Организация и методика изучения

Пожарной и АСТ

Личный состав подразделений ГПС имеет достаточно хорошую профессиональную подготовку. Однако знания и умения, характеризующие ее уровень, могут забываться, умения и навыки выполнять работу ослабевать. Для поддержания их должного уровня и совершенствования в ГПС сформирована рациональная система обучения.

Обучение всегда сопровождается воспитанием. Оно, воспитание, во многом определяет эффективность профессиональной деятельности.

Воспитание – это, по существу, формирование ответственности специалиста за результаты своей деятельности. Это особенно важно в ГПС, в которой профессиональная деятельность пожарных причастна к решению государственных задач по спасанию людей на пожарах и защиты от них материальных ценностей. Поэтому необходимо убеждать обучаемого в том, что:

его профессиональная деятельность как гражданина, патриота страны направлена, причастна к решению государственных задач;

умение, рациональное использование его знаний и умений определяет эффективность ГПС;

рациональное использование режимов эксплуатации пожарных машин и одна из основ их долговечности и технической готовности, экономического расходования эксплуатационных материалов;

рациональное использование пожарной техники и огнетушащих материалов – один из элементов определения загрязнения окружающей среды.

В ГПС МЧС России сформирована четкая организация подготовки личного состава.

Подготовка личного состава подразделений ГПС организуется в соответствии с Программой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России, утвержденной руководством Министерства.

В Программе сформулирован ряд основных позиций в области обучения личного состава:

овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, поддержание их на должном уровне является служебной обязанностью всего личного состава ГПС;

за состояние профессиональной подготовки сотрудников и работников отвечают начальники структурных подразделений на всех уровнях.

начальник дежурной смены несет ответственность за качество подготовки личного состава, возглавляемой им дежурной смены, лично организует и проводит занятия.

Тематика занятий по технической подготовке регламентирована Программой.

Порядок организации и проведения занятий устанавливается приказом начальника органа управления ГПС регионального центра МЧС, приказом начальника подразделения ГПС.

В приказах:

анализируются результаты обучения за истекший год;

представляется план распределения времени по дисциплинам и месяцам обучения;

определяется период обучения, а также тематический план занятий;

назначаются ответственные за занятия.

Занятия проводятся в период дежурства. Начало учебного года – 15 января, окончание 15 декабря.

В условиях усиления службы, совершенствования учебной и материально-технической базы и других мероприятий возможен перерыв в обучении до 30 дней.

Планирование подготовки личного состава дежурных смен включает разработку ряда документов. Основными из них являются следующие:

план подготовки на год;

план-график учебных сборов;

тематический план занятий;

расписание занятий.

Учебная нагрузка может составлять 2-4 часа в течение одних дежурных суток и не менее 18 часов в месяц для каждой дежурной смены.

В обучении личного состава определяющими являются два вопроса: чему учить? и как учить?

То, чему необходимо учить сформулировано в Программе обучения. Однако могут быть условия, требующие включения новых тем или вопросов в обучение личного состава.

Дополнительно в Программу необходимо включать темы или вопросы по изучению новой пожарной техники или пожарно-технического оборудования, поступающего в подразделения пожарных частей.

Отдельные занятия могут быть посвящены совершенствованию умений и приемов применения средств пожаротушения. Основой для таких занятий является обобщение опыта использования машин на пожарах. Не исключена возможность анализа и обучения какого-либо одного пожара.

Для реализации поставленных целей обучения целесообразно использовать различные виды занятий. В ГПС наиболее распространены классно-групповые и практические занятия.

Классно-групповые занятия являются основой подготовки к практическим занятиям. Они проводятся в специально оборудованных классах. Кроме плакатов по устройству агрегатов пожарной техники, таблиц и схем, в нем желательно иметь образцы механизмов, макеты, отдельные виды ПТВ; оборудование классов должно обеспечивать наглядность обучения.

Практические занятия проводятся непосредственно на пожарных автомобилях, с использованием мотопомп, пожарно-технического вооружения.

В зависимости от целей занятия, они могут проводиться в гаражах или на открытых площадках, а также в подразделениях пожарных частей технической службы.

Подготовка руководителя к занятиям. Лица, проводящие занятия, должны заблаговременно готовиться к занятию, составлять методические планы их проведения и владеть методами проведения занятий с малочисленными группами.

Подготовка к занятию и его проведение – творческий процесс, который должен вызывать профессиональный интерес. Основная цель занятий – повышение квалификации специалистов, воспитание у них патриотизма, верности служебному долгу, исполнительности. Безупречным исполнителем своих функциональных обязанностей может быть только высококвалифицированный специалист. Вот поэтому каждое занятие необходимо тщательно готовить.

Готовиться к занятиям следует в определенной последовательности.

1. Изучить по программе содержание предстоящей темы, определить значимость занятия для практики.

2. Уяснить цель предстоящего занятия.

3. Определить, какие пособия или оборудование могут быть использованы при подготовке и проведении занятий.

4. Продумать вопросы техники безопасности, особенно при проведении практических занятий.

5. Начать работу над конспектом.

Определению целей занятия должно быть уделено особое внимание. Следует обозначить то, что обучаемые должны усвоить на занятии, в чем практическая значимость этих знаний. При подготовке практических занятий необходимо определить, какие приемы работы следует отработать. В зависимости от задач предстоящих тренировок, будет во многом определяться метод проведения занятий.

При проведении классных групповых занятий широко используются такие методы, как рассказ и беседа.

Рассказ представляет собой систематизированное последовательное изложение материала руководителем занятий, в ходе которого объясняются принципы и закономерности работы механизмов, сообщаются данные технических характеристик и т.д.

Беседа – это целенаправленный вопросно-ответный способ обучения. Он обеспечивает активное участие обучаемых в процессе занятия. Этот метод целесообразно использовать при закреплении и повторении ранее полученных знаний. Рассказ и беседа могут сочетаться.

Беседа – более трудная форма занятий. Предлагаемые руководителем вопросы должны быть четко сформулированными, чтобы ответы на них были однозначными.

Иногда целесообразно рассказ и беседу сопровождать показом каких-либо действий с изучаемым оборудованием.

При проведении практических занятий целесообразно сочетать рассказ с показом приемов выполнения определенных работ. На основании практических умений должны формироваться навыки, т.е. способность автоматически выполнять какие-либо работы.

Руководитель практических занятий должен хорошо знать материал предыдущих теоретических занятий, инструкции и руководство по эксплуатации пожарных автомобилей и пожарно-технического оборудования (ПТО). Он сам должен уметь использовать ПТ и личным примером учить пожарных приемам его применения.

В качестве помощников или руководителей занятий следует привлекать автомехаников и старших водителей (бригадиров). Они должны знать тему занятий, уметь демонстрировать использование ПТВ, последовательность выполнения работ.

При подготовке к занятиям руководитель должен тщательно продумать вопросы техники безопасности. Они должны быть обсуждены с лицами, привлекаемыми к проведению занятий. Первое условие безопасного проведения любых работ – это знание их содержания и умения их выполнять. Второе условие – деловая обстановка при проведении работ.

М е т о д и ч е с к и й п л а н занятия должен отражать три части любого занятия: вводную, основную и заключительную.

Примерная схема плана занятий приводится далее.

Вводная часть. В ней сообщается тема и цель занятия и осуществляется контроль подготовки обучаемых к занятию.

В основной части излагается содержание основных вопросов, как указано в примерном плане. Разрабатывая вопросы, необходимо учитывать, что продолжительность изучения вопроса не должна превышать 15-20 мин. Ее увеличение приводит к утомляемости обучаемых, потере интереса к занятию и ухудшению усвоения материала. Таким образом, на 2-х часовом занятии можно рассматривать 3-4 вопроса. Если объем материала большой, то целесообразно разделить его на два самостоятельных вопроса.

Заключительная часть любого занятия предназначена для подведения его итогов.

Оформление плана-конспекта – заключительная часть подготовки занятия. Он является, по существу, единственным методическим пособием на занятии и поэтому его следует четко разделить по частям занятия и рассматриваемым вопросам. Текст в нем должен быть лаконичным. Даже при хорошо составленном плане-конспекте, успех занятия определяется глубоким знанием сущности излагаемых вопросов.

Методика проведения занятия. Каждый руководитель занятий должен начинать с установления контакта с обучаемыми.

Занятие начинается сразу после того, как руководитель займет свое место. Говорить следует так, чтобы каждый слышал выступающего без малейшего напряжения. Задавать вопросы для контроля усвоения пройденного материала следует всей аудитории, а не отдельному лицу, чтобы все обучаемые могли продумать ответ. В обсуждение необходимо вовлекать всех; для этого целесообразно, спрашивая одного обучаемого, предлагать дополнить ответы другим. Можно узнать мнение об ответе других. Такая беседа способствует более глубокому осмыслению изучаемого материала, активизирует познавательную деятельность обучаемых.

Обучаемые должны уяснить, чем им предстоит заниматься. Поэтому руководитель сообщает им тему занятия, его цели, основные вопросы, а также порядок проведения занятия.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник _____________

_______________________

(звание)

_______________________

«___»___________200____г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий с группой

Тема: ___________________________________________________________

________________________________________________________________

Вид занятия _________________________

Отводимое время: ________ час.

Учебные пособия и материальное обеспечение _______________________

(указать литературу, наставления, плакаты, ТСО, машины, пожарное оборудование, необходимое на занятии)

Цель занятия: ___________________________________________________

(указать конкретные цели занятия: что слушатели должны знать и о чем имеет представление в результате проведения занятий, какие воспитательные цели достигаются на занятии).

1. Литература, используемая при проведения занятия.

2. Развернутый план занятия.

Учебные вопросы (включая контроль занятия) Отводимое время, мин Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в том числе, технические средства обучения) учебного вопроса
Введение   Первый вопрос 10-15   Контрольные вопросы. (Записать вопросы для проверки усвоения пройденного материала). Иногда можно заранее записать фамилии обучаемых для опроса. Сообщить тему и цель занятия. Указать, какие вопросы будут изучаться. (Тему и цели не записывать, доложить по плану-конспекту). Указать правила техники безопасности. Изложить план или сделать краткую запись сообщаемого материала. Записать цифровые данные. Указать пособия (например: «Показать на плакате…..» или «Показать на макете», или «Изучить по образцу……» и т.д.). В ряде случаев возможна зарисовка простых схем. Подчеркиванием выделить главное в сообщаемом материале. Записать вопросы для проверки понимания изучаемого материала.
Второй вопрос   Заключение     5-15 Второй и последующие вопросы разрабатываются, как указано выше.   Контрольные вопросы. (Записываются 2-3 вопроса по изучаемой теме только в случае, если предусматривается контроль). Оценить усвоение материала.

3. Пособие и оборудование, используемые на занятии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовки к следующему занятию _____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель занятия

_______________________

(должность, звание)

_______________________

(фамилия, имя, отчество)

«___» ___________200__г.

Классно-групповое занятие. Последовательность занятия, изложенная в плане, должна четко выдерживаться. Прежде всего, необходимо разграничивать вопросы занятия, для этого указываются их наименования. Для достижения поставленной цели необходимо выделять наиболее существенные и важные положения, характерные признаки и особенности процессов, явлений и т.д. На классно-групповом занятии изучается и усваивается то, что необходимо на практике.

Сформировавшиеся знания составят основу умений. Руководитель должен быть уверен, что все обучаемые его правильно поняли и усвоили основное содержание изучаемого вопроса. Для этого необходимо не только задавать вопросы с целью проверки правильного понимания и усвоения материала, но и спрашивать, имеются ли вопросы у обучаемых.

Задаваемые вопросы могут выходить за рамки подготовительного материала. Учитывая возможность постановки таких вопросов, руководитель занятия должен готовить материал в большем объеме, что предусмотрено программой и отражено в плане-конспекте. Может случиться, что у руководителя нет ответа на внезапно возникший вопрос. Появление таких вопросов практически невозможно предусмотреть. В таких случаях следует сказать, что вы не готовы ответить на этот вопрос и подготовите ответ к следующему занятию. На следующем занятии необходимо ответить на такой вопрос. Иногда ответ может дать кто-либо из обучаемых. Этим пренебрегать не следует.

Переход ко второму вопросу следует осуществлять, только убедившись в том, что все правильно поняли изучаемый вопрос.

При ведении обучаемыми записей следует добиваться, чтобы они делались осмысленно. Поэтому необходимо пояснить содержание изложенного вопроса и затем дать время для его записи. Не рекомендуется злоупотреблять диктовкой. В этом случае обучаемые большей частью механически записывают то, что им диктуют. Если записи делаются самостоятельно, то их формулировки обучаемые осмысливают. Это способствует развитию мышления и улучшению усвоения изучаемого материала.

Исключительно важное значение имеет использование на занятиях доски. Все записи, схемы или чертежи должны быть аккуратно выполнены. Изображая что-либо на доске, руководитель должен соблюдать логическую последовательность. Ему следует занимать такое положение у доски, чтобы обучаемые видели доску и все изображаемое на ней.

Во время занятий нередко приходится демонстрировать плакаты, схемы, диафильмы и т.д. Любая демонстрация всегда приводит к изменению условий обстановки. При этом переключается внимание обучаемых, что способствует снижению усталости, кроме того, сообщается новая информация и она активнее воспринимается. Вот поэтому необходимо этим процессом четко управлять. Руководитель занятия должен обратить внимание обучаемых на самое главное, самое существенное в излагаемом или демонстрируемом материале. По окончании показа необходимо сделать вывод из увиденного.

При изложении учебного материала не следует непрерывно пользоваться конспектом. Это приводит к потере связи с обучаемыми, снижает их активность, занятие не достигает своей цели. К плану-конспекту необходимо обращаться для контроля последовательности изложенных учебных вопросов и распределения времени, а также для приведения точных формулировок, цифрового материала и т.д. По мере накопления опыта преподавания отпадает надобность в использовании конспекта. Однако составлять его всегда необходимо, также следует отмечать в конспекте, что было изложено недостаточно ясно и четко. Используя накопленный опыт, становится возможным рационально совершенствовать методику обучения.

Практическое занятие. Необходимо изложить обучаемым цель предстоящего занятия, какие приемы работы будут отрабатываться, какие машины или оборудование планируется использовать.

На основании знаний должна формироваться способность, умение выполнять какую-либо работу или приемы использования пожарных машин, пожарно-технического вооружения.

Методика формирования умений включает три элемента.

Во-первых, следует убедиться, что обучаемые знают значимость предстоящей работы или отрабатываемых приемов. Знание порядка выполнения работы является основой умения. Во-вторых, руководитель должен показать, как, в какой последовательности выполняется работа. В-третьих, все обучаемые должны выполнить работу или повторить отрабатываемый прием.

Контролируя выполнение работы, руководитель должен обращать внимание на правильность и последовательность выполнения операций или приемов. Для активизации занятия рационально поручить контроль обучаемым, которые уже выполнили эту работу, или спрашивать их мнение об успешности освоения отрабатываемых вопросов. Допускаемые ошибки должны обсуждаться и устраняться.

Убедившись, что обучаемые приобрели необходимые умения, можно переходить к формированию навыков выполнения работ или приемов использования оборудования.

Заключительная часть занятия предназначена для подведения итогов. В этой части необходимо, прежде всего, убедиться в том, что основные положения занятия усвоены. Если какой-либо из вопросов не усвоен достаточно четко, то руководителю следует добиться правильного его понимания.

По заранее подготовленным вопросам контроль проводится так же, как во вводной части занятия.

На основании результатов контроля нужно указать, как обучаемые усвоили материал темы.

В заключительной части практического занятия необходимо оценить качество выполнения изучаемых операций и работ, а также указать на типичные недостатки, которые допускались обучаемыми на занятиях и высказать рекомендации по их устранению.

Руководителю следует помнить, что качество проводимых им занятий определяется уровнем его профессиональной подготовки и качеством под-
готовки к занятиям.

Наши рекомендации