Анализ развития современной западноевропейской культуры
Объект исследования: Современная западноевропейская культура.
Результаты, полученные лично автором: Современная западноевропейская культура является общедоступной, но при этом содержит аморальные и антидуховные аспекты. Необходимо пересмотреть ценностные ориентиры в воспитании молодого поколения, и вернуть действительно культурное наследие, которое имеет цену и является частью духовного и интеллектуального развития общества.
Истоки западноевропейской культуры идут с эпохи Возрождения, отличающейся своим высокоморальным, профессиональным, интеллектуальным уровнями, которые наполнены эстетическим вкусом и необычайной красотой. Создатели западноевропейской культуры, несомненно, были выдающимися гениями с чрезмерным талантом и мастерством. Покровительствовали ей, также только аристократичные личности. Как и везде, эта культура напрямую зависела от социальной организации общества[1].
В настоящее время современная западноевропейская культура, является динамическим элементом цивилизации, а также превосходит все идеологии. Она уже не отдельный мирдля особо посвященных людей.Культура стала частью каждого человека, каждого слоя населения[2]. Чтобы добиться успехов в том или ином направлении, не обязательно иметь какой-то особый талант или мастерство. На данном этапе развития, каждая личность, которая хочет вклиниться в культурную сферу, с помощью высоких технологий и инноваций может без проблем стать в этой области профессионалом. Проще говоря, рисовать картины - не умея вообще рисовать. Сотни людей творят свои «произведения искусства», которые, по сути, не представляют никакой цены и являются однотипным повторением каждого третьего из тех, кто считает себя гением. Изобразительные эффекты, не требующие стали сутью искусства. Искусство с высокоинтеллектуального уровня опустилось на уровень примитивно-эмоциональный.
Так какие же основные черты современной западной культуры? Как было ранее сказано, культура – это объект, который доступен всем, который проник в жизнь каждого человека. Искусство стало более наглым и извращенным[3]. Дело тут в том, что изменилось само понятие содержания искусства. Все то, что раньше не принималось из-за моральных человеческих ценностей, сейчас считается нормальным и привлекает большие массы людей. Все потому, что, к большому сожалению, на первом месте сейчас деньги. Классические виды творчества уже неинтересны и неприемлемы для современного общества, очень мало осталось ценителей, того что подарила нам наша история. Большинство молодых людей, не слышали произведений Баха, не говоря уже о том, что многие вообще не знаю кто это! К сожалению, современный мир, катиться в антидуховную пропасть.
Но хочется отметить, не только печальные факты. В современной культуре всё же есть новые таланты, которые заслуживают всеобщего признания в мире, на долгие столетия. Греет душу и тот факт, что, несмотря на все, есть люди, стремящиеся поменять нынешнюю культурную направленность, возродив все то, что было ранее. Прежде всего, надо начать с молодого поколения, которое должно научится ценить окружающий мир, свою историю, и все те человеческие ценности, которые были сформированы веками. На мой взгляд, это и будет основополагающим в воспитании культурно развитой личности, умеющей ценить все то, что является «сокровищем» нашего мира.
Список литературы:
1. Марков, Б.В. Культура повседневности: Учебное пособие / Б.В. Марков. – СПб., 2008. – 352 с.
2. Радугин, А.А. Культурология : Учебное пособие /А.А. Радугин. – М.: Центр, 2006. – 304 с.
3. Фергюсон, Н. Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира /Н.Фергюсон. – АСТ, Corpus, 2007. – 544 с.
Материал поступил в редколлегию 11.03.2017
УДК 008
М.С. Белеванцева
Научный руководитель: доцент кафедры «Философия, история и социология»,
к.п.н. Н.А. Ноздрина
ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ
Объект исследования: Античная культура, её ценности во всех областях духовной и материальной деятельности.
Результаты полученные лично автором: Выявления особенностей развития в эпоху античности. Эта эпоха посвящается развитию древней Греции и Риму.
Античная культура – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, а потому античность – это и часть духовного опыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенно европейских.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.[1]
Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов.
Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
- эгейский или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),
- гомеровский (XI - IX вв. до н.э.),
- архаический (VIII - VI вв. до н.э.),
- классический (V - IV вв. до н.э.),
- эллинистический ( вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).
Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.
Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами.
Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.[2]
Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту - богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали.[3]
Список используемой литературы
1. Багдасарьян, Н. Г. Учебник для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2015. – 386 с.
2. Драча, Г.В. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. – М.: Альфа-М, 2013. – 432 с.
3. Кравченко, А. И. Культурология : Учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М.: Академический Проект, Трикста, 2013. – 427 с.
Материал поступил в редколлегию 08.03.2017
УДК 008
Ю.В. Лопатина
Научный руководитель доцент кафедры «Философия, история и социология»,
к.п.н. Ноздрина Н.А.