Структура и ключевые элементы механизма противодействия теневым экономическим явлениям
В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Объект исследования: теневые экономические явления в системе высшего образования.
Результаты, полученные лично автором: конкретизирован механизм противодействия теневым экономическим явлениям в системе высшего образования.
Проблема противодействия теневым экономическим явлениям рассматривается учеными как достаточно сложная и неоднозначная. Исследователями выдвигаются абсолютно противоположные предложения по ее решению - от значительной либерализации законодательства до усиления влияния правоохранительных органов на экономическую систему государства. Актуальной задачей является противодействие теневым экономические явлениям в системе высшего образования, которые в последние годы стали практически неотъемлемой частью современной российской экономики образования.
Наиболее вероятными угрозами дестабилизации ситуации в системе высшего образования России, на пресечение которых должна быть направлена деятельность субъекта, на наш взгляд, являются недостаточное финансирование образовательных организаций и сокращение государственных расходов на образование.
Высшее образование входит в число приоритетов государственной политики большинства развитых стран и бюджетные расходы по этой статье ежегодно увеличиваются. Средний показатель финансовых затрат на высшее образование в странах Организации экономического сотрудничества и развития составляет 1,3% ВВП, в то время как в России этот показатель равен 0,7% ВВП. Бюджеты российских университетов на научные исследования составляют не более 0,04% ВВП, в развитых странах - 0,25-0,4%.
В условиях планируемого перехода России к инновационному типу хозяйствования отсутствие достаточного финансирования образовательных программ может привести к значительным негативным последствиям: сокращению материально-технического обеспечения образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ; износу основных фондов образовательных организаций; снижению количества фундаментальных научных исследований и качества подготовки научно-педагогических работников, замене образовательной миссии вуза задачей максимального получения прибыли.
В условиях расширения автономии организаций высшего образования отсутствие единой четкой системы правового регулирования, пробелы в законодательстве увеличивают количество образовательных организаций, не выполняющих в полной мере требования законодательства в сфере образования, снижают эффективность контрольно-надзорных мероприятий, порождают различного рода нарушения и злоупотребления. Бедность становится барьером к получению высшего образования. Качественное высшее образование более доступно для абитуриентов из семей с высоким уровнем дохода, чем для абитуриентов с высоким уровнем довузовской подготовки.
Коррупционные преступления составляют весомый процент от всего числа преступлений должностных лиц, совершенных в 2014 году. Данная тенденция сохраняется и в системе высшего образования. Субъектами коррупционных преступлений, как правило, являются педагогические работники образовательных организаций.
Важнейшим направлением борьбы с теневой экономикой в системе высшего образования должно быть ее предупреждение, которое можно представить, как комплекс взаимосвязанных социально-экономических, политических, культурно-воспитательных мер, осуществляемых государственными, муниципальными органами, общественными формированиями и отдельными гражданами в целях противодействия преступности, преодоления причин, ее порождающих.
Механизм противодействия теневым экономическим явлениям в сфере высшего образования - это структурно-взаимосвязанная система организационных, правовых, экономических и других мер, направленных на устранение теневых явлений в организациях системы высшего образования и профилактику их появления, и осуществляемых уполномоченными государственными органами и органами публичной власти.
Механизм включает в себя следующие структурные элементы: цель, задачи, субъекты; объекты; угрозы и источники угроз дестабилизации ситуации в системе высшего образования, принципы эффективного функционирования механизма, сферы угроз возникновения теневых явлений, алгоритм противодействия теневым экономическим явлениям в совокупности процедур и структурных элементов, мониторинг теневых явлений и координации противодействия, критерии риска теневых экономических явлений, ресурсы, меры и инструменты противодействия.
Алгоритм противодействия теневым экономическим явлениям в системе высшего образования включает в себя процедуры мониторинга теневых явлений и координации противодействия, критерии риска теневых экономических явлений, ресурсы, меры, и инструменты противодействия. Анализ взаимодействия субъектов позволяет выявить проблему организации их взаимодействия в аспекте обмена информацией, координации действий по воздействию на причины возникновения теневых явлений, устранения или минимизацию их последствий в системе высшего образования.
Материал поступил в редколлегию 19.03.2017
УДК 338
А.С. Артамонов
Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.,
В.В. Бураго