Модернизация современной культурной картины мира
Объект исследования: современная культурная картина мира.
Результаты, полученные лично автором: В настоящее время термин «модернизация» в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества и культуры.
Процессы модернизации являются важнейшими процессами динамики культуры, во многом определившими лицо XX в. Они начались еще в колониальные времена, тогда предполагалось, что модернизация подразумевает внедрение прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, является средством ускорения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти этим народам. [1]
Разрушение многих культур вследствие насильственной «модернизации» привело к осознанию порочности подобного подхода, необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации, которые можно применить на практике, также было признано, что процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. [4]
Итак, непосредственным содержанием модернизации является несколько направлений изменений. В религиозном аспекте — освобождение от влияния церкви. В психологическом аспекте — формирование современной личности, которая характеризуется независимостью, вниманием к общественным проблемам, способностью приобретать новый опыт, верой в науку и разум, устремленностью в будущее, высоким уровнем образовательных, культурных и профессиональных притязаний. [1]
В последнее время при рассмотрении процессов модернизации большой интерес вызывает модернизация бывших социалистических стран и стран, освободившихся от диктатуры. Для обозначения перехода этих стран, сохраняющих многие черты прежней политической и идеологической системы, тормозящих процессы обновления, вводится термин «третичная модернизация». [3]
Подводя итоги, можно сказать, что развитые страны не стоят на месте, а идут дальше в своем развитии, создавая новый тип общества, которое называют постиндустриальным, информационным, технотронным, экранным и т.п. Данные названия подчеркивают важнейшие черты нового общества – господство науки и техники, образовательных систем и СМИ. Все это привело к тому, что в последние годы появились новые концепции модернизации, основанные на других ключевых положениях. [2]
Таким образом, сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, ценность образования, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. [3]
Список использованной литературы:
1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология. -. М.: Высшее образование. – 2016. – 495 с.
2. Гуревич, П.С. Культурология. –. М.: Гардарики. – 2014. – 335 с.
3. Мареева, Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. –. М.: Экзамен. – 2013. – 284 с
4. Силичев, Д.А. Культурология. –. М: «Издательство ПРИОР». - 2015. – 352 с.
Материал поступил в редколлегию 06.03.2017
УДК 008
Л.А.Никищенков
Научный руководитель доцент кафедры «Философия, история и социалогия»,
к.п.н. Ноздрина Н.А.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ
ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Объект исследования: культура современной Юго-Восточной Азии.
Результаты, полученные лично автором: культура Юго-Восточной Азии-это, в основном, смесь индийского и китайского. А в Индонезии, Малайзии, Филиппинах и Сингапуре так же влияние оказывает арабская, испанская и португальская культуры. Все эти регионы оказали, в первую очередь, влияние на культуру питания. Во всех странах принято питаться с помощью палочек, распространен культ чая, который можно найти в любом уголке региона.
Юго-Восточная Азия является наиболее географически разрозненным регионом Азии.На континентальной части расположены: Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд, на островной — Бруней, Восточный Тимор, Индонезия, Сингапур, Филиппины. Южную оконечность полуострова Малакка и северную часть острова Борнео занимает Малайзия. Вьетнам, Камбоджу и Лаос ещё называют индокитайскими государствами, а островные государства известны под общим названием Нусантара. Регион протянулся на 3,2 тыс. км с севера на юг и на 5,6 тыс. км с запада на восток. В нём проживает около сотни народов, составляющих около 8 % всего населения земного шара, исповедующие различные религии и говорящие на разных языках[1]. Уже в давние времена в ЮВА благодаря сходству естественно-географических и природных условий сложился однотипный хозяйственный и культурно-идеологический комплекс, что давало основание древним китайцам говорить о единой культурной общности региона и обозначать его собирательным термином «кунь лунь»[2]. Страны региона осуществляют региональное сотрудничество через Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда входят все, кроме Восточного Тимора. Население Юго-Восточной Азии составляет около 600 миллионов человек.
Своим происхождением и в значительной степени своими основными чертами цивилизация Юго-Восточной Азии обязана влиянию Индии, в частности индуизму и буддизму. Их воздействие было настолько сильным, что современны ученые называют данную цивилизацию ʼʼиндусско-буддийскойʼʼ. Самые ранние тексты – на санскрите – были найдены на Западной Яве, Восточном Калимантане, на севере Малайи и в Камбодже. Эти надписи выполнены древним алфавитом времен Паллавов – тамильской династии, правившей с 3 по 8 в. в Канчипураме, на юго-востоке Индии. К более поздним временам относятся свидетельства, отражающие культурные веяния из других областей Индии. С северо-востока пришло одно из направлений буддизма – махаяна. Она несла на себе отпечаток мистической, сложившейся под влиянием индуизма доктрины тантризма, зародившейся в буддийском монастыре Наланда в Бихаре. С 11 в. начинает сказываться авторитет цейлонской (ланкийской) ветви буддизма. Эта ветвь буддизма – хинаяна (тхеравада) – постепенно вытеснила махаяну и индуизм из Бирмы, Таиланда, Камбоджи и Лаоса[3].
Мало что известно о генезисе и ранней миграции народов, которые под влиянием индуизма и буддизма выработали свои собственные культуры. В наши дни наиболее цивилизованные народы населяют равнины, особенно речные долины и дельтовые низменности, а также морские побережья. Относительно отсталые в хозяйственном отношении народы ведут полукочевой образ жизни в горах и других возвышенных районах. Культуры неолита͵ а также бронзового и железного века были принесены в Юго-Восточную Азию малайскими племенами из Юго-Западного Китая, которые подразделяются соответственно на протомалайские и предмалайские. Οʜᴎ и стали этническим субстратом нынешнего населения региона. Обе эти группы, вероятно, мигрировали вниз по речным долинам в сторону дельтовых и приморских районов.[3].
Юго-Восточная Азия занимает значительное место в мировой торговой системе. Экономика государств данного региона зависит от сельского хозяйства, однако производство и сфера услуг находится в постоянном развитии и потихоньку вытесняют сельскохозяйственный рынок. Индонезия — страна с крупнейшей экономикой в Юго-Восточной Азии, но Бруней и Сингапур — самые экономически развитые страны. Туризм в Юго-Восточной Азии — это основной фактор развития государств данного региона[4].
Основная религия Юго-Восточной Азии — это ислам. В Камбодже, Тайланде, Бирме, Лаосе, Сингапуре, Вьетнаме также распространен буддизм. Кроме него во Вьетнаме и Сингапуре практикуется конфуцианство, в некоторых районах можно встретить католиков и протестантов[4].
Список литературы и электронных ресурсов:
1. Алиева, Н. Ф. Структурно-типологическое исследование языков Юго-Восточного Азии. – М.: ИВ РАН, 2015. – 168 с.
2. Погадаев, В. А. Культура Юго-Восточной Азии: активный обмен с внешним миром при сохранении традиционной цивилизационной общности". –М.: ИВ РАН, 2007. – 120 с.
3. История мира [Электронный ресурс] / www.istmira.com
4. Википедия [Электронный ресурс] / www.wikipedia.org
Материал поступил в редколлегию 06.03.2017
УДК 130.3
Н.И. Изотова
Научный руководитель доцент кафедры «Философия, история и социология»
д.ф.н., А.Ф.Степанищев