История развития трудового обучения в начальной школе
История развития трудового обучения в начальной школе
Ручной труд изучается в общеобразовательных школах с 60-х г. 19 в. Впервые ручной труд как учебный предмет стал преподаваться в школах Финляндии, затем Англии, Германии, Швейцарии, США.
В России ручной труд стал вводится с 1884 г. Преподавание труда должно было решать задачи воспитания трудолюбия, развитие руки, ее способности к тонким дифференцированным движением и таким же точным усилиям, развития глазомера, трудовой смекалки и т. д.
Объективная необходимость введения ручного труда в общеобразовательной школе – ответ на требования социально-экономического развития общества к качеством личности членов этого общества.
Постепенно складывалась методика обучения. Типовые программы по ручному в 1915 г. отмечали необходимость проведения «объяснительных» уроков отдельно от практических.
Осложнение 2 крайними взглядами: 1 – не надо вводить ручной труд, т. к он профессионализирует школу, 2 –уроки труда не дают достаточных ЗУН, надо вести обучения по профессиям.
С первых лет строительства советской общеобразовательной школы трудовое обучения вводилось исходя из задач трудового воспитания и политехнического обучения подросткового поколения.
Обучение строилось на формировании профессиональной выучки, на привитии ремесленных умений и навыков.
В 20-е г. на некоторое время внедрялась комплексная система обучения, согласно которых элементы знаний по основам наук группировались вокруг конкретных трудовых заданий учащихся.
Пример: задание – выкопать грядку;
черчение – начертить форму грядки;
математика – вычислить площадь;
естествознания – определить грунт.
В 30-е г. трудовое обучение – отдельный предмет. Недостаток квалифицированных учителей, материальная база в 37 г. – исключен из учебного плана, как самостоятельный предмет (только вне школы). Это серьезно сказалось на практической подготовке школьников к труду в сфере материального производство. Но в это время складывается и активно развивается система внешкольного обучения. Создаются Дома пионеров, станции юных техников, кружки по интересам.
С 1955 г. трудовое обучение вводится в начальной школе. В его содержание входит обработка бумаги, картона, начальные работы с древесиной и др., ткани.
Социальный заказ общества: развивающейся экономике нужны были значительные массы квалифицированных рабочих. Необходимость политехнической подготовки и ранней профориентации.
Физический труд – почти синоним деятельности.
2 взгляда: замена трудового обучения – профессиональным или исключение совсем.
80-е г. Четырехлетнее обучение в начальной школе. Содержание практически не менялось. 90-е г. Меняются ценностные ориентации, смена приоритетов, целевых установок в обучении и воспитании школьников.
В 1992 г. разработан государственный базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации, согласно которому учебные предметы «Трудовое обучение», «Черчение» и нек. др. Трансформированы в образовательную область «Технология».
В 1997 г. под рук. проф. Симоненко В.Д., Хатунцева Ю.Л. разработана программа образовательной области «Технология» для 1- 11 кл.. Содержание сейчас уточняется, ведется опытно-экспериментальная работа по его проверке.
В труде происходит физическое развитие ребенка. Мускульная работа влечет за собой качественные функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность.
У младших школьников плохо развита мелкая моторика, уроки ручного труда позволяют развивать мышцы пальцев.
Вместе с мыслительной деятельностью развивать и язык ребенка (технический термин, технологическая грамота).
Знание получены из воздействия на вещи, более прочно сохраняются в памяти, т. к. функционируют различные анализаторы ребенка.
Кинестизеческие ощущения – движение мышц, сопротивление материала.
Слуховые – хруст, шуршание;
зрительные – цвет, длина, толщина;
Обоняние – запах.
Одновременное функционирование многих анализаторов устанавливают в коре большого полушарии головного мозга большое количество новых связей, что обеспечивает прочные знания.
Вывод: Уроки технологии с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимо современной школе.
Политехнический п-п.
У уч-ся с I класса должны формироваться представления о наиболее типичных чертах современного пр-ва и обобщенные умения, которая уч-ся могли бы переносить в новые трудовые ситуации.
Политехнизм – целая система, в основе которой лежит изучение техники в различных её формах, взятой в ее развитии и всех её опосредованиях. Сюда входит изучение живой природы, технологии материалов, орудий производства.
Пути реализ.
Можно учить шить по-разному: 1) Ровные стежки; 2) связать с изуч. материала и инструмента, чтобы ребенку стало ясно, как для разного материала для одного и того же процесса нужен разный инструмент. 1 сила – кисел, 2 – сукно, кожа ,бумага – клей, дерево – гвоздь.
Предполаг. Ознакомление с предметом труда (обрабатываемыми матер.), орудиями труда (инструм.), деятельностью человека в труде (оперирование орудиями) и продуктами труда (изделие).
Принцип научности.
Уч-ся должны овладеть научно-достоверными знаниями, которые объективно правильно отражают предметно-практическую деятельность людей.
Пути: 1) использования строгой технической терминалами, принятыми в науке символическими обозначениями, размерностью, оформление чертежей, правильное назв. инст., матер. оборудования;
2) Вследствие ограниченности жизненного опыта детей учитель часто не может сформировать глубокие научные понятия, но обязан дать уч-ся понятным им языком правильные научные представления. При моделировании – представл. о машине и её частях, объяснить, почему корабль не тонет, самолет летит, башенный кран не падает;
3) Ознакомление уч-ся с историей изучаемых техническим явлений и законов.
Наглядность в обучении т.
Один из ведущих п-пов начал. обуч., внимание уч-ся, углубляет интерес к изуч. Материалу, разв. Внимание, воображение, наблюдательность, мышление.
Исп. в комплексе все извест. виды наглядности 1) демонстр. труд. операций, приемов работы, образцов, опытов, макетов и моделей, рисунков, эскизов и чертежи, схем и технологических карт, показ диапозитивов, диафильмов, кинофильмов – внешняя наглядность;
2) опора в уч. проц. на образное представл. уч-ся технических объектов, явлений и процессов, наблюд. Ранее – внутренняя наглядность.
Задачи МПТ
МПТ, исследуя закономерности процесса обучения технологии, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы:
1) Для чего учить (цели и задачи).
2) Чему учить (содержание обучение).
3) Как учить (формы, методы, средства).
4) Каковы условия обучения.
Детализируя эти общие задачи МПТ можно выделить ряд конкретных задач:
1. Формирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии исходя из общих целей и задач обучения.
2. Разработка требований к содержанию обучения технологии уч-ся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по реализации стандарта, учебных программ, учебников и их экспериментальная проверка.
3. Отбор наиболее целесообразных форм, методов, приемов обучения, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д.
4. Разработка путей осуществления связи теории и практики, связи изучения т. с основами наук.
5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы уч-ся, исследование возможностей в удовлетворении интересов и склонностей, развития творческих способностей и технического мышления.
6. Разработка материального оснащения процесса обучения, требования к нему.
7. Разработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбора форм организации учебной деятельности уч-ся.
8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями уроков.
Связь МПТ с другими науками
МПТ связана с педагогикой, психологией, социально-гуманитарными науками в целом, с другой стороны с техническими науками, прежде всего с дидактикой.
Большая роль в развития МПТ играет ее связь с психологией. С общей, которая раскрывает природу и сущность психической деятельности, ее основные формы, законы возникновения и развития – естественнонаучная основа, определяющая воспитательное влияния на развития личности ученика в процесс обучения т.
С возрастной – учет психологического развития детей разного возраста.
С педагогической – вопросы психологии обучения и воспитания.
С психологией труда, инженерной психологией – при определении содержания обучения.
С социально-гуманитарными науками, с культурологией – проблемы воспитания в процессе обучения, развитие социально-значимых качеств личности
С техническими, естественными науками.
Связи методики ПТ с социально-экономическими и техническими науками лежат в основе всей системы профессионально-педагогической подготовки учителей технологии, а методика преподавания технологии является системообразующим элементом этой подготовки.
Межпредметные связи
Технологию можно рассматривать как сквозной предмет, дающий уч-ся возможность применить на практике ЗУ, получения на др. уроках. Кроме того, во время технологической подготовки перед уч-ся возникают проблемы, которые требуют основательных знаний основ разных наук. Это побуждает уч-ся более глубоко изучать математику, родной язык, природоведение, ИЗО.
Пр. Модель корабля в действии
Физика - гидравлика, механика, динамика, трение;
математика – способы расчета, вычислений, измерений,
изо, черчение – изображение модели, рисунков чертежей,
история – виды корабля,
рус. язык – обозначение частей корабля,
химия – свойства материалов.
Опыт проведения уроков на уровне современных требований ставит перед учителем задачу в первоначальную политехническую подготовку уч-ся включать раньше, чем это предусмотрено программой, изучение элементов:
физики - физ. св-ва материалов, некоторые понятия гидравлики, механики, динамики, машиноведения, электротехники;
черчения – масштаб, проекция, чертежные линии, их обозначение;
химии – получение бумаги, ткани, пластмасс, металлов;
биологии – выращивание растений, уход за ними;
элементов социологии и экономики – культур. и труд. традиции семьи, рода, края, разделение кооперации, качество работы, экономия, рациональность;
информационных технологий – если позвол. усл.
Все это обязывает учителя пропедевтически вводить элементы основ наук, изучаемых в V – VIII кл.
Вместе с тем учитель укрепляет связи уроков технологии с уроками математики, русск. яз., природоведения, изо.
Матем. – счет, вычисл. анализ сравнение, измерения, измерения, графич. деления, геометр. материал, меры делении, объема веса, матем. пособий, решение задач на материале уроков.
Родн. яз. – правописание, произношение нов. терминов, обогащение словаря, представлений и разл. материалах, чтение развитие речи.
Природовед. – свед. Ветре, глине, деревьях, песка.
ИЗО – на лепке, апликациях, худ. обр. матер.
Музыка – ритм, темп, настроение.
Т.О. с 1 стор., труд дает уч-ся возможность применять теоретические знание на практике, а с др. – побуждает их более глубоко изучать основы наук.
Собственно репродуктивный.
Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Он используется для приобретения учащимися умений и навыков.
Применению репродуктивного метода, как правило, предшествует объяснительно-иллюстративный. Эта цель достигается другими методами.
В репродуктивном метод е обучения уделяются следующие признаки:
1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;
2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.
Главное преимущество данного метода — экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами [12, c. 315].
На уроках технологии применяется, например, при изготовлении открытки в точности по готовому образцу.
§ Активные методы.
Активные методыориентированы на формирование у обучаемых умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование оперативного мышления. Активные методы обучения предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и умения. Применение этих методов позволяет успешно развивать у учащихся навыки учебно-познавательной творческой и трудовой деятельности, способствует более осмысленному и самостоятельному усвоению знаний.
По сравнению с репродуктивными эти методы имеют ряд преимуществ. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во-вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого учащегося по решению проблемных задач, в ходе самостоятельного поиска; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным использованием имеющихся у обучаемых знаний. Именно с активным обучением связывается возможность формирования у учащихся технического мышления, конструкторско-технических навыков, возможностей вести самостоятельный поиск и т.д.
Содержание активных методов обучения
Активные методы обучения делятся на:
v Проблемный или метода проблемного изложения материала;
v Эвристический или частично-поисковый;
v Исследовательский.
Проблемное обучение основано на создании особого типа мотивации - проблемной, поэтому требует соответственного конструирования содержания учебного материала, который должен быть представлен как система проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными: по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации и др.
Проблемная ситуация- это психологическое состояние затруднения, характеризующееся тем, что учащийся хочет решить проблему, но не может этого сделать при помощи тех знаний, которые у него есть. Это ситуация противоречия между желаемым и действительным.
Проблема - это нестандартная задача, для решения которой требуется поиск новых путей применения прежних знаний. Проблему еще называют поисковой задачей.
Учебная проблема- это поисковая задача, для решения которой учащимся необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть ими самостоятельно или с помощью педагога добыты. Учебная задача, которую учащийся в состоянии решить привычными способами на основе имеющихся знаний, проблемной для него не является.
Проблемная ситуация создается с помощью специфических действий преподавателя, мастера, их вопросов, подчеркивающих новизну, важность, оригинальность и другие отличительные качества изучаемого объекта.
Планировать проблемные ситуации можно на различных этапах учебного занятия: на этапе введения в учебную деятельность, на этапе изложения материала, на этапе контроля.
Сущность метода заключается в следующем: учитель вызывает проблемную ситуацию; направляет учащихся на ее решение. Учащиеся попадают в ситуацию, когда человек сам себя обучает. Результатом этого являются новые знания и способы деятельности.
Несмотря на вышеперечисленные достоинства поисковых методов, они не могут быть единственно применяемыми в практике учебного процесса.
Более высокий уровень самостоятельности несет в себе частично-поисковый метод. Эвристический, как его по-другому называют, метод выражается в следующих его характерных признаках:
1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Этот метод требует от учителя привлечения учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют учащиеся. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства (устное слово, таблицы, опыт и т.п.), как и при других методах. По способам, характерным для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.
Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся - учитель — учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.
Этот метод приближает учеников к поисковой деятельности.
Создать проблемную ситуацию на уроке технологии можно, используя следующие приемы:
1. Подвести обучаемых к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения.
2. Столкнуть противоречия практической деятельности.
3. Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
4. Предложить обучаемым рассмотреть явление с различных позиций.
5. Побудить обучаемых сделать сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставить факты.
6. Поставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
7. Определить проблемные теоретические и практические задания.
8. Поставить проблемные задачи.
Решение проблемных задач на уроке технологии осуществляется в несколько этапов:
1. наблюдение и изучение фактов и явлений;
2. выяснение непонятных явлений, постановка проблемы;
3. выдвижение гипотез;
4. формулирование решения, объяснения;
5. проверка решения;
6. практические выводы о возможном и применении полученных знаний.
Требованияк проблемным ситуациям и проблемам:
1. Создание проблемной ситуации должно, как правило, предшествовать объяснению или самостоятельному изучению учащимися нового учебного материала.
2. Познавательная задача составляется с учетом того, что проблема должна основываться на знаниях и умениях, которыми учащийся владеет. Она должна быть достаточной для понимания сути вопроса или задания, конечной цели и путей решения.
3. Проблема должна быть интересной для учащихся, стимулировать мотивацию их активной познавательной деятельности.
4. Решение проблемы должно вызывать определенную познавательную трудность, требующую активной мыслительной деятельности учащихся.
5. Содержание проблемы по трудности и сложности должно быть доступным для учащихся, соответствовать их познавательным возможностям.
6. Для усвоения сложной системы знаний и действий проблемные ситуации и соответствующие проблемы должны применяться в определенной системе: сложное проблемное задание расчленяется на более мелкие и частные; в каждой проблеме выделяется один неизвестный элемент; материал, сообщаемый преподавателем и усваиваемый учащимися самостоятельно, должен быть дифференцирован.
При проведении проблемного урока следует руководствоваться следующимиметодическими приемами:
§ Умелый отбор учебного материала, имеющего «естественную проблемности», и создание на этой основе соответствующих проблемных ситуаций.
§ Анализ совместно с учащимися возникшей проблемной ситуации и формулировка основной проблемы; обеспечение условий осознания и принятия ее учащимися.
§ Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе выполнения проблемного задания путем анализа данных, сравнений, сопоставлений, применения направляющих, корректирующих, мобилизующих «подсказок», проведения с учащимися эвристических бесед и т. п.
§ Выделение по ходу урока частных познавательных задач различной сложности с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
§ Подведение учащихся к частным и общим выводам; соотнесение их с основной познавательной задачей, проблемой; корректировка выводов.
§ Формулирование совместно с учащимися основного вывода, решения, утверждения на основе обобщения результатов проведенной на уроке работы.
Опыты и наблюдения.
При работе с бумагой и картоном на простейших, опытах и наблюдениях знакомятся дети со строением бумаги, обращает их внимание на то, что линии разрыва бумаги вдоль волокон получаются ровнее, чем поперек волокон. Полоска бумаги, вырезанная вдоль волокна, прогибается меньше, чем такая же полоска, вырезанная поперек волокон (рис. 14а, б). Сырая полоска бумаги, отрезанная вдоль волокон, при высыхании свертывается равномерно, а полоска, вырезанная поперек волокон, при высыхании коробится, становится неровной, волнистой (рис. 1 а, б).
Эти свойства бумаги необходимо учитывать при изготовлении самых разнообразных изделий. Например, при окантовке изделий надо обязательно уточнить с детьми, почему полоски, бумаги для окантовки нужно нарезать вдоль волокон. (Тогда они ровнее лягут вдоль краев, оклеиваемых деталей. Если же полоски нарезать поперек волокон, то при высыхании их поверхность будет иметь морщины).
«Рис.2. 2»
История создания бумаги
Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги и журналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т. д. Редко кто задумывается о том, что бумага — необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний.
С момента своего рождения бумага стала активным средством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром ее называют «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений огромное наследие прошлого и настоящего. Бумага и возникла в результате многовековых поисков материала для закрепления мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе, вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах, базальтовых валунах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах, в том числе и в нашей стране. Много подобных рисунков обнаружено в Монголии, Индии, Австралии, Мексике, среди песков Сахары, на Кубе. Этим рисункам по пять — пять с половиной тысяч лет. Позднее на смену камню пришли глиняные таблички. Рисовали на них палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения на камне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки письма стало возможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны.
Человек не переставал искать все более легкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записи делали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые планки и выжигали на них иероглифы накаленным шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте. Большое количество таких берестяных грамот было обнаружено археологами при раскопках культурных слоев новгородской земли XI—XIV вв..
В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилии произрастал на мелководных участках озер и рек. С берегов Нила он поступал в Европу и Азию. На папирусе египтяне изображали события своей жизни, различные обычаи, обряды, ремесла.
Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал получил свое название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром по выделке кож и где во II в. до н. э. начали изготовлять новый материал для письма.
На Руси пергамент стали выделывать в XV в. для государственных грамот, сводов законов, особо ценных книг. Например, свод древнерусского феодального права «Русская Правда» написан на пергаменте.
Пергамент — прочный, эластичный, долговечный, но очень дорогостоящий материал, прослужив людям на протяжении столетий, уступил дорогу только бумаге. Она была впервые получена во II в./в Китае. Считается, что бумагу изобрел Цай Лунь. В течение многих веков перед его изображением в древнем китайском храме Гуэ-Фэнг паломники ежегодно возжигали курения.
Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобы сохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей — в Средней Азии, Японии, Корее и др.
Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумаги овладели в Индии, Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую, которую изготовляли из бамбуковых стеблей.
В этих странах вырабатывали много различных видов бумаги и научились разнообразному их применению. В торжественных случаях художественно оформленные листы «серебряной» и «золотой» бумаги навешивали на триумфальные арки, а также создавали всевозможные украшения. Прозрачную бумагу использовали вместо стекол, вставляя ее в оконные рамы. Производились бумажные платки, веера, зонтики, салфетки. Бумажными обоями оклеивали комнаты, но это могли позволить себе только богатые люди. Вырабатывался и особый вид душистой бумаги, которую для благовоний сжигали в храмах. В праздник Нового года улицы украшались гирляндами цветов, разноцветными бумажными фонариками. По улицам двигались процессии с изображениями драконов, тигров, слонов и других животных, созданными из бумаги. В каждой семье тщательно готовились к встрече Нового года — вырезали из цветной бумаги фигурки зверей, делали фонарики, красивые бумажные поделки путем сгибания и складывания. В этой работе активно участвовали дети, что придавало ожиданию торжества радостное, праздничное настроение.
Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды.
Изобилие бумаги позволило арабским халифам создавать огромные библиотеки. Например, библиотека халифа Абдар-Рахмана в конце X в. насчитывала свыше 400 тысяч рукописей на бумаге по разным отраслям знаний.
В Европе бумага стала производиться с XII в. сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.
Россия ввозила бумагу из Франции и Голландии, потому что первая бумажная мельница была построена лишь в XVI веке в селе Вантеевка в тридцати километрах от Москвы, но просуществовала эта мельница всего два-три года, а потом сгорела.
Известно, что в XVII в. работали две бумажные мельницы. Первая из них появилась в 1655 г. на реке Пахре по приказу патриарха Никона. Но несколько раз строение было снесено половодьем, выработка бумаги прекратилась. Затем мельница была сдана в аренду голландцу Ван-Сведену, он пригласил из Германии опытных мастеров, и производство бумаги вновь наладилось. Вторую бумажную мельницу построили на реке Яузе в 70-х годах XVII в. Производительность этих мельниц была низкой, а потребность в бумаге Московского государства все возрастала, и поэтому приходилось по-прежнему привозить ее из-за границы.
Несколько крупных бумажных мельниц, построенных по европейским образцам, появилось при Петре I. Например, в 1716 г. близ Петербурга, в Красном Селе, выстроили большую по тому времени бумажную мануфактуру, а через четыре года была построена еще одна бумажная мельница в самом Петербурге. Чтобы иметь достаточное количество сырья для работы этих мельниц, Петр I издал указ, где было отмечено следующее: «...всяких чинов люди, кто имеет у себя изношенные, тонкие полотна и такие бы тряпицы приносили и объявляли в Канцелярии Полицмейстерских дел». За тряпье платили из царской казны.
Интересен такой исторический факт. Огромный завод по производству бумаги построил Афанасий Гончаров — прадед Н. Н. Гончаровой-Пушкиной. На этом заводе работало 500 человек, не считая крестьян, отбывавших барщину.
Ко второй половине XVIII в. в России работало 20 крупных бумажных фабрик, а к 1825 г. их стало 88. На них производилось 700 тысяч стоп разной бумаги в год. С 1861 по 1900 г. производство бумаги в России увеличилось в 5 раз. Это связано с тем, что уже появились бумагоделательные машины, и, начиная с 1812 г. по решению правительства полностью прекратился ввоз бумаги из-за границы. В век научно-технического прогресса бумага стала универсальным материалом, который все чаще используют не только для издания книг, журналов, газет, изобразительной продукции, но и в промышленности, строительстве, электротехнике и радиотехнике, медицине и т. д. Из бумаги делают одежду, белье, даже мебель. Все шире применяется бумага для изготовления посуды: стаканчиков, тарелок, бутылок. Изделия из бумаги гигиеничны, дешевы, поэтому выгодны и удобны для одноразового пользования (носовые платки, пеленки, белье, посуда, мешки для упаковки продуктов, промышленных товаров и т. д.).
Обрабатывая бумагу определенными химическими составами, ей можно придать разные свойства. Так, бумажная промышленность выпускает велюровую бумагу, которая очень похожа на настоящий бархат. Такая бумага является хорошим отделочным материалом. Научились делать и конденсаторную бумагу, которая в 10 раз тоньше человеческого волоса. Она необходима при изготовлении некоторых радиотехнических деталей. Бумага может стать электропроводной и заменить собой металл, а также дерево или камень. При помощи термореактивных смол бумагу превращают в слоистый пластик. Так получают легкий и прочный декоративный облицовочный материал, которым отделывают пассажирские вагоны, внутренние помещения учреждений, широко применяют его и при изготовлении мебели. Поверхность слоистого пластика обычно имитирует текстуру древесины ценных пород или поделочных камней (мрамора, яшмы, малахита и пр.). Рисунок наносят печатным способом на кроющий лист бумаги.
Применяя различные технологические способы, дающие возможность экономить немало хвойной древесины, бумажники создают новые виды бумаги. В настоящее время начата выработка синтетической бумаги, ведутся поиски производства бумаги из стекла, полимерной пленки и других материалов, чтобы изменить технологию изготовления бумаги, увеличить ее производство и сэкономить лес.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ БУМАГИ
Бумажная промышленность выпускает около 600 видов и сортов бумаги, имеющих различное назначение и свойства. Многие из этих сортов могут быть использованы на занятиях по художественному конструированию и ручному труду в детском саду.
Рассмотрим некоторые виды бумаги, которые получили наибольшее распространение в быту и применяются как основной материал в практике художественного и трудового воспитания дошкольников.
БУМАГА ДЛЯ ПЕЧАТИ
Газетная бумага рассчитана на кратковременное пользование. Она имеет желтоватый оттенок, непрочна на разрыв, так как изготовляется из небеленой целлюлозы и древесной массы. Применение этой бумаги для конструирования из-за ее непрочности ограничено выполнением лишь поделок разового назначения. Например, из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных. Скажем, своеобразное расположение текста имитирует окраску шерсти зебры или оперения курочки-пеструшки.
Книжно-журнальная бумага, как говорит само наименование, предназначается для печатания книг, журналов, нот, цветных литографий, эстампов. Поэтому этот вид бумаги подразделяется на типографскую, .нотопечатную, литографическую, эстампную и т. д. В розничной продаже такой бумаги нет. В конструировании по типу оригами используют обычно старые журналы, иллюстрации с красочными рисунками. Таким же образом применяют и картографическую бумагу, на которой печатают географические, гидрографические и топографические карты. Эта бумага гладкая, прочная на разрыв и излом, не деформируется после увлажнения и высушивания. Поэтому из старых карт хорошо получаются поделки для игр с водой: кораблики, лодочки, водоплавающие птицы и др.
Обложечная, или упаковочная, бумага выпускается для книжных, журнальных, альбомных, тетрадных обложек. К этому же виду относят и форзацную бумагу. Из нее дети могут сделать самые разнообразные фигурки или применить как фон для композиций панно, макетов, ширм.
КРАШЕНАЯ БУМАГА
Настольная бумага изготовляется из обложечной или оберточной бумаги, имеет одностороннюю окраску, как правило, мягких тонов. Может быть использована для создания композиций крупного масштаба, а также в качестве фона для размещения отдельно сделанных поделок, объединенных сюжетом.
Глянцевая бумага получается из писчей бумаги путем одностороннего крашения с последующим лощением, что создает блестящую, яркую поверхность разных тонов и оттенков. Она является прекрасным материалом для изготовления поделок приемами оригами, так как хорошо складывается.
Мраморная бумага отличается от глянцевой лишь своеобразием обработки ее поверхности мраморным рисунком — разводами, смывами разных тонов одного и того же цвета, что напоминает мрамор. Такая бумага может служить фоном для наклеивания декоративных композиций, из нее складывают домики, корзины, коробочки, ящички, подставки и т. п.
Шагреневая бумага обрабатывается так же, как и мраморная, но ее дополнительно подвергают тиснению, чтобы придать вид кожи. Эта бумага плохо складывается, сгибы получаются нечеткими, они быстро расходятся, поэтому поделки, сделанные из шагреневой бумаги, неустойчивы. Ее не рекомендуется использовать в конструировании. Иногда она может быть применена для фона в декоративной композиции, выполняемой по мотивам народного орнамента.
Обойная бумага с рисунчатой поверхностью может найти самое широкое применение в конструировании поделок крупного масштаба или служить фоном для размещения тематических композиций. Н