Функции модели русская матрёшка
Как же используется модель Русская матрешка? Мы можем привести три способа ее применения:
1. Определение приоритетов.
2. Ориентация.
3. Разрешение проблем (Trouble-shooting).
1.Определение приоритетов.
Первый способ включает в себя как приоритеты в контакте со специфическим клиентом, так и приоритеты в развитии чьих-либо способностей в качестве специалиста, работающего с НЛП. К примеру, в контакте с клиентом первым приоритетом является умение правильно выражать пресуппозиции НЛП, приводить примеры соответствующего поведения и концептуально преподносить их клиенту. Что же касается развития чьих-либо способностей в качестве специалиста по НЛП, то, к примеру, модель Русская матрешка наглядно демонстрирует, что раппорт имеет более высокий приоритет, чем информация. Специалист по НЛП, обнаруживший, что раппорт в определенных контекстах был создан неудачно, будет вынужден в процессе работы с моделью Русская матрешка отдать предпочтение навыкам по созданию раппорта, а не, к примеру, знанию техник НЛП.
2. Ориентация
С помощью модели Русская матрешка в процессе работы с клиентом можно в любой момент определить для самого себя, «на каком уровне проходит этот процесс». Представим себе, что я стараюсь убедить клиента в том, что вспомогательные источники сосредоточены в нем самом. В этом случае я буду находиться на уровне пресуппозиций. Или с помощью вопросов метамодели я пытаюсь выяснить, чего хочет клиент. В этом случае я буду находиться на информационном уровне. Предположим, что клиент говорит «Иногда у меня появляется чувство, что ты понимаешь меня только наполовину». Это означает, что он перемещается на уровень раппорта. Значит, я тоже должен перейти на этот уровень...
3. Разрешение проблем
Данный способ предполагает перемещение с одного уровня на другой. Представим себе, что специалист по НЛП работает с группой, применяя при этом технику якорения. Представим себе также, что это получается у него не очень хорошо. В этом случае он может попробовать задать себе поочередно следующие вопросы:
— Хорошо ли я исполняю технику? Например: Насколько тщательно я протестировал специфические якоря, чтобы знать, что они работают?
— Если я исполняю технику хорошо, возможно, в таком случае мне требуется получить больше информации? Например: Достаточно ли я знаю о типе вспомогательных источников, которые заякорили отдельные участники?
— Если у меня достаточно информации, то, может быть, что-то не в порядке с раппортом? Например: Не происходит ли так, что все свое внимание я уделяю отдельным членам группы, с которыми у меня естественным путем устанавливается хороший раппорт, а тем участникам группы, которые мне не столь симпатичны, я уделяю слишком мало внимания?
— Если с раппортом нет никаких проблем, то, может быть, что-то неясно с рамкой отношений? Например: А были ли они в курсе относительно целей, которые мы преследовали, используя данный вид техник, и согласны ли они с таким подходом?
— Если же причина неудач не в отношениях, то, возможно, она кроется в пресуппозициях, которые я не сумел правильно выразить применительно к данной ситуации? Например: А не может ли быть так, что я сам боюсь того, что пресуппозиции определены неверно, и что коммуникация должна происходить по-другому?
Такие преимущества модель Русская матрешка предоставляет специалисту, работающему с НЛП, для разрешения проблем.
ГЛАВА 5. ТОТЕ
Модель ТОТЕ была создана в сороковые годы в качестве модели управления для самонаводящихся снарядов, а позже (в шестидесятые годы) использовалась в качестве общей модели целенаправленных действий человека (Miller, Galanter et Pribram 1960). Преимущество TOTE как способа описания (мысленного) поведения заключается в том, что ТОТЕ является достаточно простой моделью (в ней используется только три или четыре понятия), но при этом она включает в себя важные с точки зрения кибернетики понятия «цель» и «обратная связь» (Dilts 1980).
Тестирование |
Операция (действие) |
Достигнута ли цель? |
Делать что-либо, чтобы достичь цели |
ВыходОстановка |
Вход Наблюдение либо изменение |
Модель ТОТЕ |
ТОТЕ функционирует следующим образом. Сначала имеет место тестирование (Т): то, как это выглядит сейчас (нынешнее состояние), сравнивается с тем, как это должно будет выглядеть (желаемое состояние). Если между нынешним состоянием и желаемым состоянием имеется слишком много различий, предпринимается операция (О): делается что-то, чтобы приблизиться к цели. Затем снова проводится тестирование (Т): нынешнее состояние опять сравнивается с желаемым. Для каждого тестирования необходим новый вход, другими словами, нынешнее состояние должно постоянно пересматриваться (или измеряться) заново. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет достигнута цель (пока нынешнее состояние в достаточной мере не совпадет с желаемым). Когда цель достигнута, происходит остановка (выход (exit) Е), либо намечается новая цель.
Любую форму целенаправленного действия человека можно рассматривать в качестве ТОТЕ. Если, к примеру, мы хотим посолить наш традиционный нидерландский гороховый суп, то этот процесс будет протекать в соответствии с моделью ТОТЕ. Мы кладем в суп немного соли и пробуем его на вкус. Пробовать означает тестировать. Достаточно ли соли в гороховом супе? Если да, то его приготовление закончено. Если нет, мы добавляем в него еще немного соли и снова пробуем его на вкус. И это продолжается до тех пор, пока суп не станет достаточно соленым, и тогда мы перестанем добавлять в него соль.
Тестирование |
Достаточно ли солёный гороховый суп? |
Операция (действие) |
Солим гороховый суп |
Выход Подаём на стол |
Вход Пробуем гороховый суп |
«Соль в супе» - ТОТЕ |
Следует заметить, что, успешно применяя термины ТОТЕ для описания простых действий, мы можем рассматривать в качестве моделей ТОТЕ и более всеобъемлющие, важные процессы. Например, что ты думаешь насчет того, чтобы стать счастливым? Любые устремления к счастью также идеально демонстрируют работу модели ТОТЕ (Wijnberg et Hollander 1992). ТОТЕ счастья предполагает, что кто-то обладает способностью контролировать и распознавать свои эмоции. В этом случае у него имеется, по крайней мере, вход для тестирования (Т). Он знает, ощущает ли он себя счастливым, и насколько он счастлив. Следовательно, он может определить (это и есть тестирование, Т), достаточно ли ему этого. Если он счастлив, он начинает заниматься другими вещами (выход (exit), Е). Однако если он не счастлив (в достаточной степени), то он начинает что-либо предпринимать, что-то менять (О). Возможно, он начинает искать иной путь или решает, что ему нужно завести детей, или проводить больше времени с друзьями, или... Если ему это удается, он снова приступает к тестированию. Достаточно ли он теперь счастлив? Если нет, то он снова старается что-то изменить, и т. д.
Тестирование |
Счастлив ли я? |
Операция (действие) |
Добиваюсь изменений |
Выход Начинаю заниматься другими вещами |
Вход Каков мой настрой |
ТОТЕ счастья |
Внутри рамки большой модели ТОТЕ подобного рода находятся десятки, если не тысячи вспомогательных ТОТЕ. Их называют также гнездовыми ТОТЕ. Например, если кто-то становится счастливым оттого, что ест вкусный гороховый суп, то в этом случае добавление соли в суп будет являться вспомогательной ТОТЕ по отношению к ТОТЕ счастья...
Групповые процессы, например, способ управления предприятием, также могут демонстрировать работу моделей ТОТЕ. У предприятия имеется (в идеале) четко толкуемое представление о том, чего оно хочет достичь. Оно собирает информацию о том, в какой степени реализуется данное представление При этом речь может идти о показателях оборота или о прибыли, однако она может идти также об определенных новых продуктах или о степени удовлетворенности клиентов либо работников. Тестирование зависит от представления. Если человек доволен результатом, иными словами, если существует полное соответствие между результатами и целями, то человек чаще всего определяет новые цели. Ты должен что-то предпринимать. Если человек не доволен, он начинает предпринимать определенные действия, чтобы приблизиться к своей цели. Персонал проходит переподготовку, назначается новый директор, внедряются новые технологии и т. д.
Представление |
К чему мы стремимся? |
Действие |
Осуществление стратегических планов |
Новое представление |
Информация Показатели, отчеты, голосование |
ТОТЕ предприятия |
Модель изменения НЛП (см. главу 8, «Ресурсы») также может быть представлена в виде ТОТЕ, с «активацией ресурсов» в качестве важнейшей операции и фразой «Я могу то, что я хочу мочь» в качестве теста.
Тестирование |
Счастлив ли я? |
Операция (действие) |
Активизация ресурсов |
Выход Остановка |
Вход Каков мой настрой |
ТОТЕ счастья. Активация ресурсов |
Впрочем, действовать целенаправленно очень редко означает отображать одну единственную модель ТОТЕ. Вполне возможно, что добавление соли в гороховый суп еще может отображать одну модель ТОТЕ - как было продемонстрировано выше — однако как только речь заходит о чем-то более существенном, к примеру, «приготовлении горохового супа», в этом случае нам приходится создавать несколько моделей ТОТЕ. Чтобы привести разумное описание процесса приготовления горохового супа, нам необходимо несколько моделей ТОТЕ. Иногда речь идет о ТОТЕ, следующих друг за другом, иногда речь идет о так называемых гнездовых («nested») ТОТЕ.
Тестирование |
Готов ли суп? |
Операция (действие) |
Оставляем суп вариться |
Вход Пробуем суть |
Процесс «доведения до кипения» в качестве вспомогательной модели ТОТЕ |
Тестирование |
Суп варится |
Операция (действие) |
Оставляем на плите |
Вход Смотрим на суп |
Выход |
АНАЛИЗ TOTE
С помощью TOTE невозможно полностью описать весь процесс целенаправленного действия человека, однако ТОТЕ позволяет определить кибернетический минимум. Другими словами, ТОТЕ показывает, что в минимальном количестве необходимо для того, чтобы сделать поведение целенаправленным и эффективным. ТОТЕ дает ответ на вопрос: «Если я хочу достичь своей цели, что я для этого должен знать и делать?».
Желаемое состояние |
Какое я хочу получить |
Нынешнее состояние |
Какое оно в настоящий момент |
Сравнение |
Критерий Мерила, с помощью которого я даю оценку |
Тестирование |
Таким образом, это предполагает, что кто-либо:
(а) может почувствовать или измерить (вход) нынешнее состояние;
(б) имеет четкое представление о желаемом состоянии;
(в) может сравнить два этих состояния друг с другом;
(г) имеет критерий, на основании которого он может оценить различия (тестирование);
(д) знает различные способы достижения цели;
(е) может использовать данные способы на практике.
Теперь представим себе, что один из этих элементов отсутствует. Представим себе, что я вообще не пробую гороховый суп на вкус. Как же тогда я смогу узнать, достаточно ли в нем соли? Конечно, я могу попробовать рискнуть: положить примерно одну чайную ложку соли на кастрюлю супа. А вдруг в кастрюле окажется больше супа, или в ложке окажется меньше соли... А, может быть, я положу по ошибке соду вместо соли. Или представим себе, что в модели ТОТЕ моего горохового супа отсутствует какой-нибудь другой элемент. Представим себе, что я приехал из Гватемалы и вообще не знаю, насколько соленым должен быть гороховый суп. В этом случае я не смогу сравнить желаемое состояние с нынешним. Гватемалец может положить в гороховый суп достаточное количество соли только в том случае, если он уже хоть раз попробовал, насколько соленым он должен быть (иными словами, если у него имеется конкретное сенсорное описание).
Подобные проблемы ТОТЕ не воспринимаются слишком серьезно, когда речь идет о кастрюле горохового супа. Однако речь может идти о миллиардных суммах и больших личных разочарованиях, если рассматривать в качестве примера какую-либо международную корпорацию. Как часто происходит, когда команда менеджеров знает, что работать необходимо «экономически эффективно», «с учетом интересов клиента» и «прилагая максимум сил и энергии», однако при этом менеджеры имеют слишком расплывчатое представление о том, что конкретно это означает. Или они не обладают достаточной информацией (вход), необходимой для того, чтобы провести тестирование. Или они не имеют представления о том, чем нынешнее состояние отличается от желаемого, иными словами, у них нет четкого критерия. Достаточно ли того, что полученная прибыль на полпроцента ниже намеченного показателя? Или на протяжении длительного времени она не достигает достаточно высокого уровня?
КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Если в модели ТОТЕ отсутствуют какие-нибудь элементы, важно, чтобы они были восполнены. Ниже приводится обзор элементов, которые необходимы для эффективного целенаправленного действия (кибернетический минимум)
1.Цель
«Чего именно я хочу достичь?»
2.Вход, наблюдение, измерение
«На что я должен обратить внимание, чтобы узнать, достиг ли я поставленной цели?»
3.Тестирование, критерий
«Как я узнаю, что достиг поставленной цели?».
Сенсорное восприятие цели:
Визуальное («Что я увижу, когда достигну поставленной цели?»).
Аудио («Что я услышу, когда достигну поставленной цели?»).
Кинестетическое («Что я почувствую, когда достигну поставленной цели?»).
4.Операции (действия), альтернативы
«Известно ли мне по крайней мере три различных способа достижения поставленной цели?».
«Способен ли я применить эти способы на практике?».