Животное, растение, минералы А, Т, Ц и Г
Та классификация животных, растений и минералов, которой нас учили в школе и которая казалась нам такой непоколебимой и очевидной, не может больше адекватно описывать наш мир. Ученые открыли, что мы все приблизительно одинаковы. Различия между видами, между расами, между флорой и фауной, вероятно, менее отчетливы в природе, нежели в нашем сознании. Несомненно, возникнет новая классификация, основанная на составе ДНК живых организмов.
Работая над картированием человеческого генома, ученые, занятые в проекте «Геном человека», вместе со своими коллегами из восемнадцати стран и сотрудниками частных компаний одновременно декодировали и вы [232] явили последовательности оснований целых геномов таких одноклеточных организмов, как дрожжи и бактерии, а также геномов некоторых многоклеточных животных. Результаты оказались ошеломляющими. «За последние десять лет мы пришли к пониманию того, что человек похож на червя больше, чем мы когда-либо могли себе представить» – объявил доктор Брюс Альберте, президент национальной Академии наук.
Например, в клетках всех млекопитающих находится фактически одинаковое число генов; важна лишь последовательность оснований в ДНК. «Если считать гены, выполняющие сходные функции, то человек оказывается очень похож на мышь», – говорится на сайте проекта «Геном человека». Разница в последовательности генов колеблется в пределах от одного до пяти процентов. «Что действительно имеет значение, так это тонкие различия, которых насчитывается около 100 000 и которые, будучи сложены вместе, дают в результате различные организмы».
Американский первопроходец в химии ДНК Нед Симен из нью-йоркского университета полагает: «В конце концов мы сможем увидеть, как все выглядит на атомном уровне, и обнаружим, что в этом масштабе мы не можем найти отчетливую разницу между нами и бактерией или курицей. Это просто условие бытия сущего. Нам придется поискать другие средства для того, чтобы сказать, что есть в нас такого, что делает нас уникальными человеческими созданиями».
Итак, генетически мы не отличаемся (реально) от червя, жука или одуванчика. Что хорошего для нас в этой новости, которая несколько уменьшает наше раздутое самолюбие? Как насчет свиной печени или крысиной спермы? Ральф Бринстер, профессор репродуктивной биологии ветеринарного факультета университета штата Пенсильвания, работает над новой методикой, в ходе которой человеческие сперматозоиды имплантируют в яички самцов крыс и мышей. Методика позволяет ученым [233] удалять из спермы генетические дефекты, например, ген серповидно-клеточной анемии. После этого грызуны становятся неисчерпаемым источником здоровой человеческой спермы, которой можно оплодотворять женские яйцеклетки перед их имплантацией в матку. В проекте другой американской компании «Некстран» были проведены исследования, в которых кровь больных с печеночной недостаточностью пропускали через печень генетически модифицированных свиней, а потом возвращали в кровеносную систему больного.
Ученые разрезают и склеивают ДНК растений, животных и людей, а также пересаживают органы животных одного вида животным других видов. Они добавили гены рыб к свекле, человеческие гены внесли в геномы свиней и овец, заменили ядро коровьей клетки наследственным материалом человека, пересадили сердце свиньи в грудную клетку бабуина, вырастили человеческое «ухо» на спине мыши, впрыснули крысиную ДНК в мышиный эмбрион, ввели гены паука бактериям, инъецировали человеческую ДНК свинье, а потом перенесли клетки головного мозга трансгенной свиньи в организмы грызунов и бабуинов. Рыба-свекла. Паук-бактерия. Крыса-мышь. Человек-свинья. Зачем все это?
Понимая схожесть и подобие всех живых существ на свете, ученые теперь сравнивают между собой биологические данные, полученные на людях, растениях, животных и бактериях, стараясь получить органы, пригодные для пересадки, разработать методы лечения неизлечимых ныне заболеваний, создать новые лекарства и новые сельскохозяйственные продукты. Дэниел Вазелла, руководитель компании «Новартис», биологической компании, появившейся в результате слияния двух крупных европейских компаний в 1996 году, описывает этот новый подход так: «Общий знаменатель нашего дела – это биология. Исследования и технологии прилагаются к открытию, разработке и продаже продуктов, оказывающих воз [234] действие на биологические системы, будь то человеческий организм, растение или животное».
Движущей силой исследования трансгенных организмов является отчаянная потребность в донорских органах для трансплантационной хирургии. Трансплантация органов доказала свою эффективность и успешность в лечении болезней и продлении жизни. При пересадке печени реципиенты с трехлетней выживаемостью составляют более семидесяти процентов. В 1954 году в мире была выполнена первая в истории операция пересадки почки, а сегодня в Америке ежегодно производят 18 тысяч операций трансплантации органов. Но на каждые 18 тысяч реципиентов приходится 40 тысяч человек, ожидающих органы, и из этих людей каждый день умирают 10 человек. Компании готовы отдать все что угодно за надежный, доступный банк органов или за технологию, которая позволит выращивать их по потребности.
В настоящее время начаты широкомасштабные биомедицинские исследования для отыскания способов поставки таких органов – выращивание их в лабораториях или в организмах других животных. Хотя сама идея выращивания трансгенных органов для пересадки не нова, новой оказывается технология. Генная инженерия делает возможными обе технологии, но выращивание копий ткани in vitro станет реально возможным только через пять – десять лет, поэтому некоторые исследователи обратили внимание на свиней, как на более быстрый способ решения. Хотя свиньи и кажутся нам не самым лучшим источником, но размерами тела и расположением в нем внутренних органов они больше других животных похожи на людей, кроме того, клапаны свиного сердца используют для пересадки людям начиная с 1974 года. Наши ближайшие родичи, шимпанзе, не являются лучшим выбором, так как у них долгий период вынашивания беременности, небольшие размеры тела, высокая стоимость и опасность перекрестного носительства таких же, как у человека, виру [235] сов. Напротив, свиньи одомашнены много столетий назад, они быстро размножаются и поставляют устойчивый поток органов. До сих пор самым главным барьером на пути пересадок было отторжение органов. Исследователи вводили ДНК человека в оплодотворенные яйцеклетки свиней в надежде обмануть организм человека, рассчитывая, что он не распознает как чужие органы свиньи и не отторгнет их.
Трансгенные технологии возрождают былой страх перед появлением страшных чудовищ (кентавров, грифонов, оборотней) и вызывают протесты защитников прав животных. Но мы практически не слышим возражений со стороны теологов. Этические вопросы неравенства доступа можно задать и по поводу трансгенных органов, так же как и по поводу других видов генетического лечения, однако неиссякаемый поток органов позволит снять больше этических претензий, чем создать. В настоящее время перед обществом стоит более тяжелая проблема – распределение скудного запаса органов между множеством нуждающихся в пересадке.
Ясно, что снова всплывает проблема игры в Господа Бога. Но опять-таки можно сказать, что трансгенная инженерия не являет собой большой теологической проблемы. Исцеление страдающего человека есть одна из фундаментальных целей религии. В 1998 году религиозные лидеры разных вероисповеданий учредили общенациональные «донорские уик-энды», чтобы дать своим прихожанам знать, что они поддерживают идею донорства органов.
«Я думаю, что искусство исцеления глубоко нравственно, – сказал нам христианский ученый Селовер. – Мы всем сердцем присоединяемся к этому чувству облегчения, выздоровления от страдания, боли, болезни, и, естественно, мы встанем за право каждого выбирать средство, к помощи которого он обратится для того, чтобы решить эту задачу. Приверженец христианской науки [236] может выбрать иной путь, отличный от генной терапии, но мы не отчуждаем себя от этих технологических достижений, потому как страдания людей продолжаются и их надо прекратить».
Помимо облегчения человеческих страданий, новые трансгенные технологии показывают нам единство и неразрывность жизни на Земле. Эти технологии предлагают отказаться от взгляда на человека, как на «вседержителя земли» или «господина всей земли», и перейти к взглядам, более характерным для восточной философии, согласно которой любые проявления жизни достойны бережного обращения и уважения — все жуки, растения, деревья, вода, небо, – поскольку все это едино. Разница между тараканом, тюльпаном, собакой и человеком более отчетлива в мозгу человека, нежели в природе.
В одном из рассказов Селовера повествуется о духовной цельности. «Сколько-то лет назад очень опытный христианский ученый наблюдал абсолютную, величественно прекрасную сцену: небо, горы, озера, воды, деревья. Оглядев эту сцену, он внезапно повернулся к одному из стоявших рядом с ним людей и сказал: «Боже мой, какое прекрасное тело я видел!» Его сознание и понимание расценило земную красоту, благодать, силу, глубину, величие, благоговение и чудо, как воплощения его собственных свойств и его собственного тела».