Паттерны ощущения самосознания.

Благодаря исследованию Гершона (1998) мы пришли к более ясному пониманию своего «шестого чувства». По его мнению, в нашем животе находится второй «мозг», который состоит из огромного количества нервных клеток, окружающих кишечник. Необходимо понимать, что метаболизм является самой важной функцией в развитии от эмбриона до младенца. Желудок и кишечник образуют разумную биохимическую фабрику задолго до того, как чувства начинают стимулировать мозг. Ощущение себя, возможно, зарождается где-то в кишечнике, а на более поздних стадиях развития связывается с мозгом. И отсюда возникает вопрос: существует ли какой- то универсальный базовый опыт, который мы могли бы охарактеризовать словами «Мое «я» находится у меня в животе?»

Возможно, нам стоит интерпретировать связь, которая существует у людей между осознанием себя и их образом себя как отражение связи между «кишечным мозгом» Гершона и умом. Важность «шестого чувства» в социальной жизни можно проследить до той роли, которую играет мать в поддержании работы пищеварительной системы ребенка. Можем ли мы в этом случае постулировать как базовый опыт «мама - это пища»?

Инструкции «ощутить свое «я» достаточно, чтобы привлечь внимание к кинестетическому аспекту самосознания. Это ощущение обычно становится более интенсивным, когда люди подолгу на нем фокусируются. В данном курсе исследований проявились три основных типа «чувства себя»:

1. Кинестетическое «я». Оно определяет местоположение самосознания: это место, где находится «я».

2. Эмоции, возникающие в результате оценки себя. Это позитивные, негативные или нейтральные чувства, которые являются результатом оценки себя или образа себя.

3. Знакомое ощущение себя. Оно состоит из постоянного потока присутствующих на заднем фоне эмоциональных, висцеральных ощущение и ощущений самовосприятия.

Не каждый участник эксперимента или клиент может почувствовать разницу между этими ощущениями, и мы не можем утверждать, что все воспринимают все три своих вида. Но эта классификация весьма полезна для терапевтической практики. Жалобы по поводу «я» всегда подпадают под одну из этих категорий. К примеру:

Я потерял себя - потеря кинестетического «я»

Меня тошнит от себя самого - негативная самооценка

Я странно себя чувствую - что-то не так со знакомым человеку ощущением себя.

Кинестетическое «я».

Кинестетическое «я» - это опора нашего существования. Когда людей об этом спрашивают, они обычно указывают на живот или на грудь. Однако об этом нет никаких упоминаний в стандартной психологической литературе - возможно, вследствие комбинации, которая включает в себя мобильность этого местоположения, его бессознательный характер и динамику его интенсивности.

Это составляет разительный контраст с восточными психологическими традициями, которые придают большое значение данному феномену. Китайцы говорят о «точке чи», японцы - о «точке ки», йоги называют это чакрой. В театральном искусстве говорят о «центре» (Джонстон, 1990). Люди, которые занимаются альтернативной медициной (работающие с энергиями и придерживающиеся холистических традиций) и практикующие боевые искусства обнаружили, что местоположение этой точки играет важную роль в благополучии человека. Когда люди чувствуют себя хорошо, кинестетическое «я» часто находится внутри тела, слегка выше или ниже пупка. Когда они чувствуют себя хуже, оно обычно перемещается выше.

Когда я спрашиваю «Какая часть вашего тела в наибольшей степени ощущается как «я»? большинство моих клиентов указывают прямо на свое кинестетическое «я». Другим легче его обнаружить, если я указываю рукой на собственное тело. Недостаток подобного подхода заключается в том, что подобные жесты могут послужить вводящим в заблуждение внушением. Если добавить «внутри тела или снаружи», то открытость вопроса восстанавливается.

Местоположения.

К своему удивлению я обнаружил множество вариантов расположения кинестетического «я». Восточные традиции часто дают различные стандартные варианты. В свете тех вариантов, которые обнаружены мною, я предпочитаю учитывать индивидуальные различия. Хотя это ощущение обычно находится в границах тела, я сталкивался и со случаями, когда оно было частично вне тела или на расстоянии одного метра от тела. Мои клиенты указывали место перед головой, рядом с головой, за головой, в шее, в верхней части груди, перед грудью, вокруг плеч, в середине груди, вокруг головы, над пупком, за пупком, в пупке, ниже пупка, в животе, в бедрах или в ногах. Я часто встречался и с двойным местоположением: оно всегда сигнализирует о наличии внутреннего конфликта идентичности. «Среднестатистическое» кинестетическое «я» находится спереди, немного выше пупка.

Представители упомянутых выше восточных школ, практикующие телесно-ориентированную терапию, полагают: слишком высокое местоположение кинестетического «я» ассоциируется с дисбалансом личности и телесных функций. Эти практики полагают также, что в коррекции нуждаются и случаи, когда оно находится слишком далеко впереди, в шее или в спине. Это делается с помощью прямого внушения или специальных упражнений, которые в данном контексте носят название «центрирующих упражнений» или «заземления». К примеру: «Встаньте на носки, напрягите мышцы живота, глубоко вдохните и на несколько секунд задержите дыхание, затем выдохните и ощутите, как ваш центр гравитации снижается, когда вы становитесь обратно на всю ногу».

Наши рекомендации