Часть 1: Богатый другой человек.
Разобраться с богатством - это означает изменить критические сенсорные характеристики в вашей Социальной панораме. Если богатые люди вас подавляют, попробуйте такой подход:
1. Подумайте о нескольких богатых людях и ощутите свои чувства по поводу них.
2. Найдите критические сенсорные характеристики богатства (Сандлер, 1985). Другими словами, найдите такие сенсорные качества вашего образа богатого человека, которые делают его плохим. Что изменится в этом образе, если вы представите себе, что этот человек намного богаче или беднее? Что общего имеют между собой образы богатых людей? Они находятся в одном и том же месте? Возможно, они одного и того же цвета или размера? К примеру, богатые люди могут казаться больше - в этом случае критической сенсорной характеристикой будет «размер».
3. Меняйте образ богатого человека до тех пор, пока вам не станет комфортно. Это можно сделать, просто уменьшив или затемнив образ. Меняйте сенсорный аспект до тех пор, пока человек не перестанет выглядеть богатым.
4. Если вам сложно это сделать, то это может означать, что какая-то часть вас не согласна с этим изменением. Вступите в контакт с этой частью и выясните, в чем заключаются ее положительные намерения. Вовлеките ее в процесс и повторите его снова.
Подобное изменение сенсорных атрибутов богатства вовсе не обязательно должно быть постоянным, чтобы быть эффективным. Некоторые люди пользуются этим методом до и во время общения с богатым человеком, и этого может быть достаточно. А потому в следующий раз, когда вам что-то потребуется от миллионера, уменьшите его немного, когда предлагаете ему напиток (в том случае, если ваш критический сенсорный канал - это «размер»).
Техника 23. Упражнения по обращению с богатством
Часть 2. Бедный я
1. Представьте себе, что у вас в 10 раз больше денег, чем на самом деле. Как изменится ваша самооценка? Каким будет критический сенсорный канал?
2. Поэкспериментируйте с критическим сенсорным каналом, представив себе, что вы так богаты, как хотели бы. Может быть полезным воспользоваться образом какого-то богатого человека: визуализируйте себя, обладающего теми же сенсорными качествами, и соедините этот образ со своим кинестетическим «я».
3. Выполните любые изменения, которые будут необходимы в этом контексте. Обращайте внимание на экологичность, в противном случае эксперимент может дорого обойтись! Работайте с опытным терапевтом во избежание негативных последствий.
Изменение сенсорных атрибутов богатства не представляет собой ничего нового. Вы, наверное, слышали такое: «Теперь, когда я узнал ее поближе, я больше не воспринимаю ее как богатую женщину, а считаю ее просто приятным человеком». Человек, который говорит нечто подобное, прошел через сходный процесс - вмешательство с помощью терапевта. Люди, которые говорят, что «богатства находятся в сердце», по-видимому, тоже знакомы с таким принципом.
Джим, биржевой аналитик, однажды сказал мне, что для него образы богатых людей выглядят меньше. Почему? Он объяснил это так: «Чтобы стать богатыми, люди должны обладать жесткими материалистическими принципами. Если поступать подобным образом, заработать кучу денег на бирже несложно. Как только я вижу богатого человека, я всегда думаю: «Ок, ты выиграл - но существует ли для тебя что-то еще?». Джиму легче иметь дело с богатыми людьми подобным образом, даже если сам он временами не преуспевает.
Легко заметить, что этот метод можно применить по отношению к любому социальному измерению. Как только критическая сенсорная характеристика или определенное качество обнаружено, вы получаете возможность изменить свое восприятие людей, которые им обладают.
Конечно, на пути к постоянным изменениям вам встретится немало препятствий. Но Бэндлер и Гриндер (1979) учат нас рассматривать внутреннее сопротивление как механизм самозащиты.
Как уже было сказано, этот метод может вести к самообману, так что будьте осторожны. Помните, что богатые люди привыкли к тому, что к ним обращаются определенным образом - и возможно, они будут раздражены, если вы, как и Джим, будете относиться к ним по-другому.
Попытайтесь взглянуть на ситуацию с третьей перцептивной позиции: посмотрите на свою Социальную панораму и Социальную панораму богатого человека. Если вы разрушите одно из их самых важных измерений, ваши панорамы больше не будут совпадать. Спросите себя, готовы ли вы к этому.