Особенности олимпиады для поступления в магистратуру ниу вшэ по специальности «инноватика»
Объект исследования: олимпиада, проводимая НИУ ВШЭ для поступления в магистратуру.
Результаты, полученные лично автором: систематизация основных положений, необходимых для наличия представления о состязании.
Ежегодно в России проводится большое число олимпиад по разным направлениям и дисциплинам, но, к сожалению, далеко не все из них имеют практическую направленность. Особенно остро нехватка таких состязаний проявляется в ряде новых направлений, одним из которых является инноватика.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» дает возможность студентам и выпускникам применить свои знания в данном направлении, а также получить льготы при зачислении на магистерские программы, соответствующие профилю олимпиады. Состязания олимпиады проводятся в разных городах России и принять участие можно в любой удобной локации.
Задания олимпиады по направлению «Инноватика» представляют собой кейсы. Кейс — это описание конкретной задачи или проблемы, стоящей перед компанией. Задачей участника на олимпиаде будет являться решение данных кейсов, которые максимально приближены к реальной ситуации.
Вся информация об олимпиаде размещена на официальном сайте НИУ ВШЭ в разделе «Олимпиады». В этом разделе также можно найти демонстрационные задания олимпиады, методические рекомендации по подготовке и список литературы, который поможет еще лучше разбираться в данной сфере. Для регистрации на олимпиаду предоставляется довольно большой период времени, порядка 3-4 месяцев, что дает возможность определиться и с профилем, и с необходимостью участия в данном состязании. Сам процесс регистрации состоит из двух этапов. Изначально подается заявка с указанием ваших данных. После рассмотрения заявки администраторы ресурса предоставляют логин и пароль для доступа в личный кабинет, где выбирается желаемое направление подготовки и профиль олимпиады.
Для успешного прохождения испытания помимо теоретических знаний необходимо наличие знаний и эрудированность в области технологий, технических разработок и основ различных процессов (физических, химических и пр.). Также не менее важно умение проводить грамотный и полный анализ ситуации для принятия решений на различных уровнях и критически мыслить (формировать новые аспекты проблемы или ситуации, описанной в кейсе).
Проверка решений олимпиадных заданий занимает приблизительно один месяц. После проверки всех решений участников уведомляют о результатах по электронной почте, после чего, в случае несогласия с решением проверяющей комиссии, можно подать аппеляцию. После рассмотрения всех апелляционных заявлений подводятся окончательные итоги, на основании которых при наличии призового места испытуемый имеет определенную льготу при поступлении на программу магистерской подготовки.
Материал поступил в редколлегию 24.02.2017
УДК 004.35
Д.Д. Стародубова
Научный руководитель: доцент кафедры «Компьютерные технологии и системы», к.т.н., Сазонова А.С.
КРИТЕРИИ ОТБОРА КАЧЕСТВЕННЫХ УЧЕБНЫХ
МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ
Объект исследования: учебные мультимедийные ресурсы, критерии отбора.
Результат, полученный лично автором: рассмотрены требования к мультимедийным средствам обучения, позволяющие минимизировать риски внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс.
На сегодняшний день, информатизация образования и процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования новых информационных технологий является одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества.
Применение в учебной практике новых технологий значительно упрощает подготовку лекционного материала, однако их применение должно стать лишь дополнением к традиционной системе ведения лекций, но никак не заменять ее. Мультимедийные программные средства способствуют повышению эффективности различных видов образовательной деятельности. В результате анализа данных о внедрении мультимедиа в образования можно сделать вывод о том, что образовательных учреждениях, где активно применяются мультимедиа технологии, при комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.
С одной стороны, информационные технологии представляют возможность каждой личности выстроить ту траекторию познания, которая наиболее полно соответствует его индивидуальным и профессиональным способностям. С другой стороны несут риски в саму систему образования, продукт ее деятельности.
Для снижения рисков от внедрения мультимедиа технологий в образовательный процесс, существуют критерии отбора качественных учебных мультимедийных ресурсов: эффективность компьютерной поддержки, методические свойства, качество экранного дизайна, экономическая обоснованность. Новое мультимедийное средство обучения должно быть внедрено в учебный процесс. Если за счет внедрения подобного средства время обучения удается сократить или увеличить без потери качества на 30%, такое внедрение считается обоснованным.
Качество программных продуктов для обучения - понятие неоднозначное. Оно содержит в себе как чисто технические показатели, которые оцениваются с помощью точных численных методов, так и "нечеткие" показатели, такие как качество построения процесса обучения, которые трудно поддаются формализации и должны оцениваться одновременно специалистами по теории обучения и специалистами в области изучаемой дисциплины.
Материал поступил в редколлегию 04.04.2017
УДК 001.895
А.И. Мошко
Научный руководитель: доцент кафедры «Компьютерные технологии и системы», к.т.н., А.С. Сазонова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Объект исследования: инновационные образовательные учреждения.
Результаты, полученные лично автором: изучены основные проблемы педагогики инновационных образовательных процессов, этапы зарождения и воплощения идей в образовательном процессе, виды нововведений, рассмотрена классификация оценки новизны инновации в области образования, а также виды инновационных образовательных учреждений.
Одним из факторов преобразования России является образование, это ресурс становления инновационной личности, способной к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора. В современных сложных социально-экономических условиях развития общества приоритетным направлением развития сектора образования (как высшего, так и общего) становится развитие инновационной деятельности образовательного учреждения как наиболее перспективного решения образовательных, экономических и социальных задач.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:
- проблема изучения педагогического опыта;
- проблема доведение до практики достижений психолого-педагогической науки.
Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики.
От момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. На этом процесс не заканчивается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы.
Для оценки новизны инновации в области образования более подходит классификация по уровням. Она отражает место полученных знаний в ряду известных и их преемственность. Существует 3 уровня инноваций в области образования: уровень конкретизации, уровень дополнения и уровень преобразования.
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
- оптимальность, означающая затрату сил и средств преподавателей и учащихся для достижения ожидаемых результатов;
- результативность, выражающаяся в определенной устойчивости положительных результатов в деятельности преподавателей;
- возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.
Различают несколько видов инновационных образовательных учреждений: авторская школа (основана на психолого-педагогической идее автора или авторского коллектива), гимназия (реализуется по предметам гуманитарного профиля), лицей (реализуется по предметам технического или естественно-научного профиля) и средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку по одному или нескольким предметам). Также в наше время в системе образования немало и негосударственных образовательных учреждений, среди которых встречаются и подлинно инновационные учебные заведения. Они не входят в систему государственных учреждений.
Инновации в педагогике являются крайне рискованными из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки, они требуют, как правило, сложной экспертизы, которую на сегодняшний день можно приравнять к виду исследовательской работы и которая крайне зависима от субъективного опыта эксперта. Инновации предполагают формирование новых педагогических решений, что не всегда может получаться. Это связано с тем, что авторы нововведений не всегда могут осмысленно представить основную идею и сущностные характеристики представляемых нововведений, особенно крайне сложно доказать эффективность своего новшества.
Материал поступил в редколлегию 04.04.2017
УДК 001.895
И.В Сорокина
Научный руководитель: доцент кафедры «Информационные системы и технологии», к.т.н., А.С. Сазонова