Развитие транспортной инфраструктуры

Развитие транспортной инфраструктуры предполагает существенное наращивание уровня связности экономического пространства, что является ключевым условием для обеспечения взаимодействия трех экономических полюсов и реализации их мультипликативного потенциала.

Ключевое направление развития транспортной системы края – обеспечение доступности для бизнеса и населения концентрированных рынков и общественно-культурных центров, прежде всего на территории самого края. Это равнозначно "сжатию" пространства, сокращению времени и повышению комфортности транспортных коммуникаций, перемещения товаров и услуг.

Эта задача решается в рамках нескольких ключевых проектов.

Скоростные дороги. Уплотнение экономического пространства в рамках основных пространственных полюсов роста обеспечивается строительством скоростных участков автомобильных дорог по направлениям:

- в рамках Южного приграничного экономического полюса – Хабаровск – Бикин, Хабаровск – Смидович (включая вторую очередь автодорожного моста через р. Амур), Хабаровск – Маяк. Это обеспечит часовую достижимость п.г.т. Смидович (111 км) и двухчасовую доступность г. Бикин
(221 км), что будет стимулировать создание плотного рынка труда, товаров и услуг благодаря комфортному режиму перемещения людей и товаров. Кроме этого, будет создана предпосылка для скоростного перемещения в будущем людей и товаров между гг. Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск;

- в пределах Среднеамурского экономической полюса – Комсомольск-на-Амуре – Солнечный, Комсомольск-на-Амуре – Амурск, что обеспечит формирование практически единого производственного и селитебного ареалов в границах полюса.

Автодорожная сеть. Строительство скоростных автодорог должно дополняться развитием автодорожной сети обычного исполнения, связанным с авиационными и речными маршрутами, что обеспечит надежную круглогодичную связь населенных пунктов края между собой и с опорными городами края. Это позволит, во-первых, расширить территорию, доступную для экономической деятельности и комфортного расселения, во-вторых, повысить степень транспортно-экономической и социальной однородности пространства, облегчит решение задачи социальной и экономической интеграции отдаленных центральных и северных районов края. Для решения этих задач первоочередными объектами строительства и реконструкции дорог являются: автодорога Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к г. Комсомольск-на-Амуре; автодорога Комсомольск-на-Амуре – Березовый – Амгунь – Могды –Чегдомын; автодорога Селихино – Николаевск-на-Амуре; автодорога Аян – Нелькан; автодорога к м.Лазарево; автодорога Полины Осипенко – Чумикан; автодорога Селихино – Ванино; автодорога Чегдомын – Этыркен и другие. Развитие сети автомобильных дорог на территории края необходимо сопровождать пунктами придорожного сервиса.

Строительство автодорог будет иметь смысл как стратегическое действие только в случае модернизации технологии их строительства, чтобы обеспечить качественные характеристики дорожного покрытия, увеличение межремонтных периодов, повышение комфортности проезда, снижение уровня аварийности.

Опорные аэропорты. Для обеспечения круглогодичной комфортной транспортной связи между ключевыми культурно-экономическими центрами края и центрами второго порядка, экономии времени и затрат на перемещение людей и грузов будет развита сеть аэропортов и посадочных площадок.

Первоочередными элементами региональной сети аэропортов являются аэропорты г. Николаевск-на-Амуре, г. Советская Гавань (Май – Гатка),
р.п. Чегдомын. Они должны предоставлять возможности комфортного обслуживания пассажиров и эффективной обработки грузов с использованием современных и перспективных типов региональных самолетов и вертолетов.

Региональные аэропорты и посадочные площадки для самолетов и вертолетов должны быть связаны регулярным сообщением с двумя опорными аэропортами (аэропорт г. Хабаровск – "Новый" и аэропорт г. Комсомольск-на-Амуре – "Хурба").

Железнодорожная сеть. Железные дороги останутся опорным каркасом транспортной системы края. Согласно планам ОАО "РЖД", в рамках проектов по развитию Восточного полигона будет осуществляться развитие инфраструктуры железных дорог, в том числе на участках в пределах территории Хабаровского края по следующим направлениям: Транссибирская магистраль: Хабаровск – Белогорск, Хабаровск – Находка; Байкало-Амурская магистраль: Февральск – Новый Ургал, Новый Ургал – Постышево, Постышево – Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-Сортировочный – Ванино, Волочаевка II – Комсомольск-Сортировочный.

В рамках проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 2116-р) осуществляется поэтапная реконструкция железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали на подходах к Ванино-Советско-Гаванскому транспортно-промышленному узлу.

Целью проекта является увеличение пропускной и провозной способностей Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, развитие сортировочных и припортовых станций, завершение комплексных проектов по развитию участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля, реконструкция и модернизация верхнего строения пути и искусственных сооружений, строительство технологического жилья.

Реализация АО "РЖД" проекта "Реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань" позволила увеличить провозную способность железнодорожного участка более чем в 4 раза (до 37 млн. тонн).

В 2015 году проектным институтом АО "Дальгипротранс" разработана генеральная схема развития Ванинско – Совгаванского железнодорожного узла, предусматривающая синхронизацию сроков развития железной дороги и строительства перегрузочных терминалов.

Реконструкция международного аэропорта г. Хабаровска. Имеет принципиальное значение для поддержания и упрочения статуса Хабаровского края как экономически и гуманитарно открытой территории. В результате реконструкции аэропорт Хабаровск получит возможность полноценной реализации функций хаба и сможет действовать в качестве воздушного транспортного узла не только регионального, но и национального, а также международного уровня. Для более полной реализации потенциала аэропорта необходимо создание базовой авиакомпании.

Водный транспорт. В рамках развития водного транспорта предполагается восстановление полноценного транспортного сообщения по реке Амур за счет разработки оптимальной маршрутной сети пассажирских перевозок и обновления флота, по своим характеристикам соответствующего условиям безопасной эксплуатации на линиях, где они будут использоваться. Наращивание мощностей и расширение ассортимента продукции в судостроительной промышленности поможет создать необходимые мощности специализированного флота для выгрузки на необорудованный берег, что увеличит возможности и расширит тарифную линейку в области снабжения северных районов края. Для развития интеграции в международное транспортное пространство планируется создать международные туристические круизы с выходом на Китай – Шантарские острова, развить международный транспортный коридор "Фуюань – Николаевск-на-Амуре" для транзитных грузов. Необходимо провести реконструкцию и строительство объектов инфраструктуры (Хабаровский и Комсомольский речные вокзалы, пристани: Троицкое, Богородское, Амурск).

Восстановление полноценного транспортного сообщения по реке Амур предполагается на базе современного флота, в том числе судов на воздушной подушке для перевозки пассажиров пригородного и внутригородского направлений.

Развитие электроэнергетики

В перспективе до 2030 года одним из ключевых факторов устойчивого роста экономики Хабаровского края станет опережающее развитие электроэнергетики. Развитие электросетевого и теплового хозяйства края обусловлено необходимостью создания условий для подключения новых промышленных потребителей и организации надежного снабжения населения теплом и электроэнергией.

Прогнозируемый прирост потребления электроэнергии в крае составит 60 процентов, при этом доля покрытия спроса за счет перетоков электроэнергии из Объединенной энергетической системы Востока возрастет до 9 –
11 процентов. Структура потребления топлива не изменится: будет преобладать доля природного газа на электростанциях и котельных края.

Основные мероприятия по модернизации энергосистемы Хабаровского края в целом до 2030 года включают:

- повышение коэффициента использования установленных мощностей на действующем генерирующем оборудовании электростанций Хабаровской энергосистемы;

- перевод на централизованное электроснабжение от Хабаровской энергосистемы населенных пунктов, находящихся в зоне ее действия (в Николаевском, Нанайском муниципальных районах и районе им. Полины Осипенко);

- перевод на централизованное энергоснабжение от единого генерирующего источника потребителей (в радиусе до 50 км) в муниципальных районах, не обслуживаемых Хабаровской энергосистемой.

На территории края в соответствии с пространственными полюсами развития выделяются три крупных энергорайона: Хабаровский, Комсомольский, Советско-Гаванский. Кроме того, существует изолированно работающий Николаевский энергорайон.

На уровне каждого из энергорайонов необходимо ликвидировать существующие локальные ограничения по энергоснабжению потребителей. Для обеспечения экономического роста в границах названных энергорайонов необходимы следующие мероприятия по модернизации энергосистемы:

- в Советско-Гаванском энергорайоне необходима ликвидация дефицита электрической мощности и обеспечение надежности электроснабжения потребителей за счет строительства Советско-Гаванской ТЭЦ и второй
ВЛ 220 кВ от г. Комсомольска-на-Амуре до Советско-Гаванского энергорайона, реконструкция действующих электросетевых объектов и развитие распределительных электрических сетей напряжением 110-35 кВ;

- в г. Хабаровске (Хабаровский энергорайон) ликвидация дефицита тепловой мощности предполагается за счет модернизации Хабаровской
ТЭЦ-1 и (или) строительства Хабаровской ТЭЦ-4, необходимо снятие ограничений на присоединение потребителей к централизованной системе теплоснабжения за счет реконструкции и строительства теплосетевых объектов;

- в г. Комсомольск-на-Амуре (Комсомольский энергорайон) предполагается ликвидация дефицита тепловой мощности и обеспечение безаварийной поставки природного газа объектам энергетики, населению и промышленности путем строительства газораспределительной подстанции (ГРС-2) и реконструкции ГРС-1, а к концу рассматриваемого периода установка на Комсомольской ТЭЦ-3 парогазовой установки;

- повышение надежности электроснабжения и снятие ограничений на подключение новых потребителей в Хабаровском и Комсомольском энергорайонах за счет развития и модернизации электрических сетей и подстанций напряжением 220/110/35/10 кВ;

- обеспечение объектов ТОСЭР "Хабаровск" (Хабаровский энергорайон), ТОСЭР "Комсомольск" (Комсомольский энергорайон) и ТОСЭР "Николаевск" необходимой энергетической инфраструктурой: увеличение существующих и строительство новых электрических мощностей на площадках "Ракитное", "Парус", "Николаевск" до требуемого объема. На всех площадках необходимо предусмотреть возможность дальнейшего развития энергетической инфраструктуры сверх плановых объемов.

Наши рекомендации