Путь и путевое хозяйство. - 2016. - № 1. - С. 2-7.
Рекомендации по усилению пути на линиях с тяжеловесным движением
Развитие тяжеловесного движения для повышения провозной способности грузонапряженных направлений — одна из ключевых задач Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 г.
Железнодорожная линия с тяжеловесным грузовым движением — это линия, по которой осуществляется движение грузовых поездов массой 6300 т и более, включающих вагоны с нагрузкой на ось до 25 тс. Классификацию и специализацию железнодорожных линий разработало АО «ИЭРТ» в соответствии с Методикой по статистической отчетности на 1 января 2015 г. Протяженность линий с тяжеловесным движением составляет 8272 км из классифицированных 84752 км эксплуатационной протяженности сети железных дорог.
При определении специализации линий с тяжеловесным грузовым движением в Методике 3048р принята доля размеров движения поездов массой 6300 т и более в размере 15 % и более от суммарных объемов движения грузовых поездов по линии. В Генеральной схеме развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 и 2025 гг. определен перспективный полигон обращения тяжеловесных поездов. При этом в качестве первоочередного участка сети по организации тяжеловесного движения рассматривается направление Кузбасс—Усть-Луга. Обращение поездов массой 7100 тс осевой нагрузкой 25тс, предусматривается на Восточном полигоне для обеспечения перевозки массовых экспортных грузов в порты Дальнего Востока.
Планируемая на перспективу протяженность полигона обращения грузовых тяжеловесных поездов к 2025 г. должна достигнуть 28650 км, что составит около 33,6 % от эксплуатационной протяженности сети дорог.
На заседании научно-технического совета ОАО «Российские железные дороги», прошедшего 22 марта 2013 г., было отмечено, что «важнейшей задачей эффективной работы инфраструктурного комплекса, в том числе путевого хозяйства компании, является обеспечение заданного уровня объема перевозок с минимизацией затрат на эксплуатацию объектов инфраструктуры на всех стадиях жизненного цикла. При этом основной задачей данного процесса становится снижение его стоимости за счет оптимизации ресурсов с требуемым уровнем надежности, обеспечивающим безопасность движения с установленными скоростями движения».
Комплексная программа повышения эффективности эксплуатации и применения инновационных технологий при техническом обслуживании железнодорожного пути с поэтапным переходом на малообслуживаемые конструкции предусматривает к 2020 г. увеличение ресурса пути до 1,5 млрд. т груза брутто, а к 2030 г. — до 2,5 млрд. т со снижением стоимости жизненного цикла. При сегодняшней среднесетевой норме периодичности реконструкции и капитальных ремонтов на новых материалах 700 млн. т груза брутто/км. (Распоряжение ОАО «РЖД» от 18 января 2013 г. № 75 р) становится очевидной сложность поставленной задачи. Достичь таких результатов можно только при комплексном подходе к проектированию верхнего строения пути для тяжеловесного движения. Верхнее строение пути, земляное полотно и искусственные сооружения должны иметь согласованные между собой технические параметры, исключающие избыток или недостаток мощности.
Необходимо определить основные технические параметры малообслуживаемого пути для линий различных классов и специализаций. Для создания новых конструкций или усовершенствования существующих необходимо знать следующее:
действующие на путь наибольшие и средние силы (вертикальные, горизонтальные, продольные и поперечные, в том числе осевую и погонную нагрузки);
физико-механические характеристики материалов;
условия работы пути (скорость движения поездов, грузонапряженность, амплитуда температуры рельсов и др.);
заданный срок службы пути;
физическую модель конструкции пути;
оптимальные (по критерию минимума суммарных эксплуатационных затрат за жизненный цикл конструкций) технические параметры пути и подвижного состава, в том числе момент инерции рельса относительно горизонтальной оси (см4), модуль упругости рельсового основания (МПа), вертикальную жесткость пути (кН/мм), вертикальную жесткость узла скрепления (кН/мм), сопротивление продольному к оси пути перемещению шпал в балласте (кН/м), сопротивление продольному перемещению рельсовой плети относительно рельсовых опор (Н/м), погонное поперечное сопротивление рельсошпальной решетки без вертикальной нагрузки (кН/м), глубину неровности на поверхности катания головки рельса на длине 1 м (мм) и др.
Подшпальное основание малообслуживаемого пути должно обеспечивать для заданных поездных нагрузок стабильное состояние рельсошпальной решетки с минимальной интенсивностью накопления остаточных деформаций в межремонтный период, а также надежность пути в целом при минимуме суммарных затрат на сооружение и техническое обслуживание. При этом вертикальные и горизонтальные деформации в послеремонтный период после стабилизации должны быть упругими.
Требования к инновационным элементам верхнего строения пути для организации тяжеловесного движения были приняты в 2014г. на заседании научно-технического совета ОАО «РЖД» (табл. 2) .
Некоторые приведенные в табл. 2 технические требования к элементам пути, на наш взгляд, дискуссионные, другие требуют корректировки и дополнения.
В существующих нормативных документах отсутствует описание технических параметров верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений для линий с тяжеловесным движением, не представлено оно и в проектах разрабатываемых документов.
По данным А.Я. Когана, с введением тяжеловесного движения поездов растут вертикальные и боковые силы, передаваемые от вагона на путь. Особенно это проявляется в кривых участках.
В результате испытаний, проведенных ВНИИЖТом в 2014—2015 гг., «...было установлено, что вертикальные силы, действующие от колеса на рельс, в поезде массой 6000 т при скорости движения 40—60 км/ч возрастают пропорционально осевой нагрузке».
В.А. Лазарян приводит следующие данные: при неустановившемся режиме торможения и скорости 15—20 км/ч в поезде возникают значительные продольные силы, которые могут быть в 2,0—2,5 раза больше максимальной силы тяги локомотива по сцеплению. По сведениям ОАО ВНИКТИ, максимальные продольные усилия сжатия в составах превысили норматив 50 тс и достигли 120 тс в поезде массой 12600 т и 140 тс в поезде массой 14200 т.
На участках тяжеловесного движения отмечен рост на 17—18 % эксплуатационных расходов на текущее содержание 1км пути, на некоторых участках происходит осадка пути, ухудшается покило-метровая балльная оценка, ускоряется накопление деформаций земляного полотна и верхнего строения пути. Увеличение прогибов рельсов ведет к снижению ресурса наработки тоннажа рельсами* и шпалами.
Обобщение мирового опыта тяжеловесного движения показало, что оптимальный модуль упругости пути должен возрастать при тяжеловесном движении, а оптимальный прогиб рельса под колесом вагона должен находиться в диапазоне от 1,3 до 3,8мм.
Нашими расчетами установлено, что при конструкции пути по СТО ОАО «РЖД» 107.002.2010, вертикальном давлении колеса 16,3 тс, модулях деформации грунтов земляного полотна от 10 до 30 МПа и высоте насыпи 4 м на прочном основании, прогиб рельсов Р65 составляет от 5 до 9 мм (без учета сжатия подрельсовой и нашпальной прокладок), и это намного больше, чем рекомендуется при тяжеловесном движении.
Рассмотрим возможности снижения упругих прогибов рельсов под колесами при тяжеловесном движении поездов. Сегодня величина прогиба рельса существенно зависит от деформации подрельсовых и нашпальных прокладок. Сжатие прокладок достигает 50 % общей вертикальной деформации рельса под поездной нагрузкой. Длительное время в России считалось, что снижение вертикальной жесткости прокладок и увеличение их толщины способствуют лучшему распределению поездной нагрузки на шпалы, увеличивая длину волны прогиба рельса. В расчетах последней не учитывалась деформация земляного полотна. Также не учитывалось, что большой диапазон напряжений в клеммах и рельсах при значительном сжатии прокладок существенно снижает ресурс упругих клемм и рельсов при наработке тоннажа.
Нелинейность характеристики нагрузка—деформация при взаимодействии подвижного состава и пути создает эффект зазора в узле скрепления и ухудшает распределение давления колес на шпалы. Зарубежные прокладки, как видно из анализа данных В.К. Финка, отличает линейность характеристики нагрузка—деформация и на порядок меньшие вертикальные деформации. Известные зарубежные изготовители узлов рельсовых скреплений Pandrol и Vosslo применяют подрельсовые прокладки из линейно деформируемых пластиков с вертикальной жесткостью 200—300 тс/см. и максимальным сжатием до 0,5 мм. Была получена экспериментальная кривая Велера для упругих клемм. В результате циклических испытаний выяснилось, что для наработки клеммой Vosslo 1 млрд т (40—50млн циклов) ее упругий ход при проходе колеса не должен быть больше, чем 0,7 мм .
На участках тяжеловесного движения поездов ОАО «РЖД» очевидна необходимость повышения жесткости подрельсовых и нашпальных прокладок и уменьшения их толщины до 6—8 мм. Снижение остаточной осадки пути при увеличении модуля упругости подрельсового основания подтверждено в ходе испытаний, проведенных в 2014— 2015 гг. ВНИИЖТом на участке Ковдор—Пинозеро с вагонами, рассчитанными на осевые нагрузки 23,5, 25 и 27 тс.
Для увеличения устойчивости бесстыкового пути против выброса промежуточные рельсовые скрепления должны обеспечивать максимальную рамную жесткость рельсошпальной решетки.
Исследования сопротивления повороту рельсов в узлах скрепления показали, что максимальную рамную жесткость пути обеспечивают подкладочные скрепления. Если между клеммой и рельсом находится пластиковый электроизолирующий элемент, то рамная жесткость узла скрепления снижается в 3 раза, а предельно допустимая температура нагрева плети уменьшается на 10—15°С.
На значительном протяжении бесстыкового пути в России используется скрепление КБ65, которое характеризуется ослаблением прижатия рельса к шпале в период эксплуатации. Для обеспечения большей и постоянной силы прижатия рельса к шпале НИЦ «Путь» Горьковской дороги разработал упругую пластинчатую клемму, которая изготавливалась на заводе «Инструмент» в Нижнем Новгороде из стальной полосы шириной 8 см и толщиной 5 мм, прокатанной в «Ижсталь». Клемма, создающая усилие на рельс 1200—1400 кгс, успешно испытана на грузонапряженном участке бесстыкового пути Кировского отделения Горьковской дороги. Расчетный ресурс наработки тоннажа у этой клеммы составляет более 1 млрд т.
Этот пример показывает, что традиционное скрепление КБ65 вполне доступно для модернизации. Вместо закладного болта можно предусмотреть шурупно-дюбельное прикрепление подкладки шурупом ЦП 54 с двухвитковой шайбой или упругой клеммой. За более чем полувековой период применения КБ на отечественной сети это скрепление на ряде участков нарабатывало более 1,2 млрд т пропущенного груза, а при модернизации эта цифра может быть больше.
Известно, что массовая российская железобетонная шпала типа ПН (в отличие от брусковых шпал) имеет недостаточную высоту в середине
Из-за этого давление колеса вагона на одну опорную площадку шпалы почти не распределяется на вторую опорную площадку, что повышает максимальные давления шпалы на балласт и ускоряет темп расстройств пути.
Отечественные железобетонные шпалы типа Ш1 были разработаны для осевой нагрузки вагонов до 20 тс и имели наработку тоннажа до 2 млрд т. Повышение вагонной нагрузки до 25—27 тс/ось существенно снижает ресурс железобетонной шпалы. Для уменьшения прогиба рельса и создания равнопрочной конструкции пути с наработкой 1,5—2,0 млрд.т. требуется усиление несущей способности шпалы.
В Китае на линии Датун—Циньхуандао с тяжеловесным движением поездов применены усиленные железобетонные шпалы массой 360 кг, имеющие расчетный изгибающий момент в подрельсовом сечении на 40 % выше, чем ранее применявшиеся шпалы массой 250 кг Исследованиями НИЦ «Путь» Горьковской дороги была доказана возможность повышения несущей способности шпалы типа Ш1 не менее чем на 40 % без повышения ее массы за счет изменения высоты арматурного струнопакета (рис. 1). Циклические испытания шпал с увеличенной высотой арматурного струнопакета, изготовленных Каликинским шпалозаводом Горьковской дороги, подтвердили во ВНИИЖТе в 1999 г. правильность расчетов НИЦ «Путь». Увеличив высоту струнопакета с 75 до 90 мм, при, том же количестве струн мы получаем необходимое увеличение несущей способности железобетонной шпалы.
Большая высота струнопакета увеличивает момент сопротивления и расчетный изгибающий момент шпалы. Усиленные шпалы имеют меньший прогиб, большее по площади пятно контакта с балластом и примерно на 7 % меньшие максимальные контактные напряжения между шпалой и балластом. В результате снижается темп накопления деформаций в балласте и затраты на выправку пути. Желательна модернизация форм для изготовления шпал с доведением высоты шпалы в середине до 170 мм и высоты струнопакета до 120 мм.
Повышение же класса бетона от В40 (применяемого сегодня шпалозаводами) до В50 не даст ощутимого эффекта, но повысит стоимость шпалы.
Типовая балластная призма имеет модуль деформации, по данным ВНИИЖТа, от 170 до 300 МПа и не препятствует попаданию воды от снеготаяния и дождей к земляному полотну. Толщины щебеночного слоя в 40 см под шпалой недостаточно для существенного гашения колебаний, передающихся от подошвы железобетонной шпалы к земляному полотну. Переход от деревянных шпал к железобетонным увеличил ускорения колебаний в контакте железобетонной шпалы и балласта в 2,5 раза. Для исключения тиксотропного разжижения глинистых грунтов основной площадки земляного полотна, при реконструкции пути под тяжеловесное движение толщину щебеночного слоя под шпалой целесообразно увеличить до 60 см или повысить прочность верха земляного полотна. Для увеличения модуля деформации щебеночного слоя до 800 МПа нижние 30 см щебня можно уложить на геосетку, которая улучшит распределение поперечных сил на путь. Используя технологию, применяемую при строительстве автодорог, следует уплотнить щебень виброкатком врасклинку и пропитать горячим битумом. При этом можно снизить технические требования к нижнему слою щебня. Это приведет к уменьшению объема работ и снижению затрат при среднем ремонте пути.
Земляное полотно железных дорог ОАО «РЖД» — наиболее слабый элемент пути. Примерно 70 % земляного полотна дорог России построено из глинистых, суглинистых и супесчаных грунтов. В период эксплуатации отмечаются просадки, перекосы и выплески.
Известно, что вода — враг № 1 для глинистого земляного полотна, но до сих пор это не учтено в конструкции пути. Чтобы исключить сезонные ослабления верха земляного полотна и загрязнение нижнего слоя щебня разжиженным глинистым грунтом, а также уменьшить прогиб рельса, целесообразно выполнять стабилизацию верха земляного полотна, повысив модуль деформации грунта с 20—30 МПа до 150 МПа. Стабилизацией можно сделать глинистый грунт гидрофобным и морозоустойчивым. Существует много типов добавок и ферментов, успешно применяемых для стабилизации грунтов во многих странах мира. ОАО «РЖД» утверждены нормативы стабилизации верха земляного полотна. По экспериментальным данным А.Д. Омарова, защищенное от увлажнения через балластную призму земляное полотно осушается, снижая влажность через 2—3 года на 2—4 %. При этом прочность глинистых грунтов возрастает. Стабилизация местных грунтов основной площадки взамен устройства подбалластного слоя из привозных дренирующих грунтов эффективна, так как существенно уменьшает количество и стоимость привозных материалов.
Для экономии балластных материалов целесообразно при реконструкции пути усовершенствовать технологию выравнивания верха основной площадки земляного полотна и песчаной подушки, применив для планировки автогрейдеры с трехмерной автоматической системой управления (например, BladePro 3D). В сочетании с электронным тахеометром ATS точность проведения земляных работ может быть доведена до ±5 мм (вместо допускаемых сегодня ±5 см). Предлагаем нормативно установить допускаемые отклонения отметок бровки земляного полотна и песчаной подушки ±1 см от проекта.
На рис. 2 приведен, для примера, профиль предлагаемой конструкции второго пути на насыпи для участка с тяжеловесным движением поездов.
Расчеты прогиба рельсов Р65 численными методами под рекомендуемой вертикальной нагрузкой от колеса на рельс в 16,33 тс для конструкции пути, приведенной на рис. 2, показали, что данный вариант позволяет получить оптимальный для тяжеловесного движения прогиб рельса (табл. 3) по сравнению с конструкцией, рекомендуемой СТО ОАО «РЖД» 107.002.2010.
Подводя итоги, можно предложить в качестве подготовки железнодорожного пути к тяжеловесному движению следующее.
▪Определить и нормировать основные технические параметры малообслуживаемого пути, включив их в разрабатываемые нормативные документы. Утверждение технических параметров позволит оптимизировать расходы жизненного цикла железнодорожного полотна как единой конструкции.
▪Внести дополнения в систему технического обслуживания пути с учетом различных сочетаний элементов верхнего строения, состояния земляного полотна и конструкции балластной призмы.
▪При проведении ремонтов пути заменять резиновые подрельсовые и нашпальные прокладки пластиковыми линейно-деформируемыми прокладками с динамической жесткостью до 250 кН/мм.
▪Модернизировать массовое промежуточное рельсовое скрепление для железобетонных шпал КБ65 установкой упругих клемм взамен жестких П-образных и шурупно-дюбельным прикреплением подкладки к шпале.
▪При изготовлении железобетонных шпал увеличить высоту арматурных струнопакетов с 75 до 90 мм, что приведет к росту несущей способности шпалы, уменьшит затраты на подбивку и повысит ресурс шпал.
▪Для повышения несущей способности балластного слоя перейти к устройству двухслойной щебеночной призмы общей высотой 60 см под шпалой (без песчаной подушки), укладываемой на стабилизированную основную площадку земляного полотна. Нижний слой щебня предлагается уплотнять виброкатком и пропитывать сверху битумом для достижения модуля деформации 800 МПа.
Предусмотреть стабилизацию верха основной площадки земляного полотна на глубину 0,25—0,3 м с доведением модуля деформации стабилизированного грунта до 150 МПа.
Шарапов С.Н.