Нормативно-техническое обеспечение проектных решений по реконструкции железнодорожной инфраструктуры
Классификация железнодорожных линий и путей
Классификация железнодорожных линий.
В целях определения нормативных затрат на содержание инфраструктуры с 2015 г. вводится специализация железнодорожных линий [1] (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Классы железнодорожных линий
Годовая приведенная грузонапряженность, млн. т км бр./км год | Классы железнодорожных линий при технической скорости движения поездов, км/ч (числитель - пассажирские, знаменатель - грузовые) | |||||||
>110 | >77 и <110 | >66 и <76 | >55 и <65 | >44 и <54 | >33 и <43 | >23 и <32 | 22 и менее | |
>90 | >77 и <90 | >54 и <76 | >49 и <53 | >43 и <48 | >33 и <42 | >23 и <32 | ||
более 150 | – | |||||||
81-150 | – | |||||||
51-80 | – | |||||||
26-50 | ||||||||
11-25 | ||||||||
5-10 | ||||||||
5 и менее | – |
Классификация железнодорожных линий утверждается один раз в 5 лет первым вице-президентом ОАО «РЖД». Проверка актуальности классификации железнодорожных линий проводится Центральной дирекцией инфраструктуры ежегодно, в первом полугодии, на основании данных за отчетный год.
Для линий с размерами движения грузовых поездов более 60% от общего количества пар поездов в сутки по нормативному графику движения поездов за отчетный год при определении класса за расчетную принимается средняя техническая скорость грузовых поездов.
Для линий с размерами движения пассажирских поездов более 60% от общего количества пар поездов в сутки по нормативному графику движения поездов за отчетный год при определении класса за расчетную принимается средняя техническая скорость пассажирских поездов.
Для линий, на которых по нормативному графику движения поездов за отчетный год размеры движения пассажирских и пригородных поездов или размеры движения грузовых поездов находятся в интервале 40,1-59,9% от суммарных размеров движения, специализация определяется на основе анализа максимальных исполненных размеров грузового движения (сентябрь) за отчетный год.
При одинаковых числовых значениях размеров движения грузовых и суммарных размеров движения пассажирских и пригородных поездов специализация линии определяется на основе перспективных планов объемов перевозок.
В исключительных случаях при технико-экономическом обосновании железнодорожным линиям, состоящим из нескольких поездо-участков, объединенных единой технологией организации перевозочного процесса, может быть присвоен идентичный класс и специализация.
Пример.
Линия с расчетной приведенной грузонапряженностью 27,8 млн. т км брутто/км в год с размерами движения по нормативному графику движения поездов за отчетный год 30 пар грузовых поездов (83%), 6 пар пассажирских и пригородных (17%) в сутки и средней за отчетный год технической скоростью грузовых поездов 41,2 км/ч, пассажирских и пригородных поездов - 59,1 км/ч относится к 3 классу.
Специализация железнодорожной линии определяется по основным технико-эксплуатационным параметрам железнодорожной линии (таблица 1.2).
Таблица 1.2 – Специализация железнодорожных линий
Специализация железнодорожных линий | Условные обозначения | Параметры специализации железнодорожных линий |
Высокоскоростная железнодорожная линия | В | установленная скорость движения пассажирских поездов более 200 км/ч |
Скоростная железнодорожная линия | С | установленная скорость движения пассажирских поездов от 141 до 200 км/ч включительно |
Железнодорожная линия с преимущественно пассажирским движением | П | суммарные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по поездо-участку более 60% общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов |
Железнодорожная линия с преимущественно грузовым движением | Г | размеры грузового движения более 60% общего количества пар поездов в сутки в соответствии с нормативным графиком движения поездов |
Особо грузонапряженная железнодорожная линия | О | приведенная грузонапряженность более 150 млн. т км бр./км в год |
Железнодорожная линия с тяжеловесным грузовым движением | Т | норма массы состава грузового поезда в нормативном графике движения поездов 6300 т и более; доля размеров движения поездов массой состава 6300 т и более - 15% и более от суммарных размеров движения грузовых поездов по линии |
Малодеятельная линия | М | суммарные размеры движения пассажирских и грузовых поездов не более 8 пар поездов в сутки; приведенная грузонапряженность 5 млн. т км бр./км в год и менее |
Примечания:
1) пример: железнодорожная линия 3-го класса с размерами движения пассажирских и пригородных поездов более 60% суммарных размеров движения (пар поездов в сутки) относится к железнодорожным линиям с преимущественно пассажирским движением с условным обозначением П. Класс железнодорожной линии с учетом специализации - 3П;
2) если при определении специализации железнодорожной линии совпадают несколько критериев (линия является одновременно скоростной и линией с преимущественно пассажирским движением или линия является одновременно особо грузонапряженной и с тяжеловесным грузовым движением), то линии присваивается специализация с учетом следующего приоритета:
– высокоскоростные, скоростные и особо грузонапряженные линии; линии с тяжеловесным грузовым движением;
– малодеятельные линии;
– линии с преимущественно пассажирским или преимущественно грузовым движением;
3) в случае отсутствия в соответствии с нормативным графиком движения поездов по поездо-участку движения грузовых, хозяйственных, пассажирских и пригородных поездов участку присваивается 5-й класс со специализацией М.