Эксперимент с визуально-кинестетической диссоциацией

С помощью эксперимента можно приобрести опыт в обращении с ассоциацией и диссоциацией. Для этого мы даем любому желающему следующую инструкцию.

Закрой глаза. Мысленно сядь на велосипед и начни подниматься на холм. Почувствуй, как твои нош нажимают на педали. Слева и справа, слева и справа и т. д. Почувствуй вес своего тела на седле. Почувствуй, как твои руки держат руль. Почувствуй усилие, которое необходимо приложить, чтобы ехать прямо, когда подъем становится более крутым. Между тем не забывай смотреть на дорогу, по которой ты едешь. Сделай вдох, ощути запах воздуха. Прислушайся к звукам, издаваемым велосипедом, своим собственным дыханием, ветром. Постарайся сделать так, чтобы все твое тело было мысленно вовлечено в процесс езды на велосипеде. Продолжай движение. Двигайся все дальше, дальше и дальше.

Смотри, вот тебя нагоняет грузовой автомобиль с открытым кузовом. В кузове грузовика ты замечаешь телевизор с большим экраном. Он включен. На экране ты видишь фильм о себе, в котором ты моешь посуду. При этом ты продолжаешь с полной силой крутить педали велосипеда и ехать дальше. Постарайся держаться позади грузовика, чтобы иметь возможность видеть себя по телевизору, моющим посуду. Смотри, как ты обращаешься с тарелками и тряпкой для мытья посуды, со стаканами и мыльной водой.

Продолжай движение и представь себе, что сейчас ты ассоциирован с ездой на велосипеде. При этом ты диссоциирован от мытья посуды. Однако если ты хочешь, ты можешь это изменить.

Мысленно войди в телевизор. Ощути мыльную воду на своих руках. Да она значительно горячее, чем ты предполагал! Постарайся не разбить ни одной тарелки, обращайся со стаканами очень осторожно. Представь себе, что сейчас ты эмоционально связан с процессом мытья посуды. Следовательно, сейчас ты ассоциирован с мытьем посуды.

А теперь отставь мытье посуды в сторону и снова мысленно вернись к велосипеду. Пропусти грузовик вперед и наслаждайся пейзажем местности. Закончи эксперимент.

Данный эксперимент позволяет тебе видеть нечто совершенно иное по сравнению с тем, какие эмоции ты испытываешь в настоящий момент. В этом включается суть диссоциации. Когда то, на что ты смотришь, существует только в твоем зрительном воображении, как это было в эксперименте, и ты не испытываешь никаких кинестетических ощущений, мы называем это «мета-положением». Подумай, доволен ли ты своим опытом. Было ли различие между ассоциацией и диссоциацией достаточно явным? Тебе было легко или трудно? Может быть, ты скажешь, как нужно изменить вышеприведенный текст, чтобы ты мог достичь оптимального результата?

эксперимент с визуально-кинестетической диссоциацией - student2.ru

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Слово «ассоциация» означает соединение, а слово «диссоциация» означает разделение. Многие НЛ-Программисты предпочитают говорить просто «ассоциирован» и «диссоциирован», когда речь идет о визуально-кинестетической ассоциации и визуально-кинестетической диссоциации. Кроме того, некоторые люди говорят «дис-ассоциированный». А в повседневной речи можно также встретить «ассо» и «диссо». Далее мы предлагаем вашему вниманию ряд понятий НЛП, связанных с данной темой.

Визуально-кинестетической ассоциацией мы называем визуальное представление, с которым непосредственно связаны соответствующие кинестетические компоненты (ощущения: эмоция, движение, осязание, проприоцепция. При этом мы говорим также «прочувствовать», «ощущать» или «быть полностью погруженным в ситуацию».

Визуально-кинестетической диссоциацией мы называем визуальное представление, которое испытывается отдельно от соответствующих кинестетических компонентов. В этом случае мы говорим «на расстоянии» «вне себя», «не причастен», «без ощущения», «созерцательно».

Мета-положением мы называем мысленное наблюдение за самим собой. Как бы с некоторого расстояния ты наблюдаешь за тем, кто в твоем представлении является тобой. Твое отражение в зеркале либо твое изображение на видеопленке могут помочь тебе достичь мета-положения.

Представление о самом себе у любого из нас обычно состоит из мета-положений, при этом воспроизведение собственной личности осуществляется характерным способом. Данные мета-положения связаны с ощущением «я — центр», которое для большинства людей находится где-то чуть выше пупка. При положительном восприятии самого себя я — центр при наличии мета-положений подобного рода испытывает приятные ощущения, у людей с негативным восприятием себя в этом месте возникают неприятные ощущения. Люди с негативным восприятием себя довольно часто сталкиваются с проблемами при переходе в мета- положение, так как в этом случае они находятся под контролем и влиянием негативных эмоций.

«Калибровка» диссоциации означает наблюдение за манерой держаться и направлением взгляда, типичным для диссоциации: спина прямая, глаза смотрят в направлении горизонта.

Позиции восприятия — это способы восприятия социальных ситуаций. В данном случае речь, прежде всего, идет о способах переживания человеком ситуаций обмена мнениями. Позиция восприятия возникает тогда, когда кто-то эмоционально причастен к самому себе (первое положение), к другому человеку (второе положение) либо к наблюдающему постороннему человеку (третье положение). Иными словами, позиция восприятия определяется той личностью, с которой мы кого-то ассоциируем.

Первая позиция представляет собой форму ассоциации, при которой ты смотришь на другого человека со своей позиции, своими глазами и со своими ощущениями.

Вторая позиция представляет собой форму диссоциированного наблюдения: наблюдение за самим собой с позиции другого человека, глазами другого человека и, по возможности, с ощущениями, свойственными другому человеку.

Третьей позицией мы называем восприятие самого себя и другого челочка с позиции третьего, нейтрального человека, наблюдающего за взаимодействием первых двух (себя и другого).

Четвертая мета-позиция, по мнению Роберта Дилтса, представляет собой позицию восприятия, в котором содержится обзор трех других положений восприятия.

Линией жизни мы называем воображаемую линию в помещении (комнате), которая символизирует жизненный путь человека с момента его рождения до момента его смерти. При помощи этой линии клиент может ассоциировать себя с собой на определенном этапе жизни и в определенной ситуации; положение рядом с этой линией используется для диссоциирования.

«Включенное время» — выражение для чувственного переживания «здесь и сейчас», кроме того, мы сталкиваемся с ним при исследовании чьей-то линии жизни.

Выражение «сквозное время» предназначено для эпизодов жизни, выходящих за рамки «здесь и сейчас», колеблясь от «только что до сейчас» до «от ничего до вечности». Выражение «сквозное время» в дальнейшем будет использоваться в сочетании с диссоциацией.

Склонность к ассоциации люди испытывают в тот момент, когда они приближаются к эмоционально окрашенной картине воспоминаний, что способствует новому возникновению у них ассоциаций. В случае сильной склонности к ассоциации мы используем «двойную диссоциацию» и «двойные якоря диссоциации».

Двойной диссоциацией мы называем взгляд человека на самого себя в тот момент, когда он смотрит на себя. Это явление имеет особое действие, способствующее снижению эмоционального напряжения, и используется при анализе травматических воспоминаний и сдерживании реакций, связанных с фобиями.

Якорями диссоциации мы называем якоря, которые способствуют появлению у клиента диссоциированного способа мышления. Когда существует необходимость в двойной диссоциации, настоятельно рекомендуется использование якорей: в этом случае речь идет о «якоре двойной диссоциации». В качестве весьма подходящего якоря визуальной диссоциации может использоваться жест рукой, указывающий в даль, в том направлении, в котором клиент может визуально себя представить.

Наши рекомендации