Программа по технологии. Её составные части

Образовательной программой считается документ содержания педагогическую концепцию в соответствий с основными целями предпринимаемой деятельности с указаниям средств, методов и технологий их реализации.

В современной педагогической литературе выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ.

1. Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественой жизни.

2. Прогностичность – способность обратить не только сегодняшние требования к образованию, но и будущие.

3. Рациональность – свойство программы определить такие цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально полезный результат.

4. Реалистичность – свойство цели и средств ее достижения.

5. Целостность – свойство программы обеспечивать согласованность, взаимодействие и последовательность действии для реализации целей.

6. Контролируемость – свойство программы предлагать этапы и способы проверки промежуточных и конечных результатов.

7. Корректируемость – cвойство программы своевременно обнаруживать отклонения или сбои, быстро на них реагировать, меняя детали, переставляя разделы, варьируя методику.

Учебная программа – основной документ, которым руководствуется учитель при определении объема знания и умений на учебный год, четверть, неделю, отдельный урок. Поэтому учитель обязан не только представлять программу в целом, но и прослеживать дидактические связи от раздела к разделу, от темы к теме.

В 1 – 4 кл. осуществляется начальный этап профессионального самоопределения уч-ся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в быту.

На этом этапе закладывается база для подготовки уч-ся к активной самостоятельной и трудовой жизни.

В основе построения структуры содержания т. лежит блочно-модульный принцип.

Блок – 1 – 4 кл. «Введению в технологию» в виде отдельных модулей изучается технологии прикладного художеств. преобразования таких материалов, которые не требуют при обработке значит. физических усилий, но способствуют эстетическому и познавательно-трудовому развитию уч-ся, совершенствованию четкости и точности манипулятивных функций рук и пальцев, что обеспечит в дальнейшем эффективное владение различными ручными инструментами.

Это могут быть работы с бумагой, древесиной, природными материалами, папье-маше, пенопластам, фольгой и мягкой проволокой, текстильными материалами, глиной.

Каждый из предложенных модулей представляет собой технологический процесс обработки определенного материала, либо группу работ, объединенных смысловыми и дидактическими целями.

Структура самого модуля четко определена: знания, умений, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

В течение всего периода обучения т. каждый уч-ся выполняют 3 проекта, по 1 в год, начиная с 1 кл. в 4 четв. Проект – творческое, завершенная работа, соотв. возрастным возможностям уч-ся.

Содержательной основной прогр. явл. первоначальные знания о т. ручной обработки материалов, простейших технологических устройствах, выращивании растений, санитарном состоянии современного жилища.

Один из важн. разд. Культура дома – правила поведения, сервировка стола, семейные праздники, отношения в семье, уход за домом – уборка, мытье посуды, уход за дом. растениями.

Изучение элементов технологии направлено на влияние общих закономерностей изготовления изделия из различных материалов (принцип политехнический)

Программа предполагает ознакомление учащихся с элементами организации и экономики, включение в производственные отношения,профориентации.

Дифференцированное обучения, игровые формы, путешествия.

В основу образовательной программы по технологии положено обучение, основанное развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о технологии обработки различных материалов.

Программа – стержень учебного предмета. Фиксирует содержание, определяет методы преподавания, дидактические пособия, сроки изучения.

Проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении предлагаемого учебного материала. Технология проектирует у школьников более высокий тип мышления, чем тот, на который ориентировано традиционная система обучения (эмпирическое на научно-теоретическое).

Межпредметные связи

Технологию можно рассматривать как сквозной предмет, дающий уч-ся возможность применить на практике ЗУ, получения на др. уроках. Кроме того, во время технологической подготовки перед уч-ся возникают проблемы, которые требуют основательных знаний основ разных наук. Это побуждает уч-ся более глубоко изучать математику, родной язык, природоведение, ИЗО.

Пр. Модель корабля в действии

Физика - гидравлика, механика, динамика, трение;

математика – способы расчета, вычислений, измерений,

изо, черчение – изображение модели, рисунков чертежей,

история – виды корабля,

рус. язык – обозначение частей корабля,

химия – свойства материалов.

Опыт проведения уроков на уровне современных требований ставит перед учителем задачу в первоначальную политехническую подготовку уч-ся включать раньше, чем это предусмотрено программой, изучение элементов:

физики - физ. св-ва материалов, некоторые понятия гидравлики, механики, динамики, машиноведения, электротехники;

черчения – масштаб, проекция, чертежные линии, их обозначение;

химии – получение бумаги, ткани, пластмасс, металлов;

биологии – выращивание растений, уход за ними;

элементов социологии и экономики – культур. и труд. традиции семьи, рода, края, разделение кооперации, качество работы, экономия, рациональность;

информационных технологий – если позвол. усл.

Все это обязывает учителя пропедевтически вводить элементы основ наук, изучаемых в V – VIII кл.

Вместе с тем учитель укрепляет связи уроков технологии с уроками математики, русск. яз., природоведения, изо.

Матем. – счет, вычисл. анализ сравнение, измерения, измерения, графич. деления, геометр. материал, меры делении, объема веса, матем. пособий, решение задач на материале уроков.

Родн. яз. – правописание, произношение нов. терминов, обогащение словаря, представлений и разл. материалах, чтение развитие речи.

Природовед. – свед. Ветре, глине, деревьях, песка.

ИЗО – на лепке, апликациях, худ. обр. матер.

Музыка – ритм, темп, настроение.

Т.О. с 1 стор., труд дает уч-ся возможность применять теоретические знание на практике, а с др. – побуждает их более глубоко изучать основы наук.

Наши рекомендации