Метод исследования развития русской культуры

В XVIII-XIX ВЕКЕ

Объект исследования: Развитие Русской культуры в XVIII-XIX веке.

Результат полученный лично автором: Общая характеристика эпохи.

Взаимосвязь тенденций развития Западной Европы и России в Новое время. Зарождение новых культурных норм. Рационализм как принцип познания мира. Секуляризация культуры.

История народного образования и становление науки

Периодизация истории развития школьного дела в России. Создание отечественной системы светского образования. Первые светские учебные заведения: история создания, цели обучения. Организация латинских школ в России. Состав учащихся в латинских школах. Вопрос о католическом влиянии. Создание системы сословного образования (вторая четверть XVIII - середина XIX вв.). Роль университетского образования в системе русской культуры.

Наука как область культуры Нового времени. Учреждение Академии наук, Библиотеки, Кунсткамеры. Позиция государственной власти по отношению к науке. Значение научного знания в системе русской культуры в Новое время. [2].

Реформирование церкви в XVIII веке

Предыстория церковной реформы. Власть и церковь в интерпретации русского средневековья. Кризис церкви во второй половине XVII века как показатель структурных изменений в духовной жизни общества.

Церковная реформа Петра 1 как составная часть его культурной политики. Варианты выхода из кризиса в начале XVIII века. Принцип полезности в реформировании церкви. Политика Екатерины II по отношению к церкви. Генезис новой мировоззренческой системы (деизм). Появление атеистических взглядов. Феномен 'светской святости'. Старообрядчество как религиозная оппозиция власти. Результаты реформирования церкви. [1].

XVIII - первая половина XIX вв. как время формирования личностного типа культуры

Просветительские идеалы в системе русской культуры

"Просвещенный абсолютизм" как явление русской культуры. Понятие 'просвещение' в системе средневековой культуры. Общественные настроения в середине XYIII в. 'Наказ' Екатерины II как сочинение в духе концепции "просвещенного абсолютизма".

Отражение идеалов века Просвещения в садово-парковом искусстве. Человек в системе философии Просвещения. Принципы устройства садов, парков, дворянских усадеб. Значение литературных утопий и садово-паркового искусства в культуре Нового времени. [3].

Идея создания "новой породы" людей в истории русской культуры XVIII века.

Человек и исторический процесс в разных философских системах второй половины XVIII века: просветительская концепция, позиции 'архаистов', философско-этические идеи масонства.

Педагогическая теория в эпоху Екатерины II. Концепция И.И. Бецкого. Смольный институт. Взгляды И.М. Карамзина, И.И. Новикова на воспитание. Журнал 'Детское чтение для сердца и ума".

Рыцарские идеалы в конце XVIII века. Личность императора Павла 1. Рыцарская идея в культуре конца XVIII в.: генезис, составляющие и значение. [1].

Личность в истории культуры первой половины XIX вв.

Декабристский тип личности. Значение Отечественной войны 1812 г. в формировании нового поколения дворянской молодежи. Идеи об усовершенствовании государства. Взаимопроникновение литературы и реальной жизни в первой половине XIX века. Роль декабризма в становлении личностного типа культуры.

Тенденции развития культуры во второй четверти XIX в. Немецкая философия и русская общественная мысль. 'Хлестаковщина' как явление русской культуры. Хлестаков как реальный историко-психологический тип. Условия и причины возникновения 'хлестаковщины' в николаевскую эпоху.

XVIII - первая половина XIX вв. как материал для историко - культурного анализа. Проблема изменения культурных систем. Значение XVIII - первой половины XIX вв. в истории русской культуры. [2].

Список литературы:

1. Герасимов, И.В. Российская ментальность и модернизация «Общественные науки и современность», 2013. – 178 с.

2. Кузнецова, Н.И. Социальный эксперимент Петра и формирование науки в России Вопросы философии, 2015. – 126 с.

3. Лотман, Ю.М. Беседы по русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начала XIX века). – СПб.: Искусство, 2014. – 121 с.

Материал поступил в редколлегию 05.03.2017

УДК 008

П.В. Королев

Научный руководитель доцент кафедры «Философия, история и социология»,

к.п.н. Ноздрина Н.А.

Наши рекомендации