Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка

Наши органы чувств передают нашему головному мозгу подавляющее количество сенсорных переживаний. Мы формулируем их посредством языка. Мы делаем обобщения в отношении действительности, которые мы выражаем при помощи слов. Если мы однажды сделали какие-то обобщения, впоследствии они оказывают влияние на наши ожидания и через них на наше восприятие. Мы должны пропускать тот сенсорный опыт, который не соответствует нашей модели мира или преобразовывать его таким образом, чтобы он ей соответствовал. Так возникает взаимодействие между нашей языковой моделью мира и нашим сенсорным «восприятием» мира.

3. Обобщения являются неправдой

Без обобщений, выражаемых посредством языка и других символов, мы не сможем обработать информацию, поступающую к нам через наши органы чувств. Однако практически каждое обобщение является в определенной ситуации неверным. Обобщение представляет собой некое краткое изложение, абстрактное восприятие некоторого количества конкретных ситуаций, которое впоследствии считается применимым ко всем конкретным ситуациям такого типа. Существует большая вероятность того, что где-то обнаружится прямо противоположный пример — ситуация, к которой данное обобщение совершенно не применимо.

Каждая модель мира уникальна

Каждый из нас обладает своим собственным уникальным восприятием действительности (собственной моделью мира). Принимая во внимание то, что мы не можем иметь непосредственного контакта с действительностью, в принципе, одна модель мира не более правдива, чем другая, не говоря уже о том, является ли «правда» вообще необходимым критерием. Таким образом, не имеет смысла спорить о характере действительности; так как неизбежно существует различие между миром и нашей моделью мира. Каждая индивидуальная модель мира имеет свои собственные возможности и ограничения. Вот об этом стоит подискутировать. Коммуникация происходит тем лучше, чем больше мы имеем точек соприкосновения и уважения к моделям мира других людей.

Ограничения и возможности заложены в модели мира

Ввиду того, что мы не имеем непосредственного контакта с действительностью, мы можем логически сформулировать наши возможности выбора, следовательно, мы не ограничены самой действительностью. Наши ограничения заложены — равно как и наши возможности — в нашей модели мира. Разумеется, это хорошо, что определенные ограничения, которые мы обнаруживаем в своей модели мира, согласуются с ограничениями в реальной действительности. Но мы узнаем об этом только в тот момент, когда отказываемся от этих ограничений в своей модели. Другая модель предполагает иные возможности и иные ограничения. Наша модель мира определяет наши ожидания и оказывает влияние на наше восприятие так, что именно с ее помощью мы принимаем важное решение о том, каким правом выбора нам воспользоваться, а каким — нет. Поскольку с философской точки зрения это относится ко всем возможностям и ограничениям, этот тезис будет более убедительным в том случае, когда речь будет идти о вещах, менее подверженных непосредственно сенсорному восприятию. Обобщение «Я могу пройти сквозь бетонную стену» имеет большой шанс все время оказываться несоответствующим действительности, даже если кто-то действительно верит в то, что может это сделать. Обобщение «Жить значит страдать» имеет гораздо больше шансов стать тенденцией или осуществиться в той степени, в которой кто-то способствует его осуществлению.

Человек обладает свободой принятия решения

Не существует прямой связи между нашими переживаниями и тем значением, которое мы им придаем. Говоря другими словами, к одним и те же переживанием можно «приклеить» множество различных языковых штампов. Определенному «факту» — что означает определенное чувственное восприятие либо определенное обобщение, которые мы считаем правдой — мы можем придавать любое значение, какое только пожелаем. Следовательно, мы можем сделать любой вывод. Если из факта, что сын родился на рассвете, кто-то хочет сделать вывод, что новорожденный является Новым Сыном Божьим, то он вправе это сделать. И никто не сможет привести неопровержимые доказательства того, что данный факт не имеет подобного значения.

Польза важнее, чем правда

НЛП основывается на нейро-лингвистической теории познания (по Корзыбскому), которая проповедует прагматический взгляд на истину и пользу. Прагматизм представляет собой философскую теорию, основоположником которой является Чарльз Саундерс Пайрс, а самым известным представителем — американский психолог Вильям Джеймс. В прагматизме «правда» является синонимом «полезности». Пайрс считает, что философия должна заниматься поисками «истины», точно так же, как на ранних этапах своего развития она пыталась дать определение «добру». Правда и ценность совпадают. Идеи оцениваются по единственному критерию — являются ли они полезными, действенными или благоприятными для достижения наших целей. Такой прагматизм вполне соответствует идеям Корзыбского о нашей модели мира. Потому что если мы не можем познать мир, то не имеет никакого смысла пытаться это сделать. Вместо того чтобы предпринимать бесплодные попытки отыскать соответствующее истине отражение действительности, лучше сделать что-нибудь полезное со своей моделью мира. Таким образом, прагматизм предлагает нам нести ответственность за каждый свой выбор.

8. Мы выражаем свое восприятие мира посредством наших чувств

Мы формируем отображение своего восприятия мира в пяти сенсорных системах (одна сенсорная система представляет собой непосредственно орган чувств плюс относящиеся к нему части центральной нервной системы): зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Мы формируем пять различных чувственных проекций мира, которые, как правило, образуют единое целое, но при этом предполагают различные возможности и ограничения. Люди отличаются друг от друга в том, что касается их предпочтений в использовании определенных сенсорных систем.

НЛП пользуется этими данными множеством различных способов. Одним из таких способов является установление очередности использования сенсорных систем (называемой стратегией), которая наделяет человека определенными умственными способностями. Другим способом может быть использование едва различимых деталей («субмодальностей»), превращающихся в отображение чувственного восприятия, в результате чего происходит также изменение конечных эмоций и поведения.

9. Опыт имеет структуру

Наше субъективное переживание имеет структуру. Это означает, что его можно подразделить на отдельные элементы и группы элементов. Структура переживания определяется при помощи нашей нервной системы. И раз мы можем изучать структуру переживания, то, в принципе, мы можем и изменять ее, а вместе с тем изменять и само переживание.

10. Важнейшая информация является невербальной

Невербальные реакции — большая часть которых возникает неосознанно — являются важнейшими источниками информации в коммуникации человека. Основываясь на том факте, что невербальные реакции предшествуют передаче информации средствами языка или совпадают с ней, но никогда не следуют за ней, антропологи заключили, что сначала человек развивал невербальную коммуникацию, а вслед за ней вербальную (Goodman 1988). Невербальные реакции представляют собой, как правило, более достоверное выражение того, что думает человек, чем те слова, которыми он выражает свои мысли.

11. Тело и сознание являются кибернетическим единством

Тело и сознание представляют собой взаимозависимое единство, то есть все, что происходит в одном элементе (в сознании), оказывает влияние на другой элемент (тело) и наоборот. Так, к примеру, любая мысль влечет за собой невербальную реакцию, и эту невербальную реакцию зачастую можно наблюдать. НЛП видит в невербальной коммуникации важнейший источник информации в коммуникации человека. О том, как человек структурирует свое внутреннее переживание, мы можем узнать по его невербальным реакциям. Если, к примеру, кто-то смотрит наверх, то существует большая вероятность того, что он мысленно представляет себе какой-нибудь образ. Таким образом, практически каждое внутреннее переживание сопровождается видимой физической реакцией. И наоборот, изменяя свое физическое состояние (например, позу или дыхание), мы можем влиять на свои мысли и эмоции.

12. Смысл коммуникации заключается в вызываемой реакции

Исходным пунктом может являться как неправда, так и любое иное обобщение. Но если кто-то исходит из того, что не цель сообщения, а реакция на него другого человека определяет, что означает это сообщение, то ему следует обращать внимание на реакцию, которую вызывает его сообщение. При этом можно заключить, что его коммуникация лучше всего подходит к модели ТОТЕ для целенаправленного действия (см. главу 6, «Раппорт»), так как он получает лучшее восприятие нынешней ситуации.

13. Индивидуум представляет собой совокупность взаимодействующих частей

Индивидуума можно рассматривать как группу субиндивидуальностей (или частей) со своими собственными мыслями, чувствами, манерами и убеждениями. НЛП исходит из того, что необходимо стремиться к максимальной согласованности между частями.

Понятие частей представляет важность при разрешении внутренних конфликтов. Это словосочетание означает в НЛП конфликты между двумя частями, каждая из которых обладает своими собственными ценностями, а иногда и своей собственной личностью.

14. Более эффективная модель содержит в себе больше выборов

Наиболее эффективными и благоприятными моделями мира являются те модели, которые предоставляют более многообразные возможности выбора, а не те, которые точны или правдивы. Модель с множеством возможностей выбора является более гибкой моделью. Модель с множеством возможностей выбора позволяет «пользователю» приспосабливаться к множеству различных ситуаций. Наряду с тем она лучше согласуется с «законом необходимой изменчивости» из кибернетики, в соответствии с которым в интерактивной системе наибольшее влияние на состояние системы оказывает элемент, обладающий самым большим числом вариаций.

15.Человек располагает всеми необходимыми ему ресурсами

Человек располагает — как сознательно, так и бессознательно — большим количеством ресурсов (духовных и физических возможностей выбора). Очень часто человек знает больше, чем он думает, что знает, а может зачастую больше, чем осознает. В НЛП процесс целенаправленных изменений рассматривается главным образом как активизация — чаще всего с помощью бессознательного — уже существующих психологических возможностей.

16. Бессознательное является важным

Учитывая, что осознанно мы можем воспринимать в одно и то же время лишь ограниченное количество информации, бессознательное оказывает большое влияние на наше внутреннее отражение действительности, наши ожидания, наше восприятие и наше поведение.

17. Возможность — это вопрос структуры

Индивидуальные возможности представляют собой, учитывая определенные дополнительные обстоятельства, способ, который человек использует для формирования своего внутреннего субъективного опыта. Зная структуру, в принципе, можно приобрести практически любую способность. Если один человек что-то может, другой может этому научиться. Каждый из нас, по большому счету, располагает одним и тем же неврологическим «аппаратом». Любая способность одного человека может быть — и в большей мере, чем часто предполагают — передана другому человеку при условии, что он готов, прилагая определенные усилия и проявляя самоотверженность, структурировать свой собственный субъективный опыт таким же образом, как тот, на кого он равняется.

Любое повеление имеет позитивную намерение

Каким бы деструктивным ни было определенное поведение, оно является, по крайней мере, частью индивидуума, который таким поведением хочет достичь чего-то позитивного. Негативное поведение легче изменить в том случае, если оно сообразуется с подобной позитивной целью.

В коммуникации не существует неудач

Целенаправленное действие осуществляется при помощи принципов кибернетики, и, прежде всего, модели ТОТЕ. Поэтому отрицательный результат в коммуникации и изменении мы можем рассматривать исключительно как обратную связь (feedback), а не как неудачу.

МОЛЕКУЛА НЛП

Практически все вышеупомянутые постулаты можно обнаружить и в других источниках. В этом смысле НЛП не ново. Все идеи, которые мы находим в НЛП, существовали еще до того, как возникло НЛП. Или, как в шутку заявляет Рене Дюба; «Благодаря таинственным новым техникам некоторым приверженцам НЛП удалось оказать такое влияние на древних философов, что те начали проповедовать идеи НЛП» (Duba 1993). Так Платон в свое время уже доказал, что действительность является не только простым воздействием физической действительности на наш субъективный опыт, а что определенную роль при этом играют наши идеи. В свое время Аристотель, в своем стремлении к чистым категориям, четко подразделил субъективные переживание на визуальные, аудио и чувственные элементы.

Фритц Перлс
Грегори Бейтсон
Милтон Х. Эриксон
Виржиния Сатир
Ноам Хомский
Альфред Корзыбский
Молекула НЛП

Учитывая, что НЛП является структурой, нужно отметить, что большинство элементов данной структуры не новы. НЛП ново в том смысле, что оно создало новые уникальные отношения, используя при этом уже известные ранее элементы. Иными словами, используя существующие элементы в качестве кирпичей, НЛП выстроило новую структуру. НЛП ново в том смысле, в котором является новинкой новое запатентованное химическое соединение: атомы существовали еще со времен сотворения мира, а нового соединения еще никогда не было... Если сравнить НЛП с молекулой, то составляющими ее атомами являются идеи:

Бейтсона

Эриксона

Перлса

Сатир

Хомского и

Корзыбского

Молекула НЛП черпает свои уникальные свойства не из атомов, а из их соединений. Давайте, к примеру, посмотрим на соединение между Милтоном Эриксоном и Альфредом Корзыбским. Оба они — величины «в себе и сами по себе» («in and of themselves»). Следовательно, у обоих мы обнаруживаем - точно так же как и у других «атомов» — определенное количество идей относительно НЛП. Две идеи, которые мы находим в НЛП, автором которых является Эриксон: (а) важность бессознательного и (б) невербальная коммуникация как центральный источник информации. От Корзыбского в НЛП пришли среди прочих следующие идеи: (а) различие между моделью мира и самим миром и (б) организующая функция языка. В НЛП эти идеи объединяются друг с другом. Если говорить конкретно, это происходит, например, в том случае, когда мы хотим вернуть кого-нибудь к воспоминанию, благодаря которому он сформировал определенное обобщение (убеждение). При этом мы работаем с такой разновидностью возрастной регрессии, которая практически полностью позаимствована из гипнотерапии Эриксона. Следуя Эриксону, мы исходим из того, что искомая информация находится в подсознании клиента, и что клиент из миллионов воспоминаний должен выбрать нужный фрагмент. Способ, которым мы помогаем клиенту полностью переместиться в прошлую жизненную фазу, языковые средства, которые при этом используются, являются детищами Милтона Эриксона. Кроме того, мы наблюдаем за невербальными реакциями абсолютно типичным для Эриксона способом. А то, что мы впоследствии делаем с обнаруженным переживанием, в большей степени позаимствовано уже у Корзыбского. Мы исходим из того, что клиент получил чувственное переживание, на котором основывается его обобщение. Иными словами, он пережил нечто и объяснил это средствами языка таким образом, что в данный момент это объяснение еще вызывает у него неприятные ощущения. Далее по Корзыбскому мы исходим из того, что на одном и том же впечатлении могли бы базироваться и другие, более благоприятные обобщения. В НЛП это называют перекодированием или рефрейминшм («refraining»): впечатление помещается в другую рамку и приобретает иное значение. При этом было бы полной глупостью, если бы мы — по примеру Корзыбского — не верили в различие между моделью мира и миром, то есть в различие между впечатлением и значением. Таким образом, здесь мы видим пример типичного соединения Эриксон-Корзыбский: гипнотическое явление (регрессия) используется для того, чтобы обнаружить ключевое переживание. А затем это переживание обрабатывается с помощью нейро-лингвистической философии Корзыбского. Например, в полном соответствии с этими двумя идеологиями можно воздействовать на подсознание (Эриксон), чтобы сформировать новые обобщения (Корзыбский). Или, к примеру, типичным для НЛП будет определение конгруэнтности нового обобщения (что типично для Корзыбского) посредством наблюдения за невербальными реакциями (что типично для Эриксона).

В главе «Молекула НЛП» мы проиллюстрировали пример только одного соединения. Соединения подобного рода и составляют сущность НЛП. НЛП сочетает в себе хорошие идеи различных мыслителей. Не Эйнштейн ли говорил: «Гений — тот, у кого есть две хорошие идеи»?

Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка - student2.ru

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЛП

Мягкий и приглушенный свет. В «сорра d'amore» (чаша любви – итал.) стоят две уставшие ложки. Где-то в глубине тихо звучит джаз, и официант ставит две чашки с ароматным каппучино на белую скатерть.

Как называется то, чем ты занимаешься? — спрашивает Соня с теплыми лучащимися глазами.

Нейро-Лингвистическое Программирование, — с гордостью произносит Рик.

Следует многозначительное молчание...

А что это такое?

Рик осторожно, чтобы не расплескать кофе, ставит чашку на стол. Ему хочется дать точное, понятное объяснение, которое бы произвело на Соню впечатление.

Его руки начинают очерчивать в воздухе невидимые предметы, и он говорит: «Это просто... э-э... Или нет, НЛП изначально являлось разновидностью..., да, или, вероятно, можно сказать, что НЛП имеет отношение к терапии, хотя, э-э...».

Желая снова увидеть мягкое безмятежное выражение Сониного лица, которое стало несколько прохладным и отстраненным, Рик решительно продолжает:

«О'кей! О'кей! В семидесятые годы Бэндлер и Гриндер начали заниматься моделированием... Или да, собственно говоря, их предшественником был Милтон Эриксон, который обладал способностью...».

Он останавливается, не находя нужных слов. Сложные схемы и разноцветные картинки кувыркаются в его голове, как акробаты на лужайке. Однако Сонины глаза требуют ясности. В этот момент Рику кажется, что музыка звучит пронзительно и режет слух.

«Ну да, собственно говоря, это очень просто... просто не нужно усложнять вещи. По сути, НЛП — это просто способ организовать свои мысли таким образом, чтобы достичь поставленных целей...», - предполагает он, теперь уже осторожней.

Но это снова не то.

Хотя на этот раз Соня по крайней мере понимающе кивает...

Рик с облегчением переводит дыхание.

О, да, — говорит Соня с энтузиазмом. — Ты имеешь в виду утверждения. Это, как у Луиса Хей. Я читала в одной его книге о том, что можно излечивать болезни, говоря себе определенные вещи. «Я открыт для всего» и так далее… Интересно, а ты тоже так делаешь?

Нет, нет...! Или да, некоторым образом да..., — говорит Рик. – Но это снова совсем не то. Хотя это тоже присутствует... Но то, что мы делаем, более научно. Хотя я полагаю, что наука тоже не располагает достаточной мудростью...

О, подожди-ка! — говорит Соня. — Мне кажется, что недавно об этом что-то писали в газетах... Да, что это была некая разновидность секты. Что они могли проходить сквозь огонь и тому подобное. И провозглашали, что могут все...

Нет! — в отчаянии стонет Рик, на лбу которого появляется испарина. - Этого я вообще никогда не делаю! Потому что это не имеет ничего общего с НЛП. По крайней мере... если и имеет, то очень немного. То, что я делаю гораздо более, э-э... да, профессионально, целенаправленно и так далее.

На секунду он отводит взгляд, затем закрывает глаза, покачивает головой и усмехаясь, думает. «Я должен суметь это объяснить!».

Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка - student2.ru

Но ответы так и остаются дремать в его подсознании. В его сознании просыпаются лишь все новые и новые вопросы. Разве он только что не получил сертификат по НЛП? Он все еще видит перед собой преподавателей и других участников семинаров. Разве они не разъясняли ему на протяжении целого года что такое НЛП? Моделирование, системы передачи опыта, критерии, предположения, фильтры восприятия, структуры, модели, субмодальности, рамки... Какие только упражнения он не выполнял! Тестирование целей посредством моделирования, наблюдение за невербальными реакциями, создание раппортов, закрепление якорей... Всего и не перечислить. И вот теперь он даже не может объяснить, что это такое!

— Мы могли бы расплатиться?..

ЧТО ТАКОЕ НЛП?

Ежедневно люди сталкиваются с определенным числом вопросов, желаний и проблем, если речь идет об их жизненных событиях и контактах. Как установить хороший контакт с коллегой по работе, если при этом мы не ладим друг с другом? Возможно ли позаимствовать у других людей формулу их успеха? Как моему образу мыслей примириться с тем, что в моей жизни все в порядке? И прежде всего: как примириться с тем, что не ладится в жизни? Какое влияние оказывает моя речь на мои эмоции? Как действует механизм образования мыслей? Возможно ли изменить личность человека? Можно ли по внешнему виду человека понять, о чем он думает? Как объяснить людям, что я думаю на самом деле? Может ли у организации случиться кризис личности, как это происходит у человека? И как в таком случае можно его преодолеть? Почему происходит так, что, если хочешь чего-нибудь очень сильно, тебе этого никогда не хватает? Как удается моему коллеге получить одобрение предложения, которое было отклонено, когда его выдвинул я?

На эти и многие другие вопросы НЛП дает практические, прямые ответы. Поэтому в последние годы об НЛП так много говорят и пишут. Но если прислушаться к рассказам и просмотреть книги и статьи об НЛП, то обнаружится, что для разных людей НЛП означает абсолютно разные вещи. Для кого-то это сподручное средство манипулировать клиентами и коллегами. Для кого-то НЛП является своего рода вероучением, позволяющим достичь буквально всего и при этом без особых усилий. Для кого-то НЛП — форма психотерапии.

Среди всего этого многообразия слов и точек зрения нам бы очень хотелось четко обозначить свою позицию. Для нас НЛП — это способ думать, позволяющий добиться конкретных изменений. Мы видим в НЛП практическую технологию коммуникации и изменений для людей, которым по роду своей профессии приходится взаимодействовать с другими людьми.

Долгие годы мы провели в поисках точного определения НЛП. Нам никак не удавалось заключить в рамки одного простого определения это необъятное пространство, которое постоянно увеличивалось в размере, отвоевывая новые и новые территории. Перебрав множество вариантов, мы, наконец, выбрали три различных определения, каждое из которых затрагивает отдельный аспект НЛП. Все три определения существенны. Большая часть того, что тем или иным образом связано с НЛП, подпадает под одно из этих определений. При этом очень важно уяснить следующее: НЛП воплощает в себе взаимодействие между тремя вещами, составляющими суть данных определений. НЛП как единое целое является чем-то большим, чем просто сумма этих трех отдельных частей. Мы представляем себе эти определения в виде трех прожекторов, свет которых направлен в одну точку. НЛП является светлым многоцветным пятном в центре, на которое попадают лучи света этих прожекторов.

Эти три определения следующие:

1. НЛП — это изучение структуры субъективного опыта.

2. НЛП — это моделирование.

3. НЛП — это коммуникативная технология.

Мы хотели бы подробней остановиться на каждом из этих трех определений.

НЛП

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1:
НЛП - ЭТО ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА

Прежде всего, НЛП — это изучение субъективного опыта НЛП занимается исследованием элементов, которые мы способны распознавать в наших внутренних переживаниях, выявлением свойств этих элементов, а также способов их взаимодействия. Человек обладает различными способностями и возможностями. Он мысленно слышит, видит и чувствует. Движения его тела необычайно многообразны. Он способен вести диалог с самим собой. У него есть определенные предположения и убеждения. Комбинация этих элементов называется в НЛП структурой субъективного опыта. Данная структура образует взаимозависимую систему. Изменение в одном элементе, например, другая комбинация внутренних образов, слов, звуков и движений, приводит к изменениям в других элементах: в результате возникают другие убеждения, другие эмоции и другое поведение. Благодаря этому человек может изменить свои взаимоотношения с окружающими.

Когда мы говорим: НЛП — это изучение структуры субъективного опыта, к этому можно добавить следующее: НЛП занимается исследованием того, как люди создают свои внутренние переживания. Основным вопросом при этом является: Как получается так, что человек испытывает то, что он испытывает? Как возникают чувства, мысли и убеждения? Рассмотрим один пример. Когда человек думает о своем приближающемся отпуске, его мысли состоят из некоторого количества не связанных друг с другом элементов. Он видит пляж с пенящимися волнами и белыми чайками. Мысленно он ощущает солнце на своей коже. Но, возможно, одновременно с этим он слышит голос, который говорит: «Но прежде ты должен завершить работу!». Два элемента (пляж и голос) сопровождаются смешанными чувствами: с одной стороны, желание, с другой стороны, некоторое напряжение. Он говорит об этом с одним из своих коллег. Потому что «нести ответственность» — это для него важный критерий, важная ценность, следовательно, работа должна быть завершена... То, что мы сейчас вкратце описали, является отдельными элементами структуры чьего-то субъективного опыта, связанного со словом «отпуск».

Все элементы данной структуры имеют определенные свойства. Изображение пляжа отчетливое или расплывчатое, близкорасположенное или удаленное. Голос, напоминающий о незавершенной работе, громкий или тихий, пронзительный или приглушенный. Да и чей это, собственно говоря, голос? И какое именно место занимает «ответственность» на шкале его ценностей? Нам потребуется исписать многие страницы, чтобы охарактеризовать структуру, которую имеет понятие «отпуск» для данного вымышленного лица. Структура является исходным материалом, с которым работает НЛП.

Закругленные края
Черный цвет
Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка - student2.ru
Белая прожилка
Стебель
Отдельные свойства элемента
Один элемент
Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка - student2.ru
Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка - student2.ru
Первый элемент
Второй элемент
Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка - student2.ru
Структура (соединение трех различных элементов)
Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка - student2.ru
Модель (повторение трех элементов, имеющих одинаковую структуру)
Мы осуществляем передачу нашего сенсорного опыта посредством языка - student2.ru

В НЛП мы заняты поиском моделей, то есть комбинаций элементов, повторяющихся в переживаниях человека. Поговорим о модели на примере обоев. Раньше узор обоев наносился путем размножения: из манильского картона вырезают определенную фигуру, которую затем многократно наносят на стену с помощью краски. Отдельные части этой фигуры являются элементами, их форма и цвет представляют собой свойства элементов. Вместе они образуют единую фигуру. Мы называем ее шаблоном (моделью), так как одна и та же фигура многократно наносится на обои.

Аналогичным способом выявляются и модели в опыте человека. Представим себе, что я решил нарисовать картину. Спонтанно я могу описать это следующим образом: «Я решил что-нибудь нарисовать». При этом я, вероятно, полагаю, что привел понятное описание. НЛП в данном случае интересуют следующие вопросы: Какова структура данного решения? Что представляют собой элементы опыта, каковы их свойства и взаимоотношения, которые в совокупности обозначают понятие «решение»? Сначала я ощутил некоторое беспокойство в своем теле, в области желудка и грудной клетки. Это ощущение исчезло само по себе, а затем появлялось еще несколько раз в течение дня, с каждым разом все сильнее. В определенный момент я ощутил это беспокойство настолько явственно, что просто замер и внезапно увидел расплывчатые очертания освещенного солнцем помещения. Это помещение возникло в моих мыслях. Оно оказалось мастерской, в которой пахло скипидаром. Я смутно разглядел большие цветные пятна. Я сказал себе: Вероятно, я должен что-нибудь сделать. Я попробовал мысленно проделать определенные движения: Вот я выравниваю поверхность, выравниваю края бумаги, рисую красками. Получалось неплохо, но одновременно с этим что-то во мне говорило: «Что за ерунда, нельзя ли сделать все попроще?» Потом я решил отправиться на следующее утро купить несколько тюбиков краски и приступить к созданию картины в своем рабочем кабинете. Я мысленно увидел себя на расстоянии, словно я парил где-то сверху, и я сказал себе «да». «Я сделаю это!» — подумал я, причем подумал об этом с большим энтузиазмом. На следующий день я благополучно об этом забыл, но когда я вышел в город, мой взгляд невольно упал на витрину магазина красок, мимо которого я хожу каждый день. Так мои внутренние процессы невольно повлияли на мое восприятие мира, который меня окружает. Все эти элементы я объединил в одно простое предложение: «Я решил что-нибудь нарисовать».

Одной из заслуг НЛП является то, что оно позволяет нам наделять нашу речь живым сенсорным содержанием. Элементы описанной выше «структуры решения» включают в себя сознание. Они обладают, как мы уже заметили, определенными свойствами, которые в НЛП называют субмодальностями. Запах скипидара, вероятно, рядом и едва уловим. Внутренний голос, вероятно, громок по силе звука и решителен по тону. Если бы эти свойства были иными, решение могло бы быть выражено иначе. Если бы я, например, увидел пятна не смутно, а отчетливо, я, возможно, смог бы также разглядеть, что это была дилетантская и весьма неумелая работа художника. И, вполне возможно, я принял бы решение вообще ничего не рисовать... Или если бы запах скипидара был более сильным, я бы, вероятно, вспомнил о том, как трудно вычистить из-под ногтей масляную краску.

Не только свойства элементов опыта, но и последовательность, в которой я их вызываю, может быть важным аспектом структуры. Вспомним, как развивались события. Сначала я представил себе процесс рисования, и это показалось мне весьма приятным. Затем у меня возникли возражения - в форме слов, а не в форме образов — и тут я нашел решение. Если бы события развивались по-другому, в другой последовательности, все могло бы обернуться иначе. Если бы сначала я услышал возражения, возможно, я бы даже и не подумал заходить в эту мастерскую и отказался бы от этой затеи с рисованием. Иными словами, субъективный опыт имеет структуру. Структура представляет собой комбинацию элементов со специфичными сенсорными свойствами. Если мы изменяем эти свойства либо вносим изменения во взаимосвязь элементов, возникает другая структура. Другая структура ведет к другим эмоциям и другому поведению.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2:
НЛП — ЭТО МОДЕЛИРОВАНИЕ

Наше второе определение следующее: НЛП — это моделирование. Моделирование заключает в себе: нанесение на карту возможностей человека, чтобы передать их другим людям. В этом смысле НЛП представляет собой разновидность повсеместно применяемой техники обучения: создание на основе особых возможностей человека нейтральной по содержанию модели для ее последующего анализа, осмысления и переноса.

Техники моделирования
 
 
СПЕЦИАЛИСТ
Целевая группа
Приверженец НЛП
Структура опыта
Контрастирование
Структура субъективного опыта не изучается в НЛП для приобретения теоретических знаний. Субъективный опыт изучается исключительно в практических целях. Когда речь заходит о какой-то проблеме, структура изучается с целью научиться ее изменять. Однако зачастую приверженцы НЛП изучают субъективный опыт какого-нибудь человека не потому, что у него имеется какая-то проблема, а для того, чтобы он мог сделать что-нибудь особенно хорошее. НЛП выявляет существенные внутренние модели, которые делают специалиста специалистом: различие, которое создает различие. Целью является перевод этих особых возможностей в доступные для обучения техники, чтобы передавать эти возможности другим людям, например, студентам или коллегам. В связи с тем, что моделирование занимает центральное место в НЛП, не только как техника, но также как манера поведения, НЛП можно определить, как восприятие, оставляющее за собой шлейф новых техник («аn attitude that leaves a trail of techniques behind it»). Благодаря принципу моделирования НЛП продолжает развиваться: ежегодно по всему миру осуществляется моделирование десятков новых людей и развитие новых техник НЛП. Первое определение (НЛП — это изучение структуры субъективного опыта) и второе определение (НЛП — это моделирование) тесно взаимосвязаны друг с другом. Моделирование становится возможным благодаря тому, что мы можем распознавать структуру внутреннего опыта человека, то есть благодаря тому, что мы имеем возможность выявлять в его внутреннем опыте существенные элементы, их свойства и взаимосвязь.

Возможности человека напоминают мелодии. Если мы можем записать мелодию в нотную тетрадь, владеем нотной грамотой и умеем играть на соответствующем музыкальном инструменте, мы можем сами сыграть эту мелодию - на наш собственный лад — и научить этому других людей. Однажды мы моделировали специалиста предприятия, которому особенно хорошо удавалось проведение интересных презентаций. Сначала мы несколько раз просто наблюдали за ним во время его работы. Затем мы поговорили с ним о том, что он испытывает, когда проводит презентацию. На основании этой информации мы установили, что являлось моделью в его субъективном опыте, внутренней моделью, которая позволяла ему так успешно проводить презентации. Помимо всего прочего мы обнаружили, что он постоянно сочинял мелодии определенного вида, которые он впоследствии проигрывал на слух для своей публики. Таким образом, мы смогли создать новую технику НЛП, на основании которой мы научили своих у

Наши рекомендации