На основе жизненного цикла изделий
Объект исследования: Методический подход к управлению затратами на основе жизненного цикла изделий.
Результаты, полученные заочно автором: исследован методический подход к управлению затратами на основе жизненного цикла изделий.
Важными особенностями современного рынка являются сокращение жизненного цикла продукции и ускорение технологического прогресса. Скорость изменений ведет к тому, например, что многие компании получают большую долю прибыли на товарах, которые год назад даже не существовали.
Продукты обычно подчиняются хорошо определенному жизненному циклу, который можно разделить на четыре фазы (рис. 1):
Уровень продаж |
Стадия внедрения на рынок или развития рынка |
Полный рынок |
Время |
Зрелость продукта |
Стадия замысла (нового рынка) и нововведений (инновации) |
Упадок продукта |
Рис. 1. Четыре стадии жизненного цикла продукта
Жизненный цикл продукта характеризуется временными, объемными, затратными и качественными показателями, которые находятся в тесной взаимосвязи. Например, четко просматривается зависимость между качеством продукции (работ, услуг), объемом производства и уровнем затрат.
На затраты влияет структура жизненного цикла продукта. Исключение из жизненного цикла какой-либо стадии не означает, что сократятся затраты. Например, исключение или сокращение затрат на НИОКР часто приводит к тому, что вновь создаваемая продукция по своим качествам и эксплуатационным параметрам уступает конкурирующим образцам. Отказ от одного из видов подготовки производства значительно удорожает изготовление продукта.
Продолжительность жизненного цикла также тесно связана с затратами: его сокращение или удлинение активно влияет на суммарные затраты. Связь между временными и затратными параметрами неоднозначна. Если в ряде случаев удлинение цикла приводит к увеличению общих затрат, то в других случаях (например, когда это удлинение обусловлено более тщательной научной проработкой идеи), оно может дать значительную экономию на стадиях производства и эксплуатации.
Издержки жизненного цикла продукта зависит от момента выхода компании на рынок и ее стратегии создания и удерживания позиции на рынке. В отличие от общепринятого накопления издержек за период издержки жизненного цикла продукта полностью отражают фактические производственные затраты на продукт в течение его жизненного цикла.
Таким образом, структура жизненного цикла, его продолжительность, объемные и качественные показатели определяют затраты. Продукция (работы, услуги), являясь целью производственного процесса, одновременно, как его результат, воплощает в себе затраты всех элементов жизненного цикла (табл. 1).
Таблица 1
Затраты на различных этапах жизненного цикла продукта
Стадия | Затраты |
Исследование и разработка | Суммарные затраты на НИР, конструкторскую и технологическую подготовку производства |
Изготовление | Суммарные затраты на изготовление продукции, поддержание качества изделия и уровня производства |
Реализация | Суммарные эксплуатационные затраты по упаковке и доставке продукции потребителю, включая целевое приобретение транспортных средств, затраты на содержание торговой фирмы изготовителя, маркетинговые исследования |
Эксплуатация | Суммарные затраты на подготовку к эксплуатации, содержание и эксплуатацию, восстановление и улучшение эксплуатационных потребительских) свойств |
Утилизация | Суммарные затраты на утилизацию продукции |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что затраты, их величина и структура оказывают значительное влияние на конкурентоспособность как продукта, так и предприятия, его выпускающего. При формировании стратегии управления предприятием, и в том числе стратегии управления затратами, необходимо принимать во внимание особенности жизненного цикла продукта. Потребителя все больше интересует не только цена приобретения, но и расходы по эксплуатации продукта, в связи с чем необходимо уделять внимание управлению затратами не только на стадии производства продукции, но и на стадии эксплуатации. Грамотное управление затратами позволяет снизить себестоимость продукции и получить на этой базе преимущества перед конкурентами.
Материал поступил в редколлегию 12.03.2017
УДК 339.9:338.1
А.В. Корякина
Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.
А.В. Таранов