Изменение базовых измерений Социальной панорамы.
Хорошим поводом для изучения Социальной панорамы может стать простое любопытство или желание наладить контакт с людьми. Но у коучей, психотерапевтов и тех, кто занимается консультированием в сфере менеджмента, есть еще целый ряд причин это сделать. Среди них, в частности, тот факт, что у некоторых клиентов обнаруживаются очень ограниченные взгляды на человечество в целом. К примеру, клиент может ощущать себя полностью изолированным или отчужденным от человечества или покинутым человечеством. Некоторые люди могут постоянно ощущать себя бессильными и зависимыми, низшими по отношению ко всем остальным. Другие могут демонстрировать совершенно противоположные черты: они ведут себя очень надменно и считают себя выше всех остальных.
Рассмотрение Социальной панорамы таких людей может совершенно точно показать, каким образом они создают подобные проблемные отношения. Их расстояние до остального человечества или высота над всеми остальными людьми могут быть легко связаны с соответствующей позицией. Если рассуждать логически, подобные мысли могут привести нас к идее о том, как можно улучшить такие ситуации.
В этом разделе я коротко расскажу о том, каким образом можно изменять базовые измерения Социальной панорамы человека. Эти техники довольно простые и построены непосредственно на том, что мы уже обсуждали. Но какие техники мы имеем в виду?
Ричард Бэндлер (1985) разработал метод изменения характеристик любого вида субъективного опыта (он называл это работой с субмодальностями). Для этого он применял прямые советы (Андреас и Андреас, 1989). К примеру, когда в определенном образе нужны краски, терапевт может просто предложить клиенту: «Почему бы не добавить в этот образ больше цвета?». Или когда необходимо сократить расстояние: «Придвиньте это ближе». Успех подобных прямых советов будет зависеть от способности клиента им следовать. Но, как показала работа десятков тысяч терапевтов по всему миру, человеческая способность изменять подобные сенсорные характеристики является практически неограниченной.
Мы можем предположить, что люди автоматически меняют сенсорные характеристики своих ментальных образов, когда они понимают, что изменилось их значение. Это позволяет предположить, что люди постоянно делают образы более крупными, более яркими, цветными и др. Очевидно, это также касается и их социальных образов: люди приближают персонификации, сдвигают их в сторону или меняют их высоту, когда меняются отношения.
Однако какой бы широко распространенной и обширной ни была способность менять сенсорные характеристики собственного субъективного восприятия, этот потенциал нередко дает сбой - и тогда человеку нужна помощь. Тому есть две причины:
а. Люди воспринимают свои ментальные образы как должное и не способны легко контролировать их на сознательном уровне. Следовательно, им нередко нужен кто-то, кто мог бы предложить эти изменения.
б. Другая причина, по которой людям не всегда удается легко менять собственные ментальные образы - это внутренняя согласованность. Мы можем утверждать: так как каждый аспект ментального программного обеспечения человека играет свою роль в том, как мы смотрим на вещи, то все, во что человек верит, чего он хочет, что он ценит или чего боится, будет играть свою роль в том, какую форму примут его ментальные образы. Когнитивный контент систематично связывается таким образом, что изменение одной его части может насторожить другие части, которые будут возражать против этого изменения. Формы, которые приняли ментальные образы в ходе развития человека, являются результатом своеобразного «согласия» между всеми подсистемами ментального программного обеспечения человека. Любое изменение сенсорной характеристики (цвет, расстояние, размер и др.) придаст образу иное значение. И может оказаться, что существуют определенные части личности, которые будут сопротивляться этому изменению, так как они противятся этому новому значению. Изменения сенсорных характеристик определенных образов могут привести к немедленному возникновению конфликтов с другими частями личности, которые попытаются «отменить» это изменение, если смогут.
В случае возникновения подобного внутреннего сопротивления клиент отметит, что определенное изменение сенсорных характеристик не удерживается надолго. К примеру, персонификация, которую придвинули поближе, немедленно возвращается назад, как будто она закреплена на эластичном шнуре. Это говорит практикующему о том, что какая-то противоборствующая часть взяла данное изменение под свой контроль.
Бэндлер и Гриндер (1979) вводят в этом контексте слово «экология». «Экологичные» изменения срабатывают немедленно и сохраняются на долгое время, так как они не вызывают никаких новых проблем или внутренних конфликтов. Когда мы вводим изменения в Социальную панораму, наша цель - добиться подобных экологичных изменений.
Как мы уже говорили, сознание функционирует как наставник ума. Оно также оказывается на месте, когда проявляются проблемы или внутренние конфликты. Если изменение не соответствует нуждам всех частей личности, высока вероятность того, что об этом узнает сознание. Это может проявляться в виде какого-то неясного осознания, а потому терапевту или коучу зачастую приходится его увеличивать. С этой целью терапевт спросит: «Вы замечаете внутри себя какие-то возражения?»
Когда я задал Пауле вопрос о ее Социальной панораме, она сказала, что видит всех людей мира на определенном расстоянии перед собой. Он увидела, как человечество медленно марширует мимо нее слева направо. Она почувствовала себя аутсайдером, наблюдателем, который не принимает никакого участия в жизни. Ее муж, однако, был прямо посреди всех этих людей, и Паула тотчас объяснила: «Я думаю, это потому, что у моего мужа есть работа, а у меня нет. Он в гуще жизни».
Логический прямой совет был таким: «Паула, а сейчас войдите в толпу марширующих и присоединитесь к ним!». Паула так старалась, что даже ее лицо сморщилось - но она столкнулась с сильным внутренним сопротивлением. Она сказала, что не сможет изменить этот образ до тех пор, пока сама не получит работу. Как бы она ни старалась войти в толпу, ей удавалось там задержаться только на несколько секунд. И это доказывало, что данное изменение не было для нее экологичным. Она объяснила мне: «Та часть меня, которая не допускает этого изменения, хочет заставить меня искать работу и не быть наблюдателем. Я смогу участвовать в жизни только тогда, когда начну совершать настоящие действия. Знаете, я потеряла уверенность в себе - и это заставило меня вести себя пассивно!