Информирование (Предоставление информации)
Это прием, когда консультант разных в связи с разными аспектами обсуждаемых проблем клиента предоставляет научную информацию или высказывает свое личное мнение при ответе на вопросы клиента или по собственной инициативе.
Информировать о чем и когда применять?
1. О процессе консультирования, его условиях (место, время встреч, оплата и т.п., цели), об этапах консультирования и оценке их результатов, о поведении консультанта. Другое название этой техники - Структурирование консультирования.
Структурирование происходит в течение всего консультирования.
Работа с клиентом осуществляется по принципу "шаг за шагом". Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто (важно, чтобы оценка консультанта совпадала с оценкой клиента). Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, а также создает возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь вернуться к нему. Таким образом, достигается — участие клиента в планировании процесса консультирования.
2. Когда клиенты задают консультанту разные вопросы. Вопросы бывают разные и реагировать на них необходимо по- разному.
а) вопросы, за которыми кроется тревога, страх клиентов о своем будущем, здоровье, например: "Сможем ли мы иметь детей?", "Наследуется ли рак?". На такие вопросы следует смотреть серьезно и хорошо обдумывать ответы на них - желательно проявлять компетентность и избегать упрощений, чтобы не утратить доверия клиентов и не увеличить их тревогу, если компетентности не хватает, то честно признаться, отложить свой ответ до следующей встречи или отправить к специалисту.
Ни в коем случае нельзя уходить от ответа, отвечать бессвязно или превращать вопросы в шутку, в поддержку.
б) клиенты порой спрашивают с целью устраниться от обсуждения своих проблем и самоисследования, т.е. цель этих вопросов - манипулировать консультантом с помощью выспрашивания. Необходимо выяснять, что сейчас происходит с клиентом и переадресовывать вопрос.
3. Рекомендации (советы) – консультант может давать информацию в виде предположений о том, как действовать клиенту, как относиться к к-л жизненным событиям, чувствам (напр., о способых воспитания – известно, что давление у многих людей вызывает желание противодействовать или приводит к потере душевного контакта, который считается самым главным основанием во взаимоотношениях родителей и детей, индивид. Подходы к темпераментам, Я-высказывания в выражении чувств, о позитивном мышлении, о способах саморегуляции, о существовании бессознательного и др.).
Это м.б. в очень разном виде - небольшого рассказа, в виде притч, метафор, анекдотов, мифов, историй из жизни, крылатых выражений, просто шуток, афоризмов.
Паузы (молчания)
Большинство людей испытывает смущение, когда обрывается беседа и стоит тишина. Она кажется бесконечно долгой. Так же и начинающий консультант чувствует себя неуютно при возникновении в беседе паузы молчания, not-скольку ему кажется, что он постоянно должен что-то -делать. Однако умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контакта, тем не менее она бывает и глубоко осмысленной. Как известно каждому из повседневной жизни, хорошим друзьям не обязательно все время разговаривать, а влюбленные много времени проводят в молчании, что свидетельствует лишь о глубине их отношений. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине, и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно, терапевтически ценным, ибо оно:
- увеличивает эмоциональное взаимопонимание, консультанта и клиента;
- предоставляет возможность клиенту "погрузиться в себя и изучать свои чувства, установки, 'ценности, поведение;
- позволяет клиенту понять, что ответственность за беду лежит на его плечах.
Обычно в консультировании различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание (Gelso* Fretz, 1992). В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.
Каковы важнейшие смыслы молчания в консультировали?
6. Паузы молчания, особенно в начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из-за самого факта консультирования,
7. Молчание далеко не всегда означает (Отсутствие реальной активности. Во время пауз молчания клиент может искать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать то, о чем шла речь перед этим, пытаться оценить возникшие во время беседы догадки. Консультанту также нужны паузы молчания для обдумывания прошедшей части беседы и формулировки важных вопросов, периодические паузы молчания делают беседу целенаправленной, так как в это время мысленно выявляются существенные моменты беседы, резюмируются основные выводы. Паузы молчания помогают не пропускать важные вопросы.
8. Молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.
9. Пауза молчания, особенно если она субъективно неприятна как клиенту, так и консультанту, может означать, то оба участника беседы и вся беседа оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации, поиск нового направления беседы.
10.Молчание в некоторых случаях выражает сопротивление клиента процессу консультирования. Тогда оно по отношению к консультанту имеет манипулятивный смысл. Здесь клиент ведет игру: "Я могу сидеть как камень и посмотрю, удастся ли ему (консультанту) сдвинуть меня".
6. Иногда паузы молчания возникают» когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных и значительных вопросов, которые, однако, увеличивают тревогу клиента.
7. Молчание иногда подразумевает глубокое обобщение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.
Что делать с паузами? В консультировании поднимают вопрос: должен ли их прерывать сам консультант? Распространено мнение, что консультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное молчание. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно замечание консультанта: "Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?" или "Что важное для себя Вы слышите в этом молчании?". Вместе с тем не следует забывать, что клиент сам отвечает за прекращение молчания.
Несравненную терапевтическую ценность молчания иллюстрирует Rogers (1951) примером из своей практики:
"Я недавно завершил консультирование самого странного, из встречавшихся мне случаев (...). Джоан была одной из первых моих клиентов, когда я начал еженедельно консультировать в местной среднеобразовательной школе. Школьному консультанту девочка сказала: «Я так стесняюсь, что даже не смогу говорить о своих трудностях. Вы не могли бы сами это вделать?» Итак, перед встречей с Джоан консультант рассказала мне, что самая большая проблема девушки — это отсутствие друзей. Консультант еще добавила, что Джоан очень одинока.
Когда я впервые увидел девушку, она почти не говорила о своей проблеме и лишь упомянула о родителях, которых, казалось, любит. Наша беседа прерывалась очень долгими паузами. Четыре следующие беседы уложились бы слово в слово на маленьком клочке бумаги. В середине ноября Джоан сказала, что "все идет совсем неплохо". И ничего более. Однако консультант рассказала, что преподаватели отмечают непри-вычную для них дружелюбную улыбку на лице Джоан при встречах в коридоре. Прежде она почти не улыбалась. Сама консультант редко видела Джоан и ничего не могла сказать о ее контактах с другими учениками. В декабре состоялась беседа, во время которой Джоан свободно общалась. На остальных встречах она только молчала, присев на корточки; и казалась задумчивой, иногда поглядывала с улыбкой. Еще большее молчание воцарилось в следующие два с половиной месяца. После этого я узнал, что Джоан выбрана "девушкой месяца" в своей школе. Критериями выбора всегда являлись спортивность и популярность. Одновременно я получил весточку: "Думаю, мне больше не нужно Вас посещать". Да, конечно, ей не нужно, однако почему? Что произошло за эти часы молчания? Так была проверена моя вера и возможности клиента. Я счастлив, что не сомневался".
Этот случай показывает, что консультант должен позволить клиенту быть в консультативном контакте таким, каким ему хочется, стало быть, и молчать.