Система обеспечения качества работ при проведении реконструкции железнодорожного пути
Общие положения
Обеспечение качества путевых работ должно включать в себя следующие основные организационно-технические мероприятия:
– перспективное (на 5-6 лет) планирование путевых работ и выдачу технических заданий на проектирование за 1,5-2 года до начала работ;
– разработку проектов путевых работ проводить только после выполнения полного комплекса обследовательских и изыскательных работ в соответствии с требованиями к проведению обследовательских и изыскательских работ, представленных в Приложении 2 настоящих Технических условий;
– при проведении работ по ремонтам пути предусматривать протяженность участков работ не менее перегона с примыкающими станциями;
– на основании результатов обследовательских и изыскательских работ устраивать разделительный слой между очищенным щебнем и основной площадкой земляного полотна из геотекстиля, георешетки, геосетки, а на участках с пучинами укладывать плиты пенополистирола;
– безусловное выполнение всего ремонтного комплекса, предусмотренного проектной документацией, включая работы по земляному полотну, устройству новых, очистке и ремонту водоотводных сооружений, ремонту стрелочных переводов, переездов, качественной очистке щебеночного балласта, постановке шпал по эпюре, нормативному закреплению промежуточных скреплений, тщательной отделке балластной призмы, уборке материалов верхнего строения пути, шлейфов на обочине земляного полотна;
– проведение авторского надзора за выполнением проектных решений и соблюдением технологии ремонтно-путевых работ силами проектных организаций с возложением на них соответствующей ответственности.
Предприятия, занятые выполнением работ по ремонтам пути в процессе производства работ должны обеспечить:
– разработку на основе типовых технологических процессов проектов производства работ на каждый участок работ с их утверждением руководителями территориальной дирекции по ремонту пути;
– осуществление входного контроля качества материалов верхнего строения пути, поступающих на звеносборочные базы, и обеспечение нормативов по качеству сборки рельсошпальной решетки;
– выполнение требований по закреплению проектного положения пути в плане и профиле до начала производства работ.
Применяемые материалы и элементы верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений, используемые при ремонтах железнодорожного пути должны иметь обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
После проверки сертификатов качества и определения при входном контроле соответствия качества поступивших на базы материалов верхнего строения пути производится сборка звеньев рельсошпальной решетке.
Оценка качества собранного звена рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах производится в соответствии с требованиями «Памятки по контролю качества ремонтов пути и приемки отремонтированных участков пути» №003ц-04 [15].
Результаты проверки качества сборки звеньев заносятся в Журнал (или акт промежуточных работ), за подписью мастера производственной базы. Приемку собранных звеньев осуществляют руководители подрядных организаций совместно с представителями заказчика (ПЧ).
На производственных базах ремонтных предприятий (ПМС и др.) должен проводиться входной контроль поступающих материалов верхнего строения пути, а также проверка сертификатов качества материалов верхнего строения пути на соответствие требованиям проекта.
Требования, предъявляемые к обеспечению качества работ по ремонту земляного полотна.
Геосинтетические материалы, применяемые для усиления земляного полотна, должны иметь сертификаты и паспорт изготовителя.
При проведении земляных работ должны соблюдаться поперечные уклоны поверхностей срезки грунта с созданием условий для отвода воды от земляного полотна, проводиться срезка обочин и выполняться обязательная инструментальная проверка указанных планировочных работ.
При выполнении работ должен проводиться постоянный инструментальный контроль выполнения земляных работ, укладки геосинтетических материалов, с составлением необходимых актов на скрытые работы.
Требования к качеству применяемых материалов, элементов пути и выполнению технологических операций
Применяемые материалы и элементы, используемые при реконструкции железнодорожного пути должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Перечень основных подсистем, материалов и элементов железнодорожного пути, подлежащих обязательной сертификации и приемке приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Подсистемы и элементы железнодорожного пути, подлежащие обязательному подтверждению соответствия
Наименование объекта | Форма подтверждения соответствия |
Верхнее строение пути | приемка |
- Рельсы железнодорожные | сертификация |
- Рельсы остряковые | сертификация |
- Рельсы контррельсовые | сертификация |
- Скрепления | сертификация |
- Стрелочные переводы | сертификация |
- Шпалы и брусья железобетонные | сертификация |
- Шпалы и брусья деревянные | сертификация |
- Брусья для стрелочных переводов | сертификация |
- Балласт | сертификация |
Земляное полотно | приемка |
- Тело земляного полотна | приемка |
- Защитный слой | приемка |
Искусственные сооружения | приемка |
- Мосты железнодорожные | приемка |
- Тоннели железнодорожные | приемка |
- Трубы водопропускные | приемка |
- Переезды и пешеходные переходы | приемка |
- Пешеходные и транспортно-пешеходные мосты над ж.д. путями | приемка |
- Пешеходные и транспортно-пешеходные мосты над ж.д. путями | приемка |
Элементы из перечня обязательной сертификации должны иметь сертификат. При реконструкции железнодорожного пути на станциях его объекты подлежат обязательному подтверждению соответствия в форме приемки.
Требования к качеству сборки рельсошпальной решетки
После проверки сертификатов качества и определения при входном контроле соответствия качества поступивших на базы подрядных организаций материалов верхнего строения пути производится сборка звеньев рельсошпальной решетки.
Оценка качества собранного звена рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах производится в соответствии с требованиями [15].
Результаты проверки качества сборки звеньев рельсошпальной решетки заносятся в журнал (или акт промежуточных работ) за подписью мастера производственной базы. Приемку собранных звеньев осуществляют руководители подрядных организаций совместно с представителями заказчика (ПЧ).
Требования к системе обеспечения качества конструкций и параметров земляного полотна при проведении реконструкции
Геосинтетические материалы, применяемые при реконструкции для усиления земляного полотна, должны иметь сертификаты и паспорт изготовителя.
Отсыпку защитного слоя необходимо проводить с послойным уплотнением и периодическим контролем влажности, гранулометрического состава и коэффициента уплотнения.
Материал защитного слоя должен иметь паспорт, в котором содержаться сведения о плотности, гранулометрическом составе, влажности и коэффициенте фильтрации в уплотненном состоянии.
При присыпке грунта к существующему земляному полотну, выполняется нарезка уступов, а коэффициент фильтрации присыпаемого грунта должен быть выше, чем у грунта, к которому он присыпается.
Качество уплотнения грунтов и защитного слоя, а также достижения необходимого модуля деформации защитного слоя должно подтверждаться периодическими проверками определения плотности и штамповыми испытаниями.
При проведении земляных работ должны соблюдаться поперечные уклоны поверхностей срезки грунта с созданием условий для отвода воды от земляного полотна, проводиться срезка обочин и выполняться обязательная инструментальная проверка указанных планировочных работ.
При реконструкции должен проводиться постоянный инструментальный контроль выполнения земляных работ, укладки геосинтетических материалов, с составлением необходимых актов на скрытые работы.
Производство работ по устройству водоотводных сооружений должно осуществляться с низовой стороны со строгим выполнением продольных уклонов.
Засыпка дренажных траншей и пространства за лотками должна выполняться грунтом с характеристиками в строгом соответствии с требованиями проекта.
При усилении основной площадки земляного полотна и устройстве защитного слоя в ходе работы щебнеочистительных машин без снятия рельсошпальной решетки, они должны иметь измерительную систему, обеспечивающую непрерывный контроль и запись поперечного уклона среза и глубины вырезки этого параметра.
Качество укладки в защитном слое покрытий и слоев из геосинтетических материалов, определяется обеспечением уклона поверхности этого материала не менее 0,04 (0,02 в пределах стрелочных переводов) в полевую сторону, а также отсутствием складок на его поверхности и отдельных выступающих (на поверхность среза) фракций щебня (размером 40-60 мм), на которые уложено покрытие.
Срезка обочин земляного полотна должна выполняться до прохода щебнеочистительной машины на величину, определяемую проектом.
Укрепление откосов насыпей, выемок и всех защитных и водоотводных земляных сооружений для исключения размывов должно производиться непосредственно после проведения земляных работ, не допуская значительных перерывов по времени.
После прокладки кабеля в земляном полотне во избежание попадания влаги траншея должна быть в тот же день засыпана с применением механизмов или вручную однородным с земляным полотном грунтом при послойном трамбовании с коэффициентом уплотнения не менее 0,98.
Требования к пооперационному контролю качества выполнения технологических операций
Пооперационный контроль качества выполнения технологических операций при реконструкции железнодорожного пути предназначен для обеспечения отсутствия скрытых дефектов, влияющих на долговременность стабильного состояния пути.
Пооперационный контроль качества должен проводиться на производственных базах подрядных организаций (ПМС и др.), а также непосредственно при выполнении работ по реконструкции железнодорожного пути и после окончания всех работ.
Пооперационный контроль качества выполнения технологических операций должен проводиться представителями подрядчика (ПМС и др.) при участии представителей заказчика (ПЧ и др.) и проектной организации, осуществляющей авторский надзор.
По результатам пооперационного контроля оформляются документы о соответствии качества выполненных технологических операций проекту, которые представляются рабочей комиссии по приемке железнодорожного пути после его реконструкции.
На производственных базах подрядных организаций (ПМС и др.) должен проводиться входной контроль качества поступающих материалов верхнего строения пути, а также проверка сертификатов качества материалов верхнего строения пути на соответствие требованиям проекта.
При пооперационном контроле качества выполнения технологических операций непосредственно при производстве реконструкции железнодорожного пути должны контролироваться следующие параметры:
– поперечный уклон поверхности среза в полевую сторону не менее 0,04, который должен контролироваться, преимущественно, автоматизированной системой, установленной на щебнеочистительной машине;
– качество укладки защитно-разделительныхи теплоизоляционных покрытий (нетканного материала, пенополистирольных плит и др.), определяемого обеспечением уклона покрытия не менее 0,04 в полевую сторону, а также отсутствие складок, горбов (при пересыпании щебня через подпутную балку на поверхность среза), разрывов при стыковке полос (плит) укладываемых материалов и др.;
– качество очистки щебня, характеризуемое количеством засорителей в очищенном балласте не более 5% (по массе), определяемое ситевым методом (1 проба в двух сечениях балластной призмы на каждом километре пути после реконструкции);
– срезка обочин на величину, определяемую проектом, с предварительным выносом необходимых отметок на опоры контактной сети, постоянные сооружения или реперы и последующим измерением (нивелиром, путевым шаблоном и др. – контроль производится на каждой опоре, сооружении, репере);
– параметры послойного формирования и уплотнения подшпального основания, предусмотренные проектом (толщины отсыпаемых слоев, модуль деформации поверхностей среза и отсыпаемых слоев после их уплотнения);
– положение пути в профиле и плане после уплотнения каждого слоя при послойном формировании подшпального основания относительно проектного положения.
При обнаружении некачественного выполнения технологических операций должны быть в срочном порядке устранены причины появления дефектов:
– при уменьшении уклона поверхности среза в полевую сторону должно быть скорректировано положение подпутной балки, обеспечивающее уклон не менее 0,04;
– складки, разрывы при стыковке полос (плит) защитно-разделительных и теплоизоляционных покрытий должны быть устранены до засыпки их щебнем (песчано-гравийной смесью);
– пересыпание щебня через подпутную балку на поверхность среза должно быть устранено за счёт установки экранов на подпутной балке или уменьшения поступательной скорости щебнеочистительной машины;
– при некачественной очистке щебня (количество засорителей в очищенном щебне более 5% по массе) должна быть уменьшена поступательная скорость щебнеочистительной машины.
После выполнения работ по реконструкции железнодорожного пути должна проводиться:
– проверка положения пути на соответствие требованиям проекта относительно реперной сети;
– проверка соответствия деформационных параметров требованиям проекта с использованием нагрузочного поезда после реконструкции железнодорожного пути;
– выборочная проверка модуля деформации поверхности среза, поверхности слоя из песчано-гравийной смеси, поверхности балластной призмы (под подошвой шпалы) на соответствие требованиям, предусмотренным проектом. Проверка должна быть проведена с использованием штампового метода не менее, чем в двух сечениях на 1 км пути.
Требования к приемке железнодорожного пути после проведения его реконструкции
Приемка железнодорожного пути после реконструкции проводится в соответствии с требованиями Правил приемки в эксплуатацию законченных строительством, усилением, реконструкцией объектов федерального железнодорожного транспорта, Гражданского кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приемка в эксплуатацию законченного реконструкцией железнодорожного пути оформляется актом по форме, приведенной в Положении [16], к которому прилагаются документы, представленные генеральным подрядчиком и заказчиком в соответствии с перечнем.
Для проверки готовности объекта железнодорожного транспорта к сдаче в эксплуатацию и предъявления его приемочной комиссии заказчик может назначить рабочую комиссию в пятидневный срок после получения письменного извещения от генерального подрядчика о готовности к приемке железнодорожного пути.
Рабочая комиссия, назначенная головным заказчиком или уполномоченным им подразделением (организацией), должна установить:
– соответствие объекта и выполненных строительно-монтажных работ утвержденному проекту, строительно-техническим нормам СП 237.1326000.2015 [5] и требования, Положения [16];
– готовность железнодорожного пути после реконструкции к обеспечению движения поездопотока, предусмотренного проектом, с установленными скоростями, и соответствие требованиям безопасности движения поездов о охраны труда обслуживающего персонала;
– соответствие требованиям пожарной безопасности, санитарных правил и др.
По результатам проверки рабочая комиссия выносит заключение о готовности объекта или его комплекса к приемке в эксплуатацию приемочной комиссией.
После устранения недостатков, выявленной рабочей комиссией, в порядке, предусмотренном в нормативных актах организуется представление объекта, законченного реконструкцией, приемочной комиссии и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
После получения заключения компетентных органов о соответствии железнодорожного пути, законченного реконструкцией, требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации заказчик формирует приемочную комиссию с привлечением представителей:
- федеральных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при необходимости);
- органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов государственного пожарного надзора и ведомственного пожарного надзора (при необходимости);
- инвестора (при долевом участии в реконструкции привлеченных инвесторов);
- генерального проектировщика;
- генерального подрядчика;
- заказчика строительства;
- балансодержателя вводимого в эксплуатацию объекта.
При необходимости в состав приемочных комиссий могут включаться (по согласованию) представители других организаций.