Техника 16. Ресурс в прологе до момента разделения
Показания: множественная идентичность
Мы пользуемся так называемой техникой «линии жизни» (Деркс, 1998d, Джеймс и Вудсмолл, 1988).
1. Вернитесь к первому моменту разделения.
2. Понаблюдайте со стороны и посмотрите, какого ресурса вам не хватало на тот момент. Что у вас должно было быть, чтобы сохранить единство своей идентичности?
3. Все еще находясь в позиции наблюдателя, найдите то время своей жизни, когда у вас был этот ресурс.
4. Вернитесь в тот момент, когда у вас был этот ресурс - и как можно интенсивнее переживите это ощущение.
5. Заякорив этот ресурс в теле, вернитесь по линии жизни в нейтральный момент, предшествовавший моменту разделения (пролог).
6. С этого момента возьмите этот ресурс в свое будущее. Пройдите через момент разделения, вооружившись этим ресурсом, и дойдите вместе с ним до «здесь и сейчас». Добавьте этот ресурс в любые ситуации, измените все, что нужно, и отправляйтесь в будущее.
7. Отойдите в сторону и проверьте, есть ли какие-то возражения против применения этих ресурсов в тех ситуациях, в которых у вас возникали внутренние конфликты или проблемные ощущения.
8. Снова вернитесь в будущее и проверьте, нет ли там чего-то недостающего. При использовании этой процедуры иногда бывает необходимо подкорректировать ее в зависимости от потребностей клиентов. Иногда бывает необходимо повторить шаги со 2 по 6 несколько раз с различными ресурсами. Если на линии жизни найдено несколько моментов разделения, желательно сначала их отметить, а затем проверить, было ли найдено достаточное количество ресурсов для каждого момента и не нужны ли дополнительные. Чем больше диссоциаций обнаружено у клиента, тем больше сессий может потребоваться для проведения данной процедуры.
Техника 17. Ограничивающей убеждения по поводу идентичности
Показание: убеждение, что вы недостаточно хороши и т.д.
В этой книге мы рассматриваем только одну технику для изменения ограничивающих социальных убеждений. Она будет описан в Главе 5. Эту технику можно легко перенести из контекста социальных отношений к ограничивающим убеждениям по поводу идентичности.
Несколько комментариев по поводу коллективной идентичности.
Семейная жизнь - это программа для дальнейшего социального когнитивного развития человека. Для большинства из нас семья, в которой мы росли - это первая групповая персонификация в нашей Социальной панораме (Браун, 1988). Мы обобщаем членов семьи в одну когнитивную единицу и воспринимаем ее как социальный объект, имеющий собственное местоположение, качества, чувства, мотивации, идентичность, название и точку зрения. Эта семейная персонификация может над нами доминировать: под влиянием семьи мы можем потерять себя и при этом чувствовать, что мы - часть этой семьи.
Слуховое восприятие семьи включает в себя имена членов семьи, диалекты и языки, на которых они говорят. Запахи и вкусы также могут быть связаны с понятием семьи в плане того, какие напитки и блюда предпочитают ее члены и какой парфюмерией они пользуются.
Как и в случае с личной идентичностью ощущение коллективной идентичности можно разделить на три категории:
Кинестетическое «мы».
Ощущение, которое описывает наше восприятие «мы», часто занимает более обширную область тела, чем «я-ощущение» или кинестетическое «я». В то время как кинестетическое «я» представляет собой одну точку тела и занимает всего несколько кубических сантиметров, кинестетическое «мы» может выходить за пределы тела - как правило, по бокам или сзади или вокруг плеч. Это ощущение исходит из универсального базового восприятия ощущения близости к другим людям, объятий, прикосновений и совместных игр.
Ощущению принадлежности может сопутствовать и чувство, что остальные члены группы стоят рядом или позади. Для описания кинестетических характеристик этого ощущения большинство людей используют слово (тепло), к примеру: «По отношению к друзьям я чувствую тепло и открытость».
Слово «притягательность» описывает один из важных кинестетических аспектов социальной жизни. Когда вы чувствуете, что группа вас привлекает, возникает и потребность физически к ней приблизиться. В других случаях вы можете ощущать, что вас тянет к группе или отталкивает от нее.
Разница между «они» и «мы» является важнейшей для нашего социального «я» (Браун, 1988). Ощущение «нас» зачастую усиливается в присутствии людей-антагонистов. «Они» и «мы» в этом случае ощущаются одновременно.
Одно можно сказать наверняка: большинству людей знакомо ощущение принадлежности, и это ощущение может являться для них огромным стимулом. Для некоторых людей нахождение в группе является очень важным и иногда побуждает их идти на любые меры, чтобы только к ней присоединиться.
Групповые суждения.
Какой будет ваша реакция на слова «белые работорговцы», «поденщики», «альпинисты», «педофилы» или «миллионеры»? Название группы активирует образ этой группы в каком-то месте вашей Социальной панорамы. За этим часто следует оценочная эмоция - суждение о группе.
Данное чувство является прямой реакцией на зрительный или слуховой образ этой группы. Подобные чувства мы можем разделить приблизительно на три вида:
1. Одобрение (любовь, восхищение, дружественные чувства).
2. Неприятие (ненависть, отвращение, ксенофобия, отчуждение).
3. Нейтралитет.