Торговая логистика в условиях рыночной экономики
Объект исследования: основные функции и задачи торговли
Результаты, полученные лично автором: выявлена важная роль торговли как связующего звена между производством и потреблением
В условиях рыночной экономики торговле принадлежит важная роль связующего звена между производством и потреблением. Учёт нацеленности на формирование рынка потребителя, усиление конкуренции и определённые трудности в сбыте продукции ведут к тому, что фирмы вынуждены уделять больше внимания изучению конъюнктуры рынка и издержек. Торговая деятельность связана с посредническими процессами между производителями и потребителями.
Организация распределения и движения материальных ресурсов из сферы производства в сферу потребления с обеспечением своевременного предложения товаров в нужном месте, в достаточном количестве, необходимого ассортимента и надлежащего качества является основной задачей торговли. Для реализации этой задачи торговля выполняет ряд функций, основными из которых являются: распределение предметов потребления в пространстве; сохранение товаров во времени (синхронизация ритма производства и потребления); компенсация различий в объемах производства и потребления (разбивка крупных партий товаров на мелкие); ориентация на требования потребителей к качеству продукции; формирование товарного ассортимента; финансирование; освоение рынка и стимулирование сбыта; принятие риска; консультирование; изложение информации о рынке; предоставление различного рода сервисных услуг.
Существует логистическая классификация функций торговли, где группировка осуществляется в зависимости от вида управляемых потоков:
1. Функции управления товарным потоком: количественные (собирать, делить, распределять); качественные (формирование ассортимента, сохранение качества, контроль качества, гарантия, обслуживание потребителя, консультирование, сокращение времени и увеличение комфортности покупки, обмен); сглаживание временных противоречий (хранение на складе, возврат непроданных или дефектных товаров; режим работы предприятия, магазина; особое, например, по сниженным ценам, предложение товара; контроль сроков поставки); сглаживание пространственной отдаленности (транспортировка, выбор места расположения).
2. Функции управления потоком информации: количественные (объем обмениваемой информации); качественные (вид информации: данные о поведении потребителей и поставщиков, обороты, объединенные закупки, управление информацией, торговые переговоры и промежуточная реклама и пр. для освоения рынка); урегулирование временных противоречий (предварительное размещение, спекуляция); сглаживание пространственной отдаленности (использование почты, телефона, телефакса, электронной почты, компьютерных сетей в режиме онлайн).
3. Функции управления потоком платежей: количественные (ход выполнения платежных и кредитных операций, размер кредитов и кредитных ставок); качественные (аккумулирование платежей; выбор вида платежа: наличными, чеками, перевод денег, банковские сборы, кредитные карты; страхование кредитов; расчет цены; калькулирование затрат); сглаживание пространственной отдаленности (средства передачи платежей; кредит, предоставляемый поставщиком, потребительский кредит, банковский кредит); сглаживание временных противоречий (краткосрочное финансирование, целевые платежи, кредиты).
Торговая логистика охватывает интегрированные процессы планирования, организации и контроля всего комплекса информационных, материальных и прочих потоков между отдельным торговым предприятием и его поставщиками, внутри торгового предприятия и между ним и его потребителями (клиентами, покупателями). Торговая логистика представляет собой комплексную логистическую систему, где потоки протекают от поставщиков до конечных потребителей через промежуточные пункты, количество которых зависит от множества факторов внешней и внутренней среды. Структурирование торговой логистики осуществляется под воздействием следующих факторов.
Внешними факторами, определяющими структуру торговой логистики, являются: особенности и численность поставщиков; уровень развития инфраструктуры рынка; конкуренция на данном рынке; технологические, политические, правовые и прочие факторы внешней среды.
Внутренние факторы - это: политика размещения (размер торговой сети и филиалов); ассортиментная политика (количество ассортиментных позиций, структура ассортимента); целевой рынок; уровень обслуживания потребителей и прочие факторы.
Торговая логистика в большинстве случаев представляет собой многоступенчатую (многокаскадную) логистическую систему.
Логистика торгового предприятия как часть торговой логистики оптимизирует все технико-технологические и экономические процессы, сопровождающие выполнение торговыми предприятиями своих функций. Торговое предприятие является первичным, основным звеном сферы торговли, ее самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, созданным для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода, сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Торговое предприятие располагает ресурсами (материальными, денежными, трудовыми), объединенными соответствующим образом и задействованными для выполнения поставленной цели. Предприятия торговли вступают в многообразные экономические отношения с субъектами предпринимательской деятельности – поставщиками, потребителями, транспортными организациями по поводу реализации продукции, оплаты поставок, и других выплат в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней, бюджетного финансирования.
Материал поступил в редколлегию 30.03.2017
УДК 339.144
Д.В. Никитина
Научный руководитель: доцент кафедры
«Экономика и менеджмент», к.э.н.,
Д.В. Стрижаков