части. Это драматичный ритуал, который делает диссоциацию части еще более экстремальной под видом избавления от диссоциации путем уничтожения плохой части. Хотя изгнание часто согласуется с тем, чего хочет клиент, экзорцизм часто не дает никаких новых ресурсов. Рано или поздно клиенту придется воочию увидеть свои внутренние конфликты. Изгнанные части возвращаются обратно уже в другом обличье.

Интернализированными личностями мы называем те части, которые возникают при контакте с каким-то особенным человеком. Например: интернализированный отец. Эти части думают, говорят и действуют так, как думает, говорит и действует тот человек, под влиянием которого они возникли. При применении техники «реимпринтинг», предназначенной для изменения убеждений, проводится работа по реорганизации отношений между этими интернализированными личностями. Интернализированные агрессоры являются интернализированными личностями, которые когда-то вели себя агрессивно по отношению к клиенту. Эти части часто являются диссоциированными в самой сильной степени.

А теперь несколько слов о проекции. Мы склонны распознавать свои собственные паттерны (модели) в окружающем нас мире. Если мы снова обратимся к Корзыбскому (см. главу 3, «Модель мира»), то станет очевидным, что тому, кто учится организовывать свои внутренние репрезентации вокруг понятия «воровство», будет проще делать это с каждой последующей порцией переживаний. Остальное же будет лишь вопросом искажения и опущения. В конце концов этот человек будет видеть повсюду только воровство, так как он будет думать исключительно терминами воровства. Мы ведем речь об этом в той связи, что если мы проектируем на себя удаленные части, мы часто начинаем активно с ними бороться. Существует тесная психологическая связь между осуждением ощущений и манерами поведения в нас самих. Чем сильнее осуждение, тем больше шансов на удаление части и тем сильнее становится мотивация борьбы. Если мы посмотрим на какую-нибудь группу людей или даже на целый народ как на систему, как на некий организм, то увидим, что с ним может происходить то же самое. Мы вступаем в борьбу — по сути, против чего-то в нас самих — и способствуем эскалации насилия, которое начинает быстро распространяться, подпитывая само себя. Как говорил Юнг, психика заключает в себе самую большую опасность, которая грозит человеку. Поэтому для НЛ-программистов очень важно как пропагандировать, так и демонстрировать интеграцию. Потому что интеграция и внутреннее единство являются бальзамом не только для индивидуального пользования, но и для духа времени и «национального характера».

Наши рекомендации