Глава 2. Модель Социальной панорамы.
Персонификации в ментальном пространстве.
Когда я разрабатывал центральную идею этой книги, я рассматривал такие названия, как «социо- сфера», «психотопография» и «социо-география». Но в конечном итоге я остановился на «Социальной панораме» - 360-градусная панорама социальных образов.
В Главе 1 я представил вашему вниманию элементы, составляющие этот ландшафт: 5 типов персонификаций. Я также объяснил, что эти элементы получают свое социо-эмоциональное значение в зависимости от их местоположения в ментальном пространстве. Эта глава посвящена конкретным пространственным паттернам, которые образуются в результате, и тому, каким образом эти паттерны влияют на социальную жизнь и как их можно улучшить с помощью терапии.
Прежде чем я понял эти паттерны, я встречал клиентов, которые страдали от непонятных сложных симптомов - и у меня не было ни малейшего понятия о том, что искать или что с ними делать. Я не имел представления о социальных когнитивных созданиях, которые прятались прямо у меня перед глазами - и никогда не мог и вообразить себе, что мое исследование этого ландшафта может означать для образования, коучинга и терапии.
Недавно мне встретилась клиентка по имени Фредерика, которая страдала от общей фобии жизни - состояния депрессии и исключительно низкой самооценки. Я немедленно начал исследовать ее ментальное пространство. С помощью модели Социальной панорамы я обнаружил, что в пределах пространства тела у нее было четыре персонификации: мать, отец, жестокий дедушка и бойфренд. В последнее десятилетие я пришел к выводу, что подобное может стать причиной тех серьезных симптомов, от которых страдала Федерика. Положительный момент по поводу ее текущей Социальной панорамы заключался в том, что она давала ясное направление для решения подобной сложной проблемы.
Центр и шкала.
Размер Вселенной превосходит воображение даже самых крупномасштабных мыслителей, к примеру, таких, как физик Стивен Хоукинг. Он является экспертом в таких вопросах, как возраст и размер Вселенной. Считается, что от одного ее края до другого - 15 миллиардов световых лет плюс-минус три миллиарда. Но если бы мы спросили его о размерах ментального пространства, в котором для него представлено человечество, он, возможно, дал бы нам гораздо более точный ответ. И если бы мы с ним применили соответствующие техники воображения, он смог бы и указать точное местоположение каждой персонификации. В соответствии с имеющимися техническими условиями практически любой человек мог бы дать точное описание своей Социальной панорамы.
Но даже если мы просто спросим человека: «Где ты ощущаешь своего отца, своего босса или свою мать?», мы обычно можем получить довольно полезные ответы. К примеру: «Да, вон там», «Здесь», «Там» или «Примерно в семи метрах передо мной». И эти ответы подтверждались бы четкими кивками головы и жестами.
Несколько лет подобных систематических опросов научили меня тому, что многие люди окружены сотнями кубических метров социальных репрезентаций - за несколькими исключениями, которые сжимали все человечество до тесных границ собственного тела. В процессе наблюдений я пришел к заключению, пока еще не проверенному, что размер социальной панорамы - это базовая личностная черта, которая соответствует его положению в обществе. Однако прежде чем протестировать подобную идею, нам необходимо стачала установить происхождение Социальной панорамы - ту точку, от которой можно вести измерения.
Как и в случае с Федерикой, многие клиенты проектируют персонификации других в границах собственного тела. Это наблюдение заставляет нас сделать вывод о том, что сердцевина Социальной панорамы должна быть меньше, чем тело. При этом также возникает вопрос, есть ли какой-то природный центр Социальной панорамы человека. Возможно, это то место, на которое они обычно указывают, когда говорят о себе? Или это то место, из которого они воспринимают свои отношения? Есть ли такое место, которое выступает в роли субъективной середины всего?
Чтобы ответить на этот вопрос, я попросил всех окружающих меня людей указать местоположение их «я». Из этого исследования появилось понятие «кинестетического я», которое на обычном языке называется «ощущением себя» или «центром себя». «Кинестетическое я» - это область тела, которая сильнее всего ассоциируется у человека с восприятием «я». Чаще всего она находится в животе или в груди. Это место и является исходной точкой. Это ядро нашего социального кокона, или, если пользоваться астрономическими терминами, мы можем назвать это место Солнцем нашей социальной солнечной системы. Однако в этой конфигурации планеты являются относительно стабильными - это обобщенные социальные образы, которые, в отличие от физических планет, зафиксированы на одном месте: они не вращаются и не поворачиваются.
Когда это было установлено, стало ясно, где находится центр, а Социальная панорама теперь включала и понятие «я». Более подробно о последствиях включения «я» в Социальную панораму мы поговорим в Главе 3.