По поводу выражения «бессознательное социальное познание».
Было бы замечательно, если бы эта книга была посвящена исключительно любви. Но в ней будут рассмотрены и все другие разновидности социального опыта. Эта книга - и об эмоциях: раздражение, ненависть, духовное единение, одиночество, уверенность в себе, изолированность, дискриминация, потеря, стыд, гордость, авторитет, лояльность, послушание и т.д. Так как я являюсь социальным психологом, то могу сказать: эта книга посвящена структурам социального познания, где я определяю социальное познание как «все ментальные процессы, на которых базируется наша социальная жизнь» (4).
Проблема отслеживания этих моделей социального познания заключается именно в том факте, что они являются в значительной степени бессознательными (5). Другими словами, если вы в кого-то влюблены, то будете осознавать лишь сам факт своей влюбленности. Эта сознательная часть, которая носит название «быть влюбленным и знать в кого», однако, является лишь верхушкой айсберга. Но под поверхностью вашего сознания работает множество скрытых процессов. Все свидетельствует в пользу того, что хотя ваш сознательный ум не замечает этих скрытых процессов, именно они контролируют ваше восприятие. В этой книге я предполагаю, что наше социальное поведение приводится в движение нашим бессознательным социальным познанием, модели которого можно обнаружить на индивидуальном, культурном и универсальном уровне.
Теория и практика.
Чтобы дать вам примерное представление о том, какого рода эксперименты стали основой для моих теорий Социальной панорамы, я начну с небольшого теста. Чтобы его провести, я попрошу вас получить определенный опыт. Если рядом с вами кто-то есть, попросите его или ее прочитать вам этот параграф, так как в этом случае у вас получится лучше. Если же вы одни, то просто читайте медленно.
Для начала подумайте о человечестве - величайшей социальной единице. Думайте о нем так, как обычно привыкли думать.
Как вы его воспринимаете? Видите ли вы все человечество на расстоянии или воспринимаете всех остальных людей так, как будто они вас окружают? Около трети всех моих испытуемых спонтанно видели человечество именно на расстоянии. Вы один из них? Если так, то попытайтесь поместить себя среди всего остального человечества, а затем войдите в собственное «я». Я хочу, чтобы вы представили себе: вы находитесь в середине, среди всех остальных людей мира. Воспринимайте себя как человека, который окружен другими людьми. Как только вы это сделаете, пусть ваша мысль обратится к человеку, которого вы по-настоящему любите и который для вас важен. Будем называть этого человека «любимым».
Подумайте о своем любимом человеке и постарайтесь ощутить сильное чувство любви к этому человеку. Ощущайте только любовь. Я немного подожду...
Уже выбрали человека? Ощутили сильную любовь к нему? Да?
Я предполагаю, что ваше чувство очень ясное - но все остальные ощущения вы осознаете весьма смутно. К примеру, визуальный аспект: если он и присутствует, то это могут быть просто несколько слабых теней. Подобная нечеткость встречается довольно часто, но у некоторых людей это может привести к неуверенности, так как они начинают сомневаться, все ли правильно они делают. Но, как я и говорил, подобное сомнение как раз и является нашей контрольной меткой, и именно здесь начинается исследование бессознательного социального познания, а само это сомнение служит причиной того, что с научной точки зрения основание у этого эксперимента весьма шаткие. Социальное познание сложно нащупать... но является ли его исследование неразрешимой задачей? Полагаю, что нет.
Еще один вопрос: удалось ли вам ощутить сильное чувство любви? Если да, то можете быть на 100% уверены: это продукт вашего собственного мыслительного процесса. Кроме того, подобное сильное ощущение чувства любви служит доказательством: чтобы любить человека, его физическое присутствие не является необходимым. Похоже, все, что вам требуется - это воображение. А это, в свою очередь, позволяет предположить, что чувство любви может появляться полностью независимо от любых внешних стимулов.
Общую идею о том, что социальное познание не зависит от внешних стимулов, Лео Паннекоек и Джером Сингер обсуждали еще в 80-х годах. Но в приведенном выше примере тем, кто предложил вам подумать о любимом человеке, был в первую очередь я. И в данном случае, конечно, именно я запустил этот процесс. Однако социальные размышления зачастую появляются и без каких-либо видимых причин. Это не говорит о том, что социальные мысли вообще не нуждаются в стимулах. Все они должны иметь какое-то начало, хотя зачастую их источник остается скрытым в массе бессознательных ментальных процессов.
Пожалуйста, на мгновение вернитесь к этому чувству любви и подумайте о том, в каком месте вашего ментального пространства находится любимый вами человек. На каком расстоянии вы его воспринимаете и в каком направлении? Пусть ответ на этот вопрос медленно просочится в ваше сознание. А если вы не уверены, просто угадайте: о каком месте вы подумали первым делом, услышав вопрос «где?»
А сейчас постарайтесь более точно определить местоположение любимого человека. С какой стороны своего тела вы воспринимаете его присутствие? Слева, справа, впереди, позади, внутри себя или где-то еще?
Недавно я опросил 239 человек на предмет того, где находится их любимый человек (6). Около 94% всех этих людей отметили, что любимый человек находится на расстоянии вытянутой руки. Из них 29% сказали, что любимый человек находится слева, а 33% - справа от них. У 28% опрошенных любимый стоял прямо перед ними, а полпроцента людей отметили, что любимый человек находится в пределах контуров их тела. Остальные 30,5% сказали, что любимый находится позади, сразу с двух сторон, в разных местах или где-то еще. Возможно, вы захотите спросить себя: что означает, если любимый вами человек находится гораздо дальше, чем на расстоянии вытянутой руки? Действительно ли ваши отношения настолько близки или есть другой человек, который вам ближе?
Как только вы точно установите местоположение любимого человека, вы будете готовы к следующей стадии этого эксперимента. Для этого сначала отметьте, в каком направлении смотрит любимый человек. Когда вы это установите, попытайтесь повернуть его на четверть оборота по часовой стрелке, чтобы направление взгляда изменилось. Что происходит с вашим чувством любви, когда это направление меняется? Становится ли оно более или менее интенсивным? Когда вы это проделали, верните любимого человека в прежнее положение. Возможно, теперь вы начинаете открывать для себя важность направления взгляда в социальных образах. Едва осознаваемый образ людей, который мы создаем, почти всегда имеет выраженную переднюю и заднюю часть, а также направление взгляда и уровень глаз.
Давайте поиграем с любимыми еще в одну игру. Поместите этого человека на пять сантиметров/два дюйма дальше от себя. Ок? Что вы при этом почувствовали? А что происходит, если вы отодвигаете его на 20 см/8 дюймов или на три метра/10 футов? А что происходит на расстоянии 10 метров/30 футов?
Я ожидаю, что перемещение любимого человека оказало на вас такое же воздействие, как и на всех моих испытуемых: интенсивность чувства снизилась. У вас произошло то же самое? Этот эксперимент показывает, что изменение позиции социального образа может оказывать влияние на чувства, которые с ним ассоциируются. Представьте себе, как мог бы использовать подобное знание семейный терапевт!
А теперь переместите образ любимого человека на противоположную сторону (слева направо или спереди назад) и на 30 сантиметров/12 дюймов дальше. В этой книге данный процесс будет носить название «сдвиг местоположения». И он может радикально изменить характер отношений. К примеру, человек может из любимого превратиться в члена семьи или хорошего друга. Подобные изменения, нередко драматические, поддерживают теорию о том, что ментальное пространство играет очень большую роль в придании значимости.
В работах Жиля Фоконье (1997) понятие «ментальное пространство» играет центральную роль. Он описывает, каким образом язык приводит к появлению образов и схем, которые подсознательно проецируются в воображаемое пространство, окружающее человека. В этих ментальных пространствах создается значение, то есть мы живем в трехмерном пространственном театре, где можем видеть, слышать, чувствовать, обонять и ощущать вкус того, о чем говорится или пишется. Но дело в том, что интенсивность большинства проигрываемого для нас в этом ментальном театре находится ниже уровня сознательного восприятия. Мы знаем, о чем нам говорят или о чем пишут - но мы лишь время от времени способны замечать фрагменты «пиктографического» уровня восприятия. Фоконье утверждает, что весь субъективный опыт является по своей природе преимущественно пространственным.
В этой книге я фокусируюсь на том, в какой мере это является истинным и для социального опыта. Социальная панорама - это ландшафт социальных образов, которые в целом остаются на подсознательном уровне. Сами этого не замечая, мы проживаем жизнь в середине этой панорамы. Осознаем ли мы это или нет, но она функционирует как одна и единственная карта нашей социальной реальности. Это наш путеводитель в ежедневном путешествии через человеческий мир.
Давайте проведем еще один небольшой эксперимент. Подумайте о нейтральном человеке - к примеру, о почтальоне. Представьте, что этот человек находится в том самом месте, где находится ваш любимый человек. Что происходит? Постарайтесь удержать почтальона в этой позиции, сделайте его на 20 см больше и поместите его в солнечный свет...
Эй... вы что, уже влюбились в почтальона? Это теоретически возможно - но более вероятно, что вы испытали сильное сопротивление, как будто это место зарезервировано только для очень особенного человека. В этом примере вы можете обнаружить, что не обладаете полной свободой для изменения социального опыта: подобные изменения ограничиваются вашим собственным внутренним набором правил. В следующих главах мы узнаем о некоторых из этих правил.
Пока мы играли с образом почтальона, вы могли открыть для себя самый важный принцип модели Социальной панорамы: «отношения равны местоположению». Это означает, что эмоциональные характеристики отношений управляются местоположением, на которое проецируется образ человека в ментальном пространстве.
Впервые фразу «отношения равны местоположению» я написал на флип-чарте в 1993 году. И это стало рождением модели Социальной панорамы.
Ок, а теперь из соображений безопасности верните своего любимого человека и почтальона обратно на свои места. Я минутку подожду...