Занятие 4. Условия, способы и средства транспортировки
Плоды и ягоды относятся к скоропортящимся грузам, поэтому при перевозке плодовой продукции основное требование, предъявляемое к транспортным средствам- быстрая доставка в места назначения и сохранение качества плодов. В зависимости от вида продукции и расстояний, на которые ее перевозят, используют автомобильный, железнодорожный, воздушный транспорт. В общем объеме перевозок плодов и ягод на долю железнодорожного транспорта приходится 70%, автомобильного-28, воздушного- 2%.
Различают внутрихозяйственные перевозки плодов, межобластные и на дальние расстояния.
Внутрихозяйственные перевозки- это прежде всего вывозка плодов из сада на пункты товарной обработки или в плодохранилища. Для этой цели используют тракторные прицепы и контейнеровозы, а также бортовые автомашины различной грузоподъемности. Для этой цели используют тракторные прицепы и контейнеровозы, а также бортовые автомашины различной грузоподъемности. Контейнеры и поддоны с ящиками грузят виличатым погрузчиком АВН- 0,5 или крановыми погрузчиками ПЭ- 08, ПУ- 0,5. Для разгрузки транспортных средств на пунктах товарной обработки используют электропогрузчики разных типов. Уборка плодов в контейнеры и ящики на поддонах с последующей механизацией погрузо-разгрузочных работ не только значительно повышает производительность труда, но и на 10-15% уменьшает количество плодов с механическими повреждениями по сравнению с ручной загрузкой и разгрузкой транспортных средств.
Автомобильные перевозки. При межобластных перевозках плодов на расстояние 200-500 км и более целесообразно использовать автомобильный транспорт, который по сравнению с железнодорожным имеет ряд преимуществ. Перевозка автомашинами позволяет доставлять плоды из сада на базы резервного хранения или в магазины без промежуточных перевалок, которые всегда отрицательно сказываются на качестве продукции. Размеры отправляемых партий в автотранспорте меньше, чем в железнодорожных вагонах, что имеет значение при отправке ранних плодов и ягод, которых может быть недостаточно для загрузки рефрижераторного вагона. Доставка груза автомашинами в 2-3 раза сокращает срок пребывания плодов в пути, что также важно для сохранения качества. Перевозимая автотранспортом продукция начиная с загрузки в саду до сдачи покупателю находится под постоянным наблюдением представителя поставщика (водитель или сопровождающее лицо) и лично им сдается по количеству и качеству.
В зависимости от вида плодов, времени года и расстояния для перевозки фруктов используют открытые грузовые машины, автомобили-фургоны с изотермическим кузовом и автомобили-рефрижераторы.
Автомобили с изотермическим кузовом имеют изоляцию крыши, пола и стен кузова, ограничиващую теплообмен с окружающей средой. Для перевозки предварительно охлажденных фруктов используют автофургоны с изотермическим кузовом ГЗСА- 3702, ГЗСА-950, ГЗСА-3706 грузоподъемностью 1750, 3250 и 8250 кг.
Автомобили-рефрижераторы также имеют изотермический кузов и автономные механические холодильные установки в сочетании с искучтвенной или естественной циркуляцией воздуха, обеспечивающие поддержание температуры внутри кузова на нужном уровне (3-50С) в течение длительного времени. Для дальних перевозок свежих фруктов используются авторефрижераторы 1АЧ и ЛуАЗ-890Б и прицепы-рефрижераторы ЛуАЗ-8930 и ЛуАЗ-853Б. Грузоподъемность их соответственно 1500, 4500, 3850 и 2500 кг. Используют также автопоезда, состоящие из тягочей и полуприцепов-рефрижераторов грузоподъемностью 7, 10 и 12 т. В них возможна перевозка фруктов с охлаждением и отоплением.
В авторефрижераторах перевозят землянику и плоды косточковых культур. При перевозке в любом виде автомобиля ящики с плодами должны быть уложены так, чтобы они не могли смещаться. Высота укладки в бортовых автомашинах не должна быть выше борта. Для лучшей сохранности изащиты от внешних воздействий (пыли, дождя, солнца) груз следует укрыть брезентом и завязать веревками.
В кузове авторефрижератора ящики укладывают пряморядным или шахматным способом с небольшими зазорами между ними для циркуляции воздуха. Укладка должна быть устойчивой. Ящики-лотки №5-1 и 5-2 по ГОСТ 13359- 84 уладывают только пряморядным способом вплотную друг к другу и к продольным стенам авторефрижератора. Трехгранные планки торцевых стенок или поперечные планки на торцах ящиков-лотков верхнего слоя в каждом ряду должны совпадать с планками нижнего ряда, в противном случае лотки могут сместиться и повредить продукцию в соседних упаковках. Высота укладки ящиков зависит от типа рефрижератора и колеблется в пределах 1,2-1,5 м.
Перевозка фруктов в авторефрижераторах обходится дороже, чем в изитермических железнодорожных вагонах, однако быстрота доставки, сохранение качества, минимум отходов вполне компенсирует разницу в тарифах.
Железнодорожные перевозки. Основную массу плодовой продукции, особенно плоды поздних сроков созревания (яблоки, груши, айву), перевозят железнодорожным транспортом: дальность перевозок 1000- 2500 км и более. В зависимости от вида и сезона плоды перевозят в изотермических и простых крытых вагонах. Изотермические вагоны подразделяются на вагоны- рефрижераторы, охлаждаемы при помощи холодильных машин, вагоны- ледники с емкостями для льда или смеси льда и соли, вагоны-термосы с тепловой изоляцией без охлаждающих устройств.
Вагоны-рефрижераторы оборудованы электирическими приборами отопления, то озволяет перевозить фрукты в зимнее врем. Вагоны других типов отапливаются печами-времянками. Рефрижераторные вагоны обращаются поездами (23 и 21 вагон), секциями (по 12 или 5 вагонов) и автономными вагонами для перевозки малых партий скоропортящихся грзов (АРВ).
Вагоны-ледники охлаждаются льдом или смесью льда с солью, которую загружают в зависимости от типа вагона в боковые карманы или потолочные баки. По сравнению с рефрижераторными вагоны-ледники имеют ряд недостатков: перепады температуры в разных местах вагона, невозможность быстро охладить фрукты и поддерживать равномерную оптимальную для плодов температуру при перевозке в зимнее время; меньшая скорость доставки грузов в связи с необходимостью догрузки льда и соли на промежуточных станциях льдоснабжения; себестоимость перевозкигрузов в вагонах-ледниках выше. В настоящее время вагоны-ледники не выпускают, изотермический подвижной состав пополняют рефрижераторными вагонами. У новых рефрижераторных вагонов размеры дверей, прочность пола и напольных решеток рассчитаниы на применение автопогрузчиков для механизации загрузки и разгрузки.
Простые крытые вагоны, используемые для перевозки фруктов главным образом в осенний период, не имеют теплоизоляции и обрудования для снижения температуры. Они лишь вентилируются через боковые люки.
Подвижной состав под погрузку плодов выбирают в зависимости от вида плодов, времени года и предельных сроков перевозки (табл. ...). Рефрижераторные поезда, секции автономные вагоны используют для перевозки наиболее нежных и скоропортящихся плодов и ягод, отличающихся слабой транспортабельностью. В рефрижераторных вагонах перевозят и другие виды плодов
Предельные перевозки свежих плодов и ягод, сутки (Е.П.Франчук, 1986)
Груз | Апрель-июнь | Июль-август | Сентябрь-октябрь | Ноябрь | Зимний период | ||||
изотерми-ческие вагоны с охлаждением | крытые вагоны | изотерми-ческие вагоны с охлаждением | крытые вагоны | изотерми-ческие вагоны с охлаждением | крытые вагоны | изотерми-ческие вагоны с охлаждением | крытые вагоны | изотермические вагоны с отоплением | |
Яблоки: летние сорта | - | - | - | - | - | ||||
Осенние –«- | - | - | Без ограничения | Без ограничения | Без ограничения | Без ограничения | - | ||
Груши: летние сорта | - | - | - | - | - | ||||
Осенние –«- | - | - | Без ограничения | Без ограничения | |||||
зимние –«- | Без ограничения | Без ограничения | Без ограничения | - | |||||
Виноград столовых сортов | - | - | - | ||||||
Слива, алыча | - | - | - | ||||||
Черешня | 1- | - | - | - | - | - | - | - | |
Вишня, смородина, крыжовник | - | - | - | - | - | - | - | ||
Земляника крупноплодная | - | - | - | - | - | - | - |