Использование аромакологии в печатных СМИ и полиграфии
В декабре 2001 года, по сведениям BBC, бразильская почтовая служба ввела в обращение марку с запахом бразильского кофе с целью рекламы ароматного национального продукта, который утратил лидирующие позиции на международном рынке, уступив место колумбийскому кофе. Марка печатается на государственном монетном дворе Бразилии. Духи же, которые придают ей кофейный аромат, производит частная фирма.
Ароматизатор сделан из микрокапсул, которые извлекают из фильтров, сквозь которые пропускались обжаренные и молотые кофейные зерна. По уверениям специалистов, запах кофе должен сохраняться от трех до пяти лет и для того, чтобы усилить его, нужно просто потереть марку.
Такая технология уже не впервые используется в Бразилии. Год назад почтовая служба этой страны в знак протеста против вырубки лесных массивов в районе Амазонки выпустила марку с запахом горящего дерева, которая стала весьма популярна в мире и завоевала международный приз.
Технология не нова – ароматизированные блокноты или ручки давно в ходу. Но идея совмещения традиционного рекламного носителя (марки) с нетрадиционным и невербальным носителем (запахом), пожалуй, заслуживает внимания, поскольку человек воспринимает мир при помощи пяти чувств, одним из которых является обоняние, а следовательно, часть информации, которую рекламодатель хотел бы сообщить ее о своем продукте теряется при передаче рекламного сообщения традиционными способами. Понюхать предлагаемый товар, можно лишь совершая (или совершив) покупку.
Предлагаемое бразильской почтовой службой решение позволяет потребителю получать информацию об аромате рекламируемого товара. Манящий аромат кофе, несомненно, провоцирует некоторых получателей конвертов с соответствующими марками на совершение покупки. Бразильское ноу-хау подойдет не только для рекламы кофе, но и для продвижения при помощи direct-mailпрактически любых ароматных товаров.
Тайские ароматизированные марки, в отличие от бразильского аналога, пахнут не кофе, а розами и выпуск их приурочен к международному празднику всех влюбленных – дню Святого Валентина.
На лицевой стороне марки изображена цветущая роза. Стоимость ее составляет 4 тайских бата, то есть порядка $0,35. Власти Таиланда возлагают на свои розовые марки большие надежды и считают, что это изобретение уже в ближайшее время будет довольно популярным сувениром и мечтой филателистов.
Но марки это только часть айсберга ароматы уже давно используются в периодической печати.
Впервые в мире японская газета «Иомиури» выпустила тиражом более 5 млн. экземпляров ароматизированную рекламу. На одной из страниц газеты опубликована реклама холодильников «Тошиба» с изображением аппетитных апельсинов с короткой припиской в стиле «Алисы в стране чудес: «Потри меня...». После выполнения призыва газета начинает благоухать апельсинами. Сейчас такую рекламу можно встретить и в России (см. приложение журнал «Avon»).
В одном из нью-йоркских книжных магазинов продается иллюстрированная книга для собак, где на одной из страниц помещено изображение кошки, от которого исходит специфический запах. Разглядывая и обнюхивая изображение своего «закадычного друга» собаки не могут остаться равнодушными и заливисто лают. Так что хозяин раскошеливается.
Аналогичная попытка одной американской газеты, которая позместила рекламное объявление, испускающее запах жареного цыпленка, вызвала неожиданный результат. К газетным киоскам стали сбегаться стаи собак и кошек, мешая торговле. Полиция оштрафовала дирекцию магазина, поместившего рекламу на крупную сумму, за нарушение порядка в городе.
Использование ароматов не всегда призывает сделать покупку, но и используется в целях пробуждения гражданского долга.
В США уведомления об уплате налогов пропитывают особым составом с весьма неприятным запахом. Оказывается, обработанные таким образом квитанции оплачиваются гораздо быстрее. В Великобритании налоговые органы обрабатывают уведомления об уплате налогов ароматизатором, воспроизводящим и вовсе малоаппетитный запах из подмышек. Нужно ли говорить, что и в этом случае счета оплачиваются гораздо расторопнее. Этот опыт активно используется коммерческими структурами. Бразильская экспедиционная фирма уже посылает своим должникам письменные напоминания: первое - пропитано духами и пахнет приятно, второе - хуже, последующие - совсем скверно. Долги пахнут дурно!
А сравнительно недавно в Америке начали издавать пахучие книги. Запахи тематические: книги на морскую тему пахнут солью и водорослями. Книги о цветах - жасмином и сиренью. Рождественские сказки благоухают еловой хвоей и корицей.
Сфера использования аромакологии в печати очень широка, ведь практически любую полиграфическую продукцию можно ароматизировать. Без труда можно выпустить партию визиток, брошюр, билетов в театр на концерт или в кино, листовок, флайеров или даже книг, ароматизированных тем составом, который имеет отношение к брэнду.