Работа с возражениями через использование перцептуальных позиций (и аутфрейминг сопротивления).
Позвольте мне еще кое-что рассказать об Артуре. Как только он реструктурировал свою тренерскую панораму, он почувствовал себя намного более уверенным. Однако вскоре он снова начал хмуриться: «Но...» - говорил он, - «но...».
Он еще немного посмотрел на образ группы и повторил: «Но. ».
Конечно, я спросил его: «Но что?». Он сказал, что не знает. Он продолжал смотреть на образ группы и хмурить лоб.
Я взял три листка бумаги и написал на них цифры 1 ,2 и 3. «Смотрите», - сказал я и положил номер 1 прямо перед ногами Артура. - Это символизирует первую перцептуальную позицию. Это означает, что отсюда вы будете смотреть на тренинг так, как видите его собственными глазами». Потом я поместил второй кусочек примерно на расстоянии четырех метров от Артура. «Это - вторая перцептуальная позиция - тренинг, каким он видится глазами участников группы». Я поместил третью перцептуальную позицию рядом с линией взаимодействия между тренером и учениками. Это была точка зрения наблюдателя со стороны.
Я взял Артура за плечи и поместил его в третью перцептуальную позицию. «Посмотрите на себя и на группу. Можете ли вы сказать, что не так и чего не хватает?»
Артур немного посмотрел, его голова поворачивалась из стороны в сторону. «Я вложил в этот тренинг слишком много усилий», - сказал он, - «и это убьет меня. Я слишком активен. Мне нужно немного сбавить темп. Нужно дать им отдохнуть».
Мне не нужно было обсуждать с Артуром, что все это значит. Как только он показал, что увидел достаточно, я сказал ему отступить обратно в первую позицию.
Из его позы и темпа дыхания было понятно, что он немного снизил темп и расслабился перед своей воображаемой группой. Он улыбнулся мне и прокомментировал: «Этот семинар провалится только в том случае, если я буду слишком давить на всех, включая Питера и себя. Мне нужно ослабить хватку...».
Теперь настало время переместить Артура во вторую перцептуальную позицию. Мы поместили стул в то место, где он видел группу. Он сел. «Станьте одним из участников и посмотрите на себя как на тренера. Что вы можете сказать об Артуре отсюда?».
«Он боится моей критики, - немедленно ответил Артур. - Он боится, что все это отменят. Я понимаю это, но все же это меня тревожит. Почему он так сильно сомневается в собственной работе? Почему Артур пытается убедить меня в своих качествах? Я и так знаю, что он отлично справляется».
Когда Артур снова занял третью позицию, было похоже, что он обрел креативность. Он улыбался, смеялся и много говорил сам с собой. Большую часть того, что он говорил, я понять не мог. Затем он внезапно снова вернулся в первую позицию. Он начал жестикулировать и что-то говорить тихим голосом, но воображаемая аудитория перед ним определенно его слышала.
После этого я переместил Артура обратно во вторую позицию. Я попросил его: «Представьте себе, что вы - один из наиболее критически настроенных участников. Какие ваши желания и ожидания не будут реализованы на этом семинаре?».
«Во время этого тренинга я не могу озвучить собственные взгляды и философию».
Вернувшись на третью позицию, Артур подумал о том, как разрешить эту проблему, но найти удовлетворительный ответ он не смог. А потому я попросил его сесть и просмотреть следующие инструкции.
Техника 56. Аутфрейминг ложных ожиданий
Показания: подготовка к тренингу
1. Поместите себя на место одного или более воображаемых учеников и подумайте, какие у них могут быть ожидания и какие из этих ожиданий не оправдаются в ходе вашей программы. Составьте список этих ложных ожиданий.
2. А теперь переместитесь на позицию наблюдателя (третья перцептивная позиция) и начните думать о том, что вы скажете в начале тренинга, чтобы осуществить аутфрейминг этих ложных ожиданий. Для вдохновения используйте приведенный ниже список.
Несколько идей для фрейминга вашего семинара
Фрейминг вашей роли тренера
Я - руководитель Я предлагаю возможности Я дам волю вашему любопытству Я покажу вам несколько примеров Я помогу вам совершить открытие Вместе мы сможем исследовать Я хочу изобретать вместе с вами.
Фрейминг роли участника тренинга
Вас поведут шаг за шагом
Вы сможете сделать собственный выбор и принимать собственные решения
Вам дадут примеры и случаи из практики
Вы будете обучать друг друга
Вы сможете найти свои слабые места
Вы будете гостем на банкете
Вы выйдете за пределы своих возможностей
Фрейминг контекста тренинга
Это основные инструменты Это новые идеи Это солидная основа Это эксперимент Это метафора
Это пазл, который мы соберем вместе Мы отточим ваши навыки
Фрейминг процедур и упражнений
Мы будем имитировать реальность Мы поиграем с некоторыми идеями
Мы будем экспериментировать с пределами ваших способностей Мы шаг за шагом исследуем новый набор правил поведений
Мы узнаем, какие инструменты соответствуют нашим потребностям, а какие - нет Мы столкнемся с экстремальными ситуациями Вместе с вами мы изобретем новые способы обучения.
В этом списке Артур нашел два фрейма, которые подходили для решения его проблем. «Я собираюсь начать семинар с того, что покажу им несколько примеров и новых идей», - сказал он. Он объяснил, что это определенно подскажет одному проблемному участнику, что для его собственных идей и философий не останется места. Чтобы это компенсировать, Артур решил добавить в начале тренинга упражнение, в котором участников попросят за три минуты озвучить как можно больше собственных идей по теме тренинга. «Это решит проблему». Он улыбнулся и сказал мне, что теперь чувствует себя полностью готовым.
8.2. Идентификация в обучении
Слово «идентификация» имеет примерно одинаковый смысл во всех популярных направлениях психологии, за несколькими исключениями. Эта удивительно высокая степень согласия по поводу того, что такое идентификация, позволяет предположить, что данное слово обозначает весьма ясный психологический процесс. Но какой бы веской ни была сама эта концепция, наблюдать данный феномен довольно сложно, так как он относится к сфере бессознательного социального познания. Все, что мы можем видеть - это его результат, отражающийся на поведении людей, которые с кем-то себя идентифицируют.
Благодаря применению модели Социальной панорамы мы можем фактически как на рентгене видеть процесс идентификации. Это помогает нам реконструировать механизмы, лежащие в его основе, что дает возможность предсказывать, понимать и вызывать идентификацию. Это полезно, так как идентификация играет критически важную роль во всех сферах социального влияния, особенно в образовании.
Трагический пример
Давайте исследуем возможные следствия подобной идентификации. Представьте на минуту, что в параллельной Вселенной вы - десятилетний мальчик. Что будет происходить в вашем уме, когда ваша мама скажет: «Боже мой, ты так похож на моего младшего брата Эдди, который умер, когда ему было 13 лет!».
Вы подумаете: «Ага! Наверное, поэтому бабушка иногда зовет меня Эдом, а потом говорит: «Прости, я, конечно, имела в виду тебя! Я точно знаю, кто ты, любимый!».
Теперь вы заражены этой идеей - связью между вами и вашим умершим дядей, и эта связь впечаталась в ткань вашего мозга. Приведет ли это к тому, что ваш образ переплетется с вашей концепцией этого умершего подростка - мальчика, которого вы никогда не знали? Сольется ли его призрак с вашим образом? Начнете ли вы оборачивать эту персонификацию вокруг своего кинестетического «я»?
Однажды воскресным утром вы взглянете в зеркало и испытаете шок. Вы вдруг наглядно увидите этот печальный пример и осознаете тот факт, что у вас с ним есть множество похожих черт. Затем вам начнут сниться сны, в которых вы - это он. Когда вы проснетесь, вы даже заметите, что начали вслух разговаривать с ним. Но на самом деле ваши проблемы начнутся тогда, когда вы станете опасаться, что ваша судьба будет схожа с его судьбой.
И когда это станет самоисполняющимся пророчеством, и вы также умрете в очень молодом возрасте, на ваших похоронах детский психолог объяснит вашим родственникам: «Он идентифицировал себя со своим умершим дядей».
Слава Богу, что вы находитесь в этой Вселенной, в своем нынешнем возрасте и ничего этого на самом деле не случилось.
8.2.1. Что такое идентификация?
Мне интересно, насколько подобное описание соответствует вашему мнению: «Идентификация - это процесс, когда человек Х думает так, как будто он является человеком Y».
В этом определении нейтральный термин «думает» может менять значение всей фразы: от полного убеждения, что человек Х является тем же человеком, что и Y, до простого факта, что человек Х отмечает определенное сходство между собой и Y. Помимо этого нам нужно также провести различие между случаями, когда сам человек Х считает себя человеком Y, и случаями, в которых есть человек Z, верящий, что X и Y - это одно и то же. В первом случае, к примеру, Джон верит, что он является своим дядей Эдди. В втором у нас есть Фриц, который может заметить, что у Билла есть множество черт, делающих его похожим на ближайшего друга Рика. Фриц может прямо об этом заявить: «Я вижу так много общего у Рика и Билла, что часто их путаю» или может сделать такой комментарий: «Билл идентифицирует себя с Риком». В этом последнем случае сходство может отрицаться Биллом.
С идентификацией связано еще один важный момент. Большинство ученых полагают, что человек может либо идентифицировать себя с кем-то намеренно и добровольно - или же человек может стать жертвой бессознательной и компульсивной динамики. К примеру, актер, как бы он ни был погружен в свою роль, идентифицирует себя с ней сознательно и добровольно. Но классический пример психиатрического пациента, который считает себя Иисусом Христом и ведет себя соответствующим образом, демонстрирует нам обратную сторону медали. Этот человек полностью идентифицируется, не имея сознательного намерения. Он будет демонстрировать великолепные актерские способности. Но психиатр, который крикнет ему «Ради Бога, прекрати притворяться Иисусом!», вряд ли решит его проблемы. А вот режиссер может сказать то же самое актеру - и это действительно приведет к изменениям.
И намеренная, и непроизвольная идентификация не обязательно является проблемой. На самом деле идентификация может быть столь же абсурдной, сколь и болезненной. Если говорить в целом, идентификация может считаться забавной, когда она намеренная - но она превращается в
очень серьезную проблему, когда это не так. Ролевая игра, мимикрия и имитация могут быть очень смешными - но проблемы синдрома множественных личностей, общение с духами или транс медиума, как правило, веселья не вызывают.
Как я описывал в Главе 6, роль заместителя на сессии семейных расстановок тоже может оказаться очень серьезной. Добровольная идентификация обычно бывает непродолжительной, в то время как непроизвольная может длиться долгое время и часто контролируется другими людьми. Читатель, который ознакомился с Главой 7 и узнал о духовной панораме, уже знает, что одержимость - это просто еще один фрейм процесса идентификации. В одержимости духами тоже нет ничего смешного.
8.2.2. Идентификация с родителями
Эмбрион делит свое место в пространстве с матерью - ее ощущения тела и эмоции в его жизни доминируют. Вот почему некоторые психологи уверяют, что колыбелью идентификации является утроба матери. Однако далеко не все млекопитающие настолько же преуспели в идентификации, как приматы. А это доказывает: начало жизни в утробе матери вовсе не наделяет автоматической способностью к персонификации. Многие человекообразные приматы - настоящие мастера искусства угадывать точку зрения других. Некоторые шимпанзе даже превосходят маленьких детей, умея определять, что чувствуют и хотят окружающие. Вот почему идентификация все еще остается большой загадкой для психологов.
На основе сравнительного исследования приматов Томаселло (2003) пришел к убеждению, что идентификация - это врожденное качество людей. Наряду с доводами Лакоффа и Джонсона, которым я следовал на протяжении этой книги, я предпочитаю считать, что источником идентификации являются телесные ощущения, полученные в раннем возрасте. Но каким образом мы обучаемся идентификации?
Хотя я не разделяю точку зрения Томаселло о генетической природе идентификации, мне все же нравится его концепция «совместного внимания», так как она помогает реконструировать путь формирования идентификации на обобщения базового опыта.
В этой реконструкции «совместное внимание» рассматривается как предшественник идентификации. Для развития совместного внимания родителям сперва необходимо направить осознанность ребенка - подвигать над колыбелькой яркими объектами, чтобы ребенок начал на них смотреть. Когда ребенок научится фокусироваться, родители могут принять участие в процессе, обращая внимание на то же самое. Совместное внимание предполагает, что родители разговаривают с ребенком и в то же время смотрят на игрушку, пока и ребенок не начинает тоже на нее смотреть. Это поможет ребенку понять: он видит, слышит и ощущает то же, что и его родители. Близкий физический контакт гарантирует, что ребенок будет частично испытывать и родительские эмоции. В дальнейшем это будет поддерживаться тем, что родители будут часто подстраиваться под настроение ребенка.
Следующей стадией становится интернализация процесса. Ребенок знает, что родители думают о том же самом и у них при этом возникают такие же чувства. После того, как это происходит постоянно и в течение какого-то времени, малыш начнет более независимо наслаждаться совместным вниманием. Даже когда родители будут смотреть в другую сторону, он сможет ощущать их единство фокуса.
Совместное внимание - это еще не идентификация, как можно заметить на основе анализа вовлеченных в это пространственных (Социальная панорама) паттернов. Чтобы появилась идентификация, ощущение себя должно находиться внутри другой персонификации.
А значит, следующий вопрос будет таким: как ребенок учится помещать свое кинетическое «я» на место другого? В Главе 3 мы видели, что ощущение себя - это ядро идентичности, но в то же время оно является довольно динамичным, может варьироваться и укрепляться в зависимости от контекста. В некоторых ситуациях (сон, гипноз, транс и ряд измененных состояний сознания) кинестетическое «я» может быть очень слабым или вообще отсутствовать. Смещение по направлению к ощущению общего местоположения с родителем может возникать на основе того, что у ребенка нарушается ощущение границ себя. Подобное нарушение не является чем-то необычным, так как контуры себя не всегда являются четкими и ясными. В частности, когда человек расслабляется, концепция себя может представлять собой только смутные очертания. Когда мы находимся в полусонном состоянии, все границы всех наших концепций становятся более текучими - иногда это достигает своего максимума в снах. В глубоко расслабленном состоянии смешивание себя и других - это не редкость, и оно часто встречается у маленьких детей.
В состоянии глубокой релаксации ребенок учится объединять свою концепцию себя и персонификацию родителя в одном и том же месте ментального пространства. Этот процесс может вызвать появление навыка идентификации. Позже в жизни это позволит человеку перемещаться во вторую позицию и обратно с любым человеком.
Если говорить коротко, то первые элементы идентификации мы узнаем еще в утробе матери, затем они расширяются в процессе близкого общения с родителями и оттачиваются в раннем детстве, когда ребенок играет с куклами и в игры «давайте притворимся». Сидя на руках у матери, вы воспринимаете практически то же, что и она, особенно когда минуты совместного внимания перемежаются короткими снами. Идентификация с ней потребует лишь небольшого когнитивного шага: как только вы овладели этим искусством, вы можете занимать одно и то же место с любой персонификацией своей Социальной панорамы.
Тот факт, что смешивание этих двух эмпирических сфер девочкам дается легче, чем мальчикам, указывает: в этом процессе имеются определенные генетические составляющие. Некоторые полагают, что причины этого носят гормональный характер: у девочек (половые) гормоны такие же, как и у матери, и у них больше сходства с матерью, когда они находятся в ее утробе, нежели у мальчиков. Это может являться причиной того, что кинестетическое «я» девочек является более диффузным, а значит, им будет легче сливать идентичности.
В целом можно сказать, что люди со слабой концепцией себя идентифицируются чаще. Это происходит потому, что они автоматически идентифицируются со всеми доминирующими персонификациями (см. Глава 4 - закон доминирующих персонификаций). А когда вы малыш, мир для вас полон доминирующих персонификаций.
Когда вы являетесь ребенком, ваша семья состоит из нескольких больших людей, которые имеют над вами власть. Так как в подобной пугающей атмосфере сохранить свои границы может оказаться сложным делом, вы автоматически будете часто идентифицироваться с ближайшим родственником, как описано в Главе 6. Результатом этого станет «обучение идентификации», которое помогает вам выстраивать репертуар поведения в семье.
Суммируя вышесказанное, мы можем сказать, что идентификация с родителями в значительной степени имеет автоматический характер, и ребенок будет копировать их поведение, сам того не ведая. Поначалу подобная близость необходима - но недолго. Позже ребенок сможет обучаться только на основе наблюдений за родителями - или другими людьми.
Имеет смысл рассматривать процесс обучения идентификации как состоящий из двух стадий. Как только поведенческий пример изучен (стадия первая), его в дальнейшем можно использовать (стадия вторая) в любое время. Другими словами, вы создаете образы, с которыми в дальнейшем сможете идентифицироваться. Сложности, которые встречаются в жизни ребенка, могут заставить его идентифицироваться. В своем внутреннем поиске ответов на эти сложности он находит поведенческие примеры других людей, которые хранятся в его памяти, готовые превратиться в его собственный поведенческий репертуар.
Проведение границы между моментом, когда информация отправляется на хранение, и моментом идентификации будет очень полезным для понимания того, что является самым важным в обучении идентификации. В реальной жизни разницу между этими двумя стадиями заметить сложно, особенно когда кто-то идентифицируется с моделью сразу же после получения поведенческого примера. К примеру, вы можете «войти» в свою учительницу музыки, как только она начинает для вас играть. Со стороны это будет заметно по легким движениям вашего тела и рук, которые будут напоминать ее движения.
8.3.Обучение идентификации в Социальной панораме
Некоторые психологи (самым известным из которых является Бандура) наблюдали, как дети на очень ранних стадиях развития автоматически обучаются с помощью идентификации. Большинство социальных психологов согласны - это быстрый, легкий и бессознательный способ обучения. Это позволяет поверить в то, что многое в своем поведении мы почерпнули через идентификацию, и что именно таким способом мы приобретаем большинство социальных навыков. Многие знаменитые люди искусства и ученые идентифицировали себя со своими блестящими наставниками. Именно этим способом им удалось воспроизвести величие.
Идентификация - это великолепный способ обучения. Но иногда он может привести к проблемам. К примеру, через подсознательное обучение человек может приобрести вредные модели поведения - агрессия, беспомощность, психические проблемы, сексуальные извращения или преступные наклонности. Примеры подобного поведения незаметно накапливаются и просачиваются в сознание до тех пор, пока не настанет время с ними идентифицироваться. Могут ли подростки становиться убийцами после просмотра телевизора? Ответ, скорее всего, «да». У некоторых людей подсознательная идентификация и усвоенные благодаря ей уроки могут иметь разрушительные последствия. В Главе 6 мы встретились с семейным терапевтом Хеллингером (1995), который, помимо всего прочего, специализируется на проблемах, происходящих вследствие идентификации с плохими образцами для подражания в ближайшем круге человека.