Обнаружение индивидуальной линии жизни

1.Отправные точки — расположение и расстояние

Прежде всего необходимо исходить из того, что прошлое, настоящее и будущее закодированы посредством субмодальностей в виде «направления» и «расстояния».

2.Побудите клиента воспроизвести прошлое, настоящее и будущее

Попросите клиента отметить направление и расстояние некоторых (диссоциированных) репрезентаций из прошлого, настоящего и будущего.

3.Продвигайтесь вперед до тех пор, пока не выявите паттерн

Продолжайте собирать примеры до тех пор, пока у вас не появится уверенность относительно способа, которым клиент отделяет друг от друга прошлое, настоящее и будущее.

Подумайте при этом и о других субмодальностях — как, например, светлый/темный, ясный/нечеткий, поверхностный/надежный — с помощью которых люди иногда обозначают различия между прошлым, настоящим и будущим.

4.Определите, происходит ли это посредством ассоциации или диссоциации

Определите, ассоциирован или диссоциирован клиент в отношении происходящего «здесь и сейчас».

5.Постарайтесь соединить прошлое, настоящее и будущее одной линией

Определите, возможно ли соединить прошлое, настоящее и будущее одной линией. Иногда может понадобиться несколько линий.

АЛЬТЕРНАТИВА: МЕТОД ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ШАРОВ

Если вышеописанный метод не приносит желаемых результатов (не появляется достаточная уверенность), на помощь может придти следующий подход, автором которого является Аннеке Мейер.

1.Установите энергетические шары

Представьте визуально три энергетических шара, один для прошлого, один для настоящего и один для будущего. Речь идет об энергетических шарах, каждому из которых можно придать свой собственный цвет, и каждый из которых подаст определенный сигнал, когда будет установлен на верном месте.

2.Пусть энергетические шары сами займут определенные места

Представьте себе, где в настоящий момент находятся прошлое, настоящее и будущее в том помещении, где вы находитесь. Пусть энергетические шары «займут свои места».

Какой из шаров первым виден/слышен/ощутим на своем месте?

Какой из шаров следующий?

3.Соедините энергетические шары друг с другом

Как происходит соединение?

Выявляются признаки, отличающие прошлое, настоящее и будущее друг от друга, за исключением их мест в помещении?

СУБМОДАЛЬНОСТИ ВРЕМЕНИ, ДЕНЕГ И РАБОТЫ

Показание: Проблемы планирования зачастую связаны с неясным будущим. Проблемы установления цен и расчета рабочего бюджета часто связаны со сравнением визуально-кинестетических субмодальностей. Финансовая стоимость работы и товаров также субъективно представлена в субмодальностях «Ощущение равновесия между заработной платой и выполненной работой» указывает на кинестетическое тестирование. Понятия «недоплатить» и «переплатить» связаны с субмодальностями в мыслях о работе, времени, экспертизе, товарах и деньгах.

СУБМОДАЛЬНОСТИ СИЛЫ

Показание: Проблемы с бессилием по отношению к руководителям и авторитетным людям связаны с субмодальностями, используемыми в тог момент, когда человек думает об этих людях. Авторитет может быть уменьшен путем изменения субмодальностей образа и голоса авторитетного лица (см. также главу 19, «Социальная панорама»).

СУБМОДАЛЬНОСТИ ИГРЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «КАК БУДТО», НАСТОЯЩЕГО И НЕНАСТОЯШЕГО

Показание: Когда новые элементы поведения, почерпнутые из других техник НЛП, сопровождаются кодированиями «настоящий/ненастоящий», это может способствовать возникновению проблем. Различие между «настоящий» и «ненастоящий», «игра» и «как будто» воспроизводится в субмодальностях. Оперируя субмодальностями, можно пересечь границы «настоящего» и «ненастоящего».

Иногда бывает достаточно сказать клиенту, испытывающему сомнения насчет «настоящего» и «ненастоящего»: «Представь себе, что это происходит на самом деле!». Хотя с точки зрения логики это бессмысленно — представление никогда не может быть настоящим — большинство людей способны реагировать на это правильно. При этом они изменяют свои субмодальности, которые превращают репрезентации из ненастоящих в настоящие. В большинстве случаев это происходит убедительно.

СУБМОДАЛЬНОСТИ И КРИТЕРИИ

Показание: Проблемы выбора и принятия решения часто возникают из-за того, что существуют недостатки в иерархии критериев (целей) человека. Различия в степени важности критериев кодируются посредством определенных субмодальностей (более подробно об этом речь пойдет в главе 18, «Классификация и иерархия»).

обнаружение индивидуальной линии жизни - student2.ru

ГЛАВА 16. ЧАСТИ

Личность, состоящая из множества частей, по мнению Бэндлера и Гриндера, является не отклонением, а вполне закономерным явлением в человеческой эволюции. По сути, ученые имеют в виду не крайнюю форму, известную в психиатрии как раздвоение личности, а обычную форму, встречающуюся практически у каждого человека. В одной ситуации мы верим, думаем и делаем одни вещи и являемся, в определенном смысле, одними людьми, а в другой ситуации мы верим, думаем и делаем другие вещи и, соответственно, являемся другими людьми. Тот факт, что у нас имеются различные роли-личности, которые могут быть заякорены как биологически, так и на культурном уровне (например, роли отца, хозяина, писателя, так называемой «черной овцы» и т. д.), открывает перед нами большие возможности.

По мнению психиатров, в случае раздвоения личности — серьезного психического расстройства, которое, как правило, связано с жестоким обращением в юности — субличности человека не имеют контакта друг с другом, они полностью диссоциированы друг от друга. Это именно то, что лежит в основе психиатрической формы серьезного расстройства. Различные субличности попеременно полностью захватывают власть над человеком и тем самым определяют его поведение. Одна субличность на следующий день с удивлением взирает на то, что сделала накануне другая субличность.

В повседневной, здоровой форме наличия в личности множества частей субличности в большей или меньшей степени иерархически зависят друг от друга и могут беспрепятственно общаться друг с другом.

Высказывания типа: «В своей роли X я нахожу Y...»,

«Хотя иногда я и думаю Y, я все же решил...»,

«Если я даже предположу X, я все равно сделаю Y...»,

«По большому счету, мне бы хотелось Y...»,

«Иногда мне все же хочется Y...»,

«С одной стороны, я думаю X, однако, с другой стороны...»

представляют собой доказательства наличия у человека в повседневной жизни различных субличностей или частей.

Наши рекомендации