Вознаграждение, наказание и сдерживание одобрения

Вознаграждение и наказание формируют наше поведение, и они всегда подразумевают социальное неравенство (Рейвен, 1965). В отношениях по определению будет доминировать человек, который вправе наказывать и награждать. Вознаграждение и наказание распространены настолько широко, что мы должны упомянуть о них как об аспектах социальной власти. Сначала родители, потом учителя, военные командиры, полицейские, налоговые инспекторы, начальники, лидеры, партнеры и многие другие могут нас наказывать или вознаграждать.

Люди, которые имеют достаточно власти, чтобы наказывать, в Социальной панораме должны быть представлены в виде угрожающих образов. Посмотрите налево и вверх: именно там часто находятся люди, которые могут наказывать. Здесь же могут быть и люди, чьего одобрения и уважения вы отчаянно добиваетесь - и не получив этого, чувствуете, что вас наказали. Сдерживание одобрения - это очень мощный способ построения авторитета.

Техника 24. Получение одобрения в любом случае

Показания: вы все еще ждете чьего-то одобрения

1. Визуализируйте авторитет, который отказывает вам в уважении, признании или одобрении.

2. Какое качество, отсутствующее у этого человека, не дает ему высказать одобрение? Назовите это качество.

3. Подумайте о примере из собственной жизни, когда у вас было это качество. Войдите в эту ситуацию и почувствуйте, каково это - обладать этим качеством.

4. Взгляните на линию жизни авторитета с высоты птичьего полета. Выберите подходящий момент, чтобы обучить его этому качеству.

5. Дайте авторитету это качество любым способом, который кажется вам удобным. Вы можете положить его, к примеру, в напиток, осветить его лучом света или просто сказать ему об этом.

6. Снова взгляните на линию жизни авторитета и посмотрите, что изменилось в результате того, что теперь у него есть это качество.

7. Представьте себе, что теперь авторитет высказывает вам свое одобрение - вы получаете все, что заслуживаете, и даже больше. И наконец клонируйте авторитет в своем уме: заполните футбольный стадион его бесчисленными копиями. Встаньте в середине клонов и получите одобрение от них всех. До костей пропитайтесь ощущением одобрения.

Тесты на животных показали, что непредсказуемый шаблон вознаграждения и наказания оказывает на них огромное воздействие. Родители, которые наказывают и поощряют своих детей случайным образом, создают у них очень сильную зависимость. И их авторитет оказывается гораздо более сильным, чем авторитет родителей, которые являются предсказуемыми и разумными. (48). В подобных ситуациях шаблон «получение одобрения в любом случае» окажется полезным.

В Главе 6 вы увидите аналогичный поход, нацеленный на отношения родителей и детей.

Политическая власть

Модель Социальной панорамы нашла свое место в политике благодаря австрийскому профессору экономики Вальтеру Отчу, в частности, благодаря его исследованию «демагогических коммуникационных паттернов» политика-популиста Джорга Хайдера (Отч, 2000).

Политики зачастую отлично понимают, до какой степени власть зависит от социальных когнитивных конструкций. Они создают в умах людей персонификации и влияют на то, какими будут эти персонификации. В своей Социальной панораме они зачастую удерживают огромное количество взаимосвязанных персонификаций с меняющимися паттернами, что вызывает рост или уменьшение их власти.

Демократическая власть находится в руках избирателей. Демократически избранный лидер должен иметь в своем уме важный сенсорный код, необходимый для образа поддержки электората.

Когда встречаются два лидера, каждый из них визуализирует силу другого в своей Социальной панораме. В результате в формирования восприятия власти принимают участие и первые, и вторые перцептивные позиции всех персонификаций, которые в это вовлечены. Как выглядит связь другого со своими последователями? Сколько подрывных элементов содержит образ этой группы? И, что более важно: в какой позиции лидер видит себя и других? Они расположены рядом друг с другом или в противоположных концах?

На своих семинарах по Социальной панораме я прошу нескольких представителей групп вступить друг с другом в переговоры. Благодаря этому и мне, и участникам удается стать свидетелями феномена, который я назвал «панорамой переговоров» (Деркс, 1998с, 2000а). Какими участники переговоров воспринимают себя, людей, которых они представляют, своих партнеров по переговорам и их группу?

Техника 25 поможет в работе по подготовке человека, которому нужно будет принимать участие в переговорах.

Наши рекомендации