Контрольная работа не должна превышать 15 печатных листов и быть меньше 10 печатных листов.

Актуальные проблемы ТГП

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению

Методические рекомендации для выполнения контрольных работ

Контрольные работы служат более углубленному исследованию теоретического учебного материала. Все рекомендации преподавателя должны учитываться студентами.

Целью контрольной работы является привить студентам первичные навыки и умения самостоятельного проведения научных исследований, грамотного изложения теоретического материала, четкого и логического формулирования выводов и практических рекомендаций, а также умение обобщать и систематизировать научную, учебную литературу и нормативный материал. Кроме того, написание контрольной работы дает возможность самостоятельно пополнить, расширить и углубить теоретические знания по выбранной теме, быть ориентированным в растущем потоке научной правовой информации. Контрольная работа является также одной из форм контроля знаний со стороны преподавателя за учебой студентов и позволяет проверить, насколько усвоена их самостоятельная работа.

Требования к написанию работы:

– полное, глубокое и четкое освещение проблемы, опираясь на теоретические источники;

– готовность к ответам на вопросы по содержанию работы;

– проявление высокой степени самостоятельного мышления, анализа и обобщения материала;

– умение использовать и критически оценивать теоретические положения, содержащиеся в изучаемой литературе;

– умение сформулировать личный взгляд на проблему, используя достижения современной юридической науки;

– грамотное оформление работы.

Процесс подготовки и написания контрольной работы условно состоит из следующих этапов:

1) выбор темы;

2) сбор и изучение литературы, нормативного материала, составление плана;

3) анализ и обработка собранного материала;

4) написание контрольной работы;

5) оформление работы и представление ее для последующей беседы с преподавателем.

Темы контрольных работ выбираются студентами в соответствии с таблицей.

№ п/п Начальная буква фамилии студента № темы
1. А-Б 1.
2. В-Г 2.
3. Д-Е 3.
4. Ж-З 4.
5. И-К 5.
6. Л-М 6.
7. Н-О 7.
8. П-Р 8.
9. С-Т 9.
10. У-Ф 10.
11. Х-Ц 11.
12. Ч-Ш 12.
13. Щ 13.
14. Э 14.
15. Ю 15.
16. Я 16.

Требования к оформлению текста контрольной работы

Текст контрольной работы печатается на компьютере в программе MS Word через 1,5 интервала, на одной стороне стандартного листа размером 210х297 мм (формат А4). При его печатании устанавливаются следующие размеры полей: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу (от последней строки текста, примечания, сноски) – по 20 мм от кромки листа. Основной текст контрольной работы набирается 14 размером шрифта Times New Roman, а сноски и пояснения – 12.

Введение, каждый раздел, заключение, приложения, список использованных источников начинаются с новой страницы. Наименование частей работы должны соответствовать содержанию излагаемого в них материала.

При перечислении элементов, признаков, группировок и т.п. применяется метод рубрикации текста. Для этого используются дефисы, цифры, буквенные обозначения или символы, имеющиеся в программе MS Word в разделе «Формат-Список».

Слова в названиях разделов, заголовках таблиц, схем и т.п. не переносятся, точка в их конце не ставится.

Первой страницей контрольной работы является титульный лист. Он оформляется по установленному образцу. После титульного листа на второй странице размещается содержание работы. Оно включает введение, наименование разделов, заключение, список использованных источников, приложения.

Перед названием пунктов ставятся их номера (арабскими цифрами).

Цитаты, примечания, сноски на источники являются обязательными элементами работы. Примечания используются для лаконичного изложения своего отношения к рассматриваемому вопросу, сноски – для сообщения точных сведений об использованных источниках. Сносками сопровождается не только цитаты, которые выделяются кавычками, но и любое заимствованное из литературы или материалов положение.

Общие правила библиографического описания устанавливаются государственными стандартами.

Приведенные в контрольной работе цитаты, таблицы, графики, иллюстрации, заимствованные у других авторов, а также анализ точек зрения, подтверждаются ссылкой на источник и оформляются в соответствии с правилами библиографического описания.

Задания для контрольных работ

ТЕМА 1.

Методические указания

Приступая к написанию контрольной работы, студент должен четко представлять, что тоталитаризм является разновидностью политического режима, характеризующего основные методы и способы осуществления государственной власти. В рамках контрольной работы студент должен осветить следующие вопросы:

- Возникновение теории тоталитарного государства как реакции на появление фашистских государств в Европе (Д. Абендола, П. Гобетти). Послевоенное развитие тоталитарной концепции: новые геополитические координаты (Х. Арендт, З. Бжезинский, К.Фридрих и т.д.);

- Теоретические предпосылки тоталитаризма (немецкий романтизм, отсутствие демократических традиций), социально-политические истоки (тип власти, формы сакрализации политической власти, преувеличение роли насилия и т.д.). Тоталитаризм и патернализм, тоталитаризм и социальное иждивенчество;

- Главные признаки тоталитарных режимов (одна политическая партия, одна политическая идеология, тоталитарный контроль за поведением граждан, террористические методы расправы с оппозицией, отсутствие политических свобод и свободных выборов, огосударствление легальных общественных структур, дискреционные полномочия органов государственного управления, неограниченный бюрократический централизм и т.д.).

- Возможность эволюции тоталитарных систем (классическая тоталитарная фаза, консультативный тоталитаризм, квазиплюралистическая авторитарная стадия, плюралистическая авторитарная стадия и т.д.).

- Особенности тоталитарного режима в бывшем Советском Союзе (идея “ осаженной крепости”, “партийное государство”, монополия на информацию, безраздельное господство одной формы собственности и т.д.). Эволюция тоталитарного режима в бывшем Советском Союзе (десталинизация, ослабление репрессивной функции государства и т.д.). Крах тоталитарной системы в бывшем Советском Союзе.

ТЕМА 2.

Российского общества

1. Понятие, структура и функции правосознания.

2. Виды правосознания.

3. Правосознание как фактор демократизации общества, укрепления законности.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен иметь в виду, что формирование гражданского общества и правового государства, необходимость радикального повышения роли права в жизни общества нуждаются в соответствующих духовных предпосылках, важнейшей из которых является правосознание субъектов исторического процесса. Сегодня значение и роль правового сознания заметно возросли, оно становится одной из основных движущих сил обновления нашего общества. В то же время характерным для него является переосмысление прошлого, отказ от догм и стереотипов. Формирование правового сознания¾необходимое условие дальнейшего совершенствования общественных отношений в политической, социально-экономической и духовной сферах.

Освещение первого вопроса темы предполагает необходимость выяснения понятия, структуры и функции правосознания. В этой связи в работе следует проследить эволюцию взглядов ученых-юристов на понимание правосознания, его тесную связь с правом, так как право выступает как своеобразная основа формирования правосознания. На базе действующего права, законодательства, в основном, вырабатываются идеи, теории, представления о его соответствии либо несоответствии уровню развития общественных отношений.

Анализируя функции правосознания, студенту следует обратить внимание на то, что в современных условиях они наполняются новым содержанием в соответствии с потребностями совершенствования политических и социально-экономических институтов. В частности, следует рассмотреть следующие функции правосознания: правообразующая, правоприменительная, правового воспитания, формирования общественного сознания. Полагаю, что особенно подробно в курсовом сочинении следует обратить внимание на анализ такой функции правосознания как преодоление правового нигилизма. Правовой нигилизм ¾ это состояние общественного сознания, принимающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.

Рассматривая вопрос о видах правосознания, студенту следует иметь в виду, что правосознание является сложным социальным образованием. С точки зрения субъектов (носителей) правосознание подразделяется на общественное (массовое, общесоциальное), групповое и индивидуальное. С позиций социального уровня правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

При освещении третьего вопроса темы студенту следует обратить внимание на то, что правосознание представляет собой важную духовную предпосылку совершенствования демократических институтов, так как без необходимых правовых знаний, ориентаций, убеждений невозможно говорить о компетентном участии в преобразованиях, проводимых в стране. В этой связи студенту следует обратить внимание на роль правового сознания в развитии демократии и укреплении законности. Дело в том, что режим законности может существовать лишь в условиях реальной демократии, свободного выражения воли личности и различных социальных групп, их активного участия в процессе правотворчества и применения права. Завершается работа анализом системы мер правового воспитания для повышения уровня правовой культуры и правового сознания.

ТЕМА 3.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен уяснить, что становление российского правового государства предполагает последовательное проведение в жизнь принципов законности, выступающих в качестве важнейшей предпосылки осуществления демократических реформ, утверждения идеалов гуманизма, справедливости, формирования высокой политической и правовой культуры граждан, создания условий для надежной защиты и реализации прав и свобод личности.

Строгий режим законности способен приостановить действующие в стране разрушительные тенденции, разгул преступности, правового нигилизма. Законность ¾ эффективный инструмент проводимых преобразований, опора твердой и дееспособной власти, демократии. Особую роль она призвана сыграть в условиях перехода к рынку, налаживания хозяйственно-правовых связей, создания новых механизмов в экономике. В этой связи, освещая первый вопрос, следует определить понятие законности, исходя из того, что законность выступает как метод осуществления власти и управления; форма государственного руководства обществом; конституционный принцип деятельности всех органов государства, политических партий и движений, общественных организаций, должностных лиц и граждан; неотъемлемый элемент демократии; политико-правовой режим; социальное состояние и т.д. Законность тесно связана с такими категориями как право, закон, правоотношение, правосознание, правотворчество, правоприменение и др. Они позволяют раскрыть ее «собственное» содержание, место и роль в правовой системе. Безусловно, предпосылкой законности выступают правовые предписания, составляющие ее нормативную базу. Чем они совершеннее, тем строже и полнее проводятся в жизнь; тем выше уровень законности, прочнее правопорядок.

Приступая к анализу второго вопроса темы, студенту следует иметь в виду, что принципы в качестве исходных начал определяют содержание и место законности в общественной жизни, в практической деятельности правоохранительных и других государственных органов. Они оказывают определяющее воздействие на формирование мотивов правомерного поведения субъектов. Наконец, система принципов законности, в которых отражены общественные интересы и потребности, обеспечивает их перевод из сферы мировоззрения в реальную действительность и позволяет выступать им в качестве реальной оценки поведения участников социального общения. В работе следует последовательно раскрыть содержание предложенных принципов законности.

При освещении третьего вопроса студенту следует обратить внимание на то, что реализация принципов законности носит объективный характер и осуществляется посредством сознательной и целенаправленной деятельности конкретных участников общественных отношений. Поэтому этот механизм должен опираться на выявленные и познанные тенденции развития, которые определяют динамику социальных структур, систем и подсистем в надстройке, в том числе и в праве и законности. Таким образом, в его содержание входит вся совокупность взаимосвязанных факторов, средств, условий, предпосылок, стимулирующих данный процесс.

ТЕМА 4.

И пути ее формирования

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студенту следует обратить внимание на то, что правовая культура общества ¾ важный фактор и условие нормального развития и функционирования гражданского общества. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Отвечая на первый вопрос темы, студенту следует обратить внимание на выяснение понятий «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры», которые в юридической литературе трактуются неоднозначно.

Раскрыв содержание вышеназванных понятий, студент переходит к рассмотрению функций правовой культуры. Можно сосредоточить свое внимание на анализе познавательной, оценочной (аксиологической) и регулятивной функции правовой культуры должностных лиц. В частности, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать. Аксиологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права. Наконец, анализируя содержание регулятивной функции, следует рассмотреть ее с точки зрения процесса усвоения должностными лицами правовых ценностей, приобретение определенного правового опыта, навыков, появления у них собственных правовых ориентаций. Проявлением регулятивной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.

Завершается курсовое сочинение анализом путей формирования правовой культуры должностных лиц. В этой связи студенту следует иметь в виду, что правовая культура должностных лиц испытывает на себе многофакторное влияние как объективного, так и субъективного характера. В этой связи ее уровень является достаточно четким, хотя и не абсолютным показателем состояния экономики, системы политических институтов, общего культурного развития общества и государственного управления. Наряду с общесоциальными факторами, влияющими на уровень правовой культуры должностных лиц, студенту следует обратить внимание и на такой комплекс вопросов, как организация юридического всеобуча как единой, непрерывной общегосударственной системы правового воспитания, формирование сильной и компетентной юридической службы в аппарате государственного управления, систематическое информирование должностных лиц о законодательных новеллах и т.д.

ТЕМА 5.

Право и мораль

1. Понятие права и морали (нравственности): общие и отличительные черты.

2. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали (нравственности).

3. Справедливость и право.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо выяснить понятие права и морали (нравственности), раскрыть их сущность, социальное назначение и особенности. Выясняя роль права и нравственности в общественной жизни, нужно показать, что право и нравственность являются не только средством нормативного регулирования общественных отношений, но и служат мощным фактором воспитания масс. При этом очень важно иметь в виду, что общей чертой специальных работ, посвященных взаимодействию норм права и нравственности, является несколько упрощенный подход к вопросу, упрощенный в том смысле, что сущность морали, сущность права не рассматриваются авторами как теоретические и методологические проблемы, исключительно сложные по содержанию, а вместо этого авторы используют крайне примитизированные характеристики как морали, так и права, характеристики в русле марксистско-ленинской традиции освещения, как сугубо классовые явления. Между тем внешняя убедительность указанного подхода к морали и праву разрушается, по нашему мнению, уже следующими соображениями. Моральная норма и моральная оценка поступка либо качества личности всегда высказывается конкретным человеком и несет на себе печать его индивидуальности, но всякая сформулированная таким образом моральная норма и оценка всегда претендует на общезначимость. Когда ссылаются на норму морали, то ожидают, что значимость этой нормы признает всякий человек, так как эта норма справедлива. Когда дают оценку с моральной точки зрения какого-либо поступка, то представляют ее как значимую для всех. Скажем, как в случае, когда кто-либо высказывает свое порицание человеку, совершившему аморальный поступок, он претендует на то, что нарушитель требований морали согласится со справедливостью его поступка.

Разумеется, в формулировании моральной нормы может заключаться неясность, неточность, в ней всегда содержится какая-то доля неконкретности, моральная оценка поступка может быть и ошибочной. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что само формулирование моральных требований и высказывание моральных оценок имеет смысл и возможно лишь постольку, поскольку подразумевается, что в этих требованиях и оценках заключено общезначимое содержание, с которым должен согласиться каждый человек, который поймет их смысл.

Даже те моральные оценки общественных явлений, поступков, личных качеств людей, которые встречались в марксистско-ленинской политической публицистике, посвященной разоблачению пороков буржуазного общества, претендовали на общезначимость. Моральное осуждение поступка мистера Смита, обокравшего своего же компаньона, даже в том случае, если оно сопровождалось комментарием в том, что де подобные поступки якобы считаются вполне справедливыми в среде буржуазии, ¾ такое моральное осуждение подразумевало общезначимость, объективную справедливость, абсолютность; никогда не говорилось: мы осуждаем этот поступок с точки зрения нашей морали, но по нормам морали своего класса этот человек прав. Какой же смысл имело бы моральное осуждение, если бы оно не претендовало на объективность и общезначимость?

Подобные же соображения следует высказать и относительно норм права. Правовые нормы, в одно и то же или в разное время регулирующие одни и те же общественные отношения, могут существенно расходиться. Тем не менее, обязательным требованием к содержанию и к применению норм права является требование справедливости. Справедливость предполагает максимальный учет своеобразия ситуации, к которой применяется норма права, но всякое понимание справедливости претендует на объективность и общезначимость, иначе оно не будет пониманием справедливости. Поэтому всякое суждение о юридической справедливости подразумевает существование всеобщих принципов права, которым должны соответствовать конкретные нормы и их применение.

Мораль есть всеобщая ценность, которая проявляется в любом этносе, она присуща человеческой культуре как таковой. Формы выражения моральных ценностей, предписаний и оценок разнообразны. Но при этом они едины в своей основе. Единство содержания моральных требований обусловлено всеобщим механизмом действия морали.

Дальнейшее рассмотрение темы предполагает необходимость анализа соотношения права и нравственности. Сначала рекомендуется кратко охарактеризовать общие черты, свойственные праву и нравственности, затем выяснить их отличительные особенности. Мораль обязательно охватывает и сферу мотивов, в моральном предписании подразумевается и то, ради чего должен совершаться моральный поступок, мотив учитывается и при моральной оценке; морально лишь то, что делается на основе глубокого внутреннего убеждения, по велению совести. Право учитывает мотив лишь постольку, поскольку он становится реализованным умыслом, за этими пределами мотив правом не учитывается, и при соблюдении человеком норм права с точки зрения права мотив, строго говоря, безразличен.

Мораль, далее, регулирует все сферы человеческой деятельности: что бы и при каких бы обстоятельствах человек ни делал, он, в качестве свободного существа, должен рефлектировать, давать себе самооценку и устанавливать предписания с точки зрения высших ценностей. Правовое же нормирование и предписание имеет четкие границы: правовые нормы должны устанавливаться только там и постольку, где и поскольку внешняя свобода одного человека приходит в противоречие с такой же свободой других людей. Иными словами, право ¾ это внешнее ограничение свободы, поскольку оно необходимо для осуществления свободы.

Право функционирует в жизни всякого цивилизованного общества в виде не только общих принципов, но в виде системы конкретных и детальных норм. При устойчивости общих начал права его нормы, а также практика их применения, подвержены сравнительно частому и быстрому изменению. В процессе этого изменения возможно столкновение и противоборство различных тенденций. При этом имеет место взаимодействие различных социально-групповых интересов и общих принципов и ценностей права. В этом процессе важную роль играет взаимодействие морали и права.

ТЕМА 6.

Методические указания

Приступая к изучению темы, студенту следует обратить внимание на то, что вопрос о государстве, его природе и сущности был и остается предметом постоянного интереса ученых. История познания обнаруживает большую амплитуду колебаний между двумя, на первый взгляд, противоположными точками зрения. Это, с одной стороны, представления XVII в. (Т. Гоббс) о государстве как всемогущем Левиафане, гигантская сила которого подчиняет себе все стороны жизни общества, а с другой ¾ представление XVIII и первой половины XIX в., отводящее государству скромную роль «ночного сторожа» со строго ограниченными функциями, концепция, которая сразу же после второй мировой войны была изменена и объясняла активное вмешательство буржуазного государства в экономику необходимостью «защиты социальной справедливости». Возникла концепция «государства всеобщего благоденствия». Но чем активнее проявляет себя в этой области научная мысль, тем больше возникает новых сложных, тесно связанных с жизнью вопросов, имеющих существенное теоретическое и практическое значение. С точки зрения современных представлений государственность ¾ фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценное и гармоническое развитие личности. Государство становится тем общественно-экономическим центром, а его аппарат тем рабочим органом власти, который выполняет общесоциальные функции регулирования отношений производства, обмена, распределения. Сердцевина экономических отношений ¾ отношения собственности, имеющие ключевые значения для реальной свободы в государстве.

Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и ее сообществ. Государства различных исторических эпох воплощают достигнутый уровень экономической, социальной, политической и личной свободы. Это официально закрепляется в праве ¾ системе общеобязательных норм, выражающих возведенную в закон меру личной, экономической, социальной и политической свободы и выступающих государственно-волевым регулятором общественных отношений. В вопросе о происхождении и сущности государства общечеловеческая мысль выработала несколько подходов, каждый из которых имеет собственное обоснование, логику развития и метод объяснения сложных процессов, определяющих причины становления государственной организации общества. В своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и дополнить его сущность теми или иными чертами, поэтому не следует отбрасывать или пренебрегать соответствующими достижениями человеческой мысли под предлогом антинаучности, идеалистичности различных подходов.

Приступая к анализу сущности государства, студент должен уяснить для себя, что государство ¾ сложная социальная система со своими взаимосвязанными частями. Жизнедеятельность государства как динамичной системы, отражающей политические, экономические, научно-технические и иные процессы, подчинена объективным закономерностям. Оно выступает формой организации общества, интегрируемой публичновластными отношениями и институтами. Природа государства качественно меняется с переходом от одной общественно-экономической формации к другой. В ходе своей эволюции государственность переживает стадию становления, достигает высшей точки, в которой сама себя отрицает, после чего постепенно преодолевается. Государство на различных этапах развития представляет собой исключительно сложное явление. Следует отметить многогранность понятия «сущность государства». Его проявление состоит а следующем: государство выступает как особая, организованная сила, стоящая над обществом, является специфической организацией господства классов, выступает как руководство обществом со стороны господствующего класса.

Выделение в природе государства его принуждающего начала было закономерно для марксизма. Почему? Ответ, думаю, заключается в том, что перед умственным взором К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина находилась государственность на этапе далеко еще неразвитого буржуазного общества. Она действительно враждебно противостояла трудящемуся люду, угнетала его. Этот непреложный факт и хотели довести до сознания политически и социально обездоленной массы К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.

Таким образом, марксистская «теория насилия» вполне понятна в социально-историческом контексте ее формирования. Более того, осмысление всей истории доиндустриального общества через призму классовой борьбы является вполне оправданным. Но марксистская «теория насилия» вряд ли пригодна для анализа государственности в эпоху постиндустриального общества.

Во-первых, классовый подход и учение о классовой борьбе не применимы к обществу, в котором нет классов, но существует сложная социальная структура. В постиндустриальном обществе социальный статус человека и его принадлежность к социальной группе определяются не только его отношением к средствам производства, но и его местом в системах производства и распределения, что особенно характерно для социальных групп среднего и низшего уровней.

Во-вторых, марксистская «теория классового насилия» не может быть метатеорией государства в эпоху постиндустриального общества, поскольку по мере формирования этого общества организованное насилие все больше отходит на задний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства.

Справедливости ради следует заметить, что в произведениях Маркса, Энгельса и Ленина «государство» употребляется не только в значении аппарата публичной власти, выражающего политические интересы и волю экономически господствующего класса, но и в более широком социологически емком значении политической организации, формы устройства классового общества. Они показали наличие у государства и иных социальных «нагрузок», иных (напрямую не связанных с насилием) способов жизнедеятельности. Однако не суждения об этих социальных «нагрузках» и об этих способах жизнедеятельности задавали общий тон всей совокупности воззрений К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина на природу государства. В идеологии революционного социалистического движения такие воззрения были подытожены в формуле: государство ¾ организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другой), всякое организованное систематическое насилие над людьми вообще. Именно эта формула чаще всего находилась в теоретическом и агитационно-пропагандистском обращении.

В постиндустриальном обществе социальные противоречия утрачивают остроту до такой степени, что и государственное насилие в отношении определенных социальных групп неактуально. Государство само устанавливает цивилизованные рамки разрешения конфликтов между социальными группами и, выражая стремление большинства членов благополучного общества к гражданскому миру, выступает не только как гарант права сильных быть еще сильнее, но и как защитника интересов слабых.

Иначе говоря, постиндустриальное общество столь богато, что оно способно обеспечить большинству такой уровень жизни, который, по меньшей мере, соответствует современным представлениям о человеческом достоинстве.

Больше того, трактовка государства как инструмента политического господства эксплуататорского класса, инструмента подавления протеста эксплуатируемых «ни в коем случае не исчерпывает функциональной сути этого института». Совокупность других функций (государство как олицетворение народности, правосудия и справедливости, как институт консолидирующий общество, как хранитель целостности и безопасности, арбитр в споре между публичными и частными интересами, защитник интересов меньшинства, наконец, цивилизующая функция государства) превращает этот институт в огромной важности социально-творческий фактор.

По самой своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей. Государство как общий дом изначально не выбирают (как и родителей). Выбирают политические партии, общественные организации, убеждения. А в государственном доме концентрируются общие и естественные человеческие интересы, которые выше классовых, групповых.

Таким образом, трактовка государства как инструмента политического господства эксплуататорского класса, инструмента подавления протеста эксплуатируемых ни в коем случае не исчерпывает сущности государства. Сущность государства есть олицетворение народности, правосудия и справедливости. Оно, государство, выступает как хранитель целостности и безопасности, арбитр в споре между гражданами. По самой своей природе государственная организация есть политическое общежитие различных классов, слоев, социальных групп, национальных общностей.

В современных государствах последовательно утверждаются общечеловеческие ценности, которые прошли многовековой путь становления. Это суверенитет и самоуправление народа, идеологический и политический плюрализм, государственное регулирование рыночной экономики, верховенство права, разделение властей. Без сомнения, высшей ценностью в государственной политике должен быть человек, его права и свободы. Государство, его органы, общественные и политические объединения, все социальные институты играют по отношению к личности и гражданину важную роль, ответственны перед ним. Центральное место в социально-политической инфраструктуре принадлежит правовому государству, которому народ передает часть своих суверенных прав, образующих основу государственного суверенитета.

ТЕМА 7.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен обратить внимание на то, что положение с правами человека, которое складывается в настоящее время в нашей стране, характеризуется чрезвычайной противоречивостью. С одной стороны, созданы благоприятные условия для развития прав и свобод личности. Эти условия возникают в процессе демократизации общества, проведения реформ в экономике и политико-правовой сфере, расширения международного сотрудничества в области прав человека и гуманитарных проблем. С другой стороны, усиливающийся социальный и политический кризис, резкое социальное расслоение приводит к снижению уровня социальной защищенности человека. Вследствие противоречивости законодательства и связанной с ним юридической неопределенности в решении многих жизненных вопросов, появились признаки неустойчивости правового статуса граждан, снижается уровень гарантий прав и свобод личности.

Серьезным фактором, влияющим на правовую ситуацию в стране, стал национальный вопрос. Рост национального самосознания людей, новые подходы к решению проблем государственного устройства с учетом роли автономий создали совершенно иную ситуацию, поставили на повестку дня вопрос об обновлении федерации. Так что спектр проблемы, являющейся темой , довольно широк. Поэтому студенту следует ограничить круг вопросов. В частности, студенту следует подвергнуть анализу понятие «правового статуса личности». Эта категория не только многоаспектна, но и многоэлементна, поэтому не случайно различие подходов к анализу этой категории. Можно предложить для анализа понятие правового статуса личности как юридически закрепленное положение личности в обществе, т.е. система прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством. В этой связи автору следует раскрыть основные принципы правового статуса личности: это полнота прав и свобод, равенство прав и обязанностей, сочетание общественных и личных интересов, реальность, гарантированность прав и обязанностей, динамизм правового статуса личности.

Логичным продолжением первого вопроса является анализ проблемы обеспечения прав и свобод личности как основной функции правового государства. Здесь студент должен ориентировать внимание на то, что исходным пунктом и конечной целью формирования правового государства должно стать обеспечение прав и свобод человека, ибо гарантирование субъективных прав, их юридическое обеспечение имеет не только теоретическое, но и практическое значение для правового статуса личности.

Завершается работа анали

Наши рекомендации