Применение градиентных методов для решения

Оптимизационных задач

Все задачи оптимизации можно условно разделить на одномерные и многомерные. В задачах одномерной оптимизации целевая функция является функцией одной переменной. Для задач этого типа существуют различные методы решения, и несмотря на простоту поставленной задачи, они занимают важное место в исследованиях как теоретической, так и практической направленности. Основными способами решения таких задач являются методы прямого поиска, то есть без использования производной исследуемой функции, и методы с использованием производной.

Для задач многомерной оптимизации также разработано множество различных методов, в частности, градиентные методы, основанные на использовании градиента целевой функции. К таким методам относятся метод сопряженных градиентов, методы Ньютона (основной и модифицированный), метод Коши. Последний метод по своему характеру является итерационным.

Пусть в некоторой точке Применение градиентных методов для решения - student2.ru множества исследуемых переменных требуется установить направление наибольшего локального уменьшения целевой функции. Разложим целевую функцию Применение градиентных методов для решения - student2.ru в окрестности точки Применение градиентных методов для решения - student2.ru в ряд Тейлора, отбросив члены второго и более высокого порядка, т.е.

Применение градиентных методов для решения - student2.ru

Второе слагаемое определяет скалярное произведение, которое должно принимать наибольшую отрицательную величину, т.е.

Применение градиентных методов для решения - student2.ru

Именно значение Применение градиентных методов для решения - student2.ru выбирается на каждой итерации.

Рассмотрим применение метода Коши для отыскания минимума функции

Применение градиентных методов для решения - student2.ru

Пусть начальное приближение равно Применение градиентных методов для решения - student2.ru . Результаты каждой итерации сведем в таблицу.

Применение градиентных методов для решения - student2.ru Применение градиентных методов для решения - student2.ru Применение градиентных методов для решения - student2.ru Применение градиентных методов для решения - student2.ru
-1,245 2,121 24,231
0,143 0,151 0,354
-0,021 0,032 0,005
0,002 0,002 0,000

Отсюда следует, что Применение градиентных методов для решения - student2.ru

Материал поступил в редколлегию 25.04.17

УДК 511.36

Ю.В. Горюшина

Научный руководитель: доцент кафедры «Высшая математика»,

к. ф.-м. н. Е.С. Применение градиентных методов для решения - student2.ru Золотухина

ПОЛУЧЕНИЕ ОЦЕНКИ МЕРЫ ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ ЧИСЛА Применение градиентных методов для решения - student2.ru

Объект исследования: мера иррациональности числа Применение градиентных методов для решения - student2.ru .

Результаты, полученные лично автором: получена оценка меры иррациональности числа Применение градиентных методов для решения - student2.ru .

Для любого иррационального числа можно ввести характеристику того, насколько хорошо оно приближается рациональными числами.

Показателем иррациональности или мерой иррациональности Применение градиентных методов для решения - student2.ru называется нижняя граница чисел Применение градиентных методов для решения - student2.ru , таких, что для любого Применение градиентных методов для решения - student2.ru существует Применение градиентных методов для решения - student2.ru , такое, что неравенство Применение градиентных методов для решения - student2.ru выполняется для всех целых чисел Применение градиентных методов для решения - student2.ru , Применение градиентных методов для решения - student2.ru при Применение градиентных методов для решения - student2.ru . Точное значение меры иррациональности известно для немногих чисел.

Цель работы – получить оценку меры иррациональности числа Применение градиентных методов для решения - student2.ru .

Рассмотрим интеграл

Применение градиентных методов для решения - student2.ru , (1)

где Применение градиентных методов для решения - student2.ru N, Применение градиентных методов для решения - student2.ru .

Обозначим Применение градиентных методов для решения - student2.ru для Применение градиентных методов для решения - student2.ru N.

Свойство симметрии Применение градиентных методов для решения - student2.ru , которым обладает подынтегральная функция Применение градиентных методов для решения - student2.ru , позволяет получить представление интеграла (1) в виде линейной формы от 1 и Применение градиентных методов для решения - student2.ru с целыми коэффициентами

Применение градиентных методов для решения - student2.ru , где Применение градиентных методов для решения - student2.ru Z. (2)

С помощью замены Применение градиентных методов для решения - student2.ru интеграл Применение градиентных методов для решения - student2.ru приводится к виду

Применение градиентных методов для решения - student2.ru .

Используя формулу Эйлера Применение градиентных методов для решения - student2.ru ,

где Применение градиентных методов для решения - student2.ru – гипергеометрическая функция Гаусса, а также формулу Куммера Применение градиентных методов для решения - student2.ru , можно доказать лемму 1. Она позволяет уточнить знаменатель Применение градиентных методов для решения - student2.ru линейной формы (2).

Лемма 1. Применение градиентных методов для решения - student2.ru Пусть Применение градиентных методов для решения - student2.ru , Применение градиентных методов для решения - student2.ru N, Применение градиентных методов для решения - student2.ru ,

Применение градиентных методов для решения - student2.ru . Применение градиентных методов для решения - student2.ru

Тогда Применение градиентных методов для решения - student2.ru Z.

Далее применим для линейной формы (3) лемму М. Хата.

Лемма Применение градиентных методов для решения - student2.ru 2[М. Хата]. Применение градиентных методов для решения - student2.ruПусть Применение градиентных методов для решения - student2.ru N, Применение градиентных методов для решения - student2.ru R – иррационально, Применение градиентных методов для решения - student2.ru , где Применение градиентных методов для решения - student2.ru Z, Применение градиентных методов для решения - student2.ru , Применение градиентных методов для решения - student2.ru , Применение градиентных методов для решения - student2.ru , тогда Применение градиентных методов для решения - student2.ru .

Имеем Применение градиентных методов для решения - student2.ru , Применение градиентных методов для решения - student2.ru , Применение градиентных методов для решения - student2.ru .

Таким образом, Применение градиентных методов для решения - student2.ru .

Материал поступил в редколлегию 20.04.17

УДК 519.111

Е.А. Забавникова

Научный руководитель: доц. каф. «Высшая математика»

Н.А. Хасанова

[email protected]

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ О РАВЕНСТВЕ ЧИСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДВУХ НОРМАЛЬНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ

Объект исследования: проверка гипотезы теории вероятностей.

Результаты, полученные лично автором: решены задачи, использующие данную гипотезу.

Пусть X - случайная величина, имеющая нормальный закон распределения XÎN/(µ; s2), причем числовое значение дисперсии s2 неизвестно.

Дать точный ответ на вопрос, каково числовое значение неизвестного параметра, можно обследовав всю генеральную совокупность, что сделать, как правило, нельзя. В этом случае проводят выборочные наблюдения и по их данным вычисляют выборочную исправленную дисперсию, которая дает приближенное представление о числовом значении дисперсии s2.В качестве критерия проверки используют величину, которая зависит от выборочных данных (S2) и по значению которой можно судить о близости исправленной дисперсии к предполагаемому значению.

Критерий при выполнении гипотезы Н0 подчиняется распределению Пирсона (c2-распределение) с числом степеней свободы k=n-1 .

Задача: точность работы станка-автомата проверяется по дисперсии контролируемого размера изделий, которая не должна превышать 0,15. Выборочному контролю было подвергнуто 25 изделий и по результатам определена оценка дисперсии S2=0,25. Предполагается, что размер изделия - нормально распределенная случайная величина. Проверить гипотезу, что станок обеспечивает требуемую точность.

1. Принимаем Применение градиентных методов для решения - student2.ru .Назначаем α= 0,05 .

2. Согласно проверяемой гипотезе Н0 в основе проверки лежит критерий, имеющий распределение Пирсона с числом степеней числом степеней свободы k=n-1=25-1=24.

3. Согласно гипотезе критическая область W—правосторонняя. Нулевая гипотеза отвергается, станок не обеспечивает требуемой точности.

Материал поступил в редколлегию 24.04.2017

УДК 519.62

Г.А. Зубов, В.А. Писанка

Научный руководитель: доцент кафедры «Высшая математика»,

к.т.н. А.С. Васильев

[email protected]

Наши рекомендации