Состояние рынка информационных продуктов и услуг
Формирование устойчивого рынка информационных услуг началось с середины 50-х гг. Основными поставщиками информационных услуг являлись: информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основными потребителями — ученые и специалисты в области науки и техники. Пользователям предоставлялась реферативная и аналитическая информация, библиография. Обслуживание производилось, как правило, на некоммерческой основе.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
В 80-е гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Это обстоятельство определило выгодность вложения денежных средств в данную сферу и привело к созданию крупных информационных корпораций.
Рисунок 1.2. Динамика изменения числа баз данных на мировом
рынке информации
Содержание баз данных отражает потребности пользователей. Если первоначально потребители запрашивали в основном научно-техническую информацию, то в настоящее время интерес потребителей направлен на информацию, используемую в бизнесе, торговле, промышленности, образовании.
Таблица 1. Распределение баз данных по содержанию
Тематика БД | Содержание, % |
Бизнес | |
Потребительская информация | |
Медицина и биология | |
Гумманитарные дисциплины | |
Правовая информация | |
Политематическая информация | |
Новости | |
Общественные науки | |
Научно-техническая информация |
Доля американских баз данных в объеме мировых баз данных составляет около 70 %.
Развитие рыночных процессов в России способствовало формированию рынка информационно-телекоммуникационных продуктов и услуг, и прежде всего, в сфере деловой информации. На рынке деловой информации действует несколько сотен производителей и распространителей, предлагающих широкую номенклатуру продуктов и услуг. Степень развития отдельных секторов информационного рынка зависела, главным образом, от уровня развития соответствующих рыночных сфер экономики. Их нестабильность сказывалась на объемах потребления информационных продуктов и услуг, а, следовательно, определяла ограниченные возможности расширенного информационного производства. До середины 1992 года деятельность по выпуску и распространению печатных изданий и баз данных делового характера была высокоприбыльной. В этот период наблюдался скачкообразный рост числа фирм этого профиля.
В период 1992-1994 годов на информационный рынок выходили все новые производители. Однако, в связи с тем, что рентабельность информационных проектов значительно снизилась, к середине 1994 года множество уже известных фирм прекратило информационную деятельность. Например, фирма ЛИГА, выпускавшая достаточно представительный и первоначально пользующийся спросом у потребителей набор баз данных, не смогла поддерживать свои продукты в актуальном состоянии и ушла с рынка. О прекращении проекта по созданию федерального адресного регистра заявила фирма ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР, вложившая значительные средства в этот продукт. В конце 1994 — начале 1995 года произошло замедление темпов образования новых структур. Стабилизировались группы производителей по отдельным направлениям. Ушли с рынка те структуры, которые не смогли наладить собственный сбор информации, набрать необходимого числа потребителей, обеспечить устойчивые каналы сбыта продукции. В 1995 году платежный спрос продолжал падать. Большинство фирм не покрывало растущие накладные расходы доходами, получаемыми от реализации продукции и услуг. Не хватало средств на реализацию широкомасштабных проектов. Осенью прекратила деятельность фирма МЕДИА МЕХАНИКС — первое в России издательство баз данных на CD-дисках. В конце 1995 года фирма ИНКОМ-ПРЕСС издательского дома "Коммерсантъ" прекратила деятельность по распространению деловой литературы. Многие информационные фирмы стали "жертвами" банковского кризиса, в частности фирма "ЛАРИКС" не смогла выпустить объявленное 2-е издание "Информация без проблем".
Информационное производство, как всякое другое производство в России, испытывает большие трудности. Общеэкономические факторы (инфляция, высокие налоги, регулярное повышение арендной платы, рост накладных расходов в связи с удорожанием услуг связи и транспортных услуг при снижении массового платежного спроса) приводят в последнее время, как правило, к невысокой рентабельности информационного производства. Подавляющее большинство самостоятельных информационных фирм испытывает недостаток оборотного капитала. При производстве печатной деловой литературы это служит основной причиной резкого снижения тиражей выпуска изданий. Недостаток оборотного капитала не позволяет развивать широкомасштабные проекты. Это касается не только мелких независимых производителей информационных продуктов и услуг, но и известных российских фирм, добившихся успеха на рынке. Хронический дефицит финансовых средств для поддержки государственных информационных структур приводит к тому, что и они часто оказываются не в состоянии конкурировать с хорошо оснащенными в техническом и технологическом плане зарубежными фирмами. Например, крупнейшему отечественному агентству ИТАР-ТАСС трудно превзойти по оперативности передачи новостей всемирно известную службу РЕЙТЕР.
Сегодня в отечественном производстве существует негативная тенденция "вымывания" сравнительно дешевых товаров для массового потребителя и замены на товары дорогостоящие, как "экономически более выгодные". Эта особенность присуща и информационному производству, где фирмы все чаще ориентируются не на спрос вообще, а на платежеспособность потребителя. Расширение рынка лишь дорогостоящих ин-формационно - телекоммуникационных продуктов и услуг не способствует развитию информационной культуры в обществе. Сужаются возможности приобретения необходимой продукции потенциальными потребителями малого и среднего бизнеса, индивидуальными предпринимателями.
Экономическая реформа оказала существенное влияние на все сферы информационной деятельности. В большинстве секторов информационного рынка наметилась тенденция движения от монополизированного способа оказания услуг (что было характерно ранее для ГСНТИ) к конкурентному обслуживанию. Однако из-за хаотичности информационной среды переходного периода и неурегулированности информационных отношений производители различных организационно-правовых форм действуют на рынке в неравных условиях. Множество информационных структур образовалось при непосредственном участии государственных предприятий. В условиях неурегулированности механизмов передачи государственных источников информации в коммерческие фирмы именно они получили преимущества перед независимыми производителями и распространителями информации. Неравноправие проявлялось не только в вопросах использования общезначимых информационных ресурсов, но и при получении госзаказов и льготного финансирования.
Несмотря на все сложности, российский рынок информационных продуктов и услуг сформировался практически по всех секторам, характерным для западной модели информационного рынка. Он имеет определенную специфику, связанную с особенностями развития нашего общества в переходный период. Прежде всего, это касается ограниченных возможностей сбора информации, что влияет на качество информационных продуктов. Деловая информация сегодня доступна в виде периодических изданий, печатной литературы, электронных баз данных на CD-дисках, в режиме теледоступа. Для отслеживания ситуации на рынке деловой литературы полезны такие периодические издания, как: информационно-аналитическая газета "Деловая книга" (МЕТАИНФОРМ), еженедельник "Книжный бизнес" (АЛЬВИС), газета "Новая деловая газета" (ИНФРА-М), газета "Бизнес-пресса". О состоянии рынка деловой информации можно судить по справочникам и базам данных таких фирм, как МБИТ ("Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций", база данных "Инфопартнер"); ИНФОРМРЕГИСТР ("Каталог баз данных России", "Электронный каталог баз данных"); МЦНТИ; ДИЗ; ДиалИТ; МОСВНЕШИНФОРМ и др. Обзоры рынка содержатся в журнале "Информационные ресурсы России".
Первоначально российский рынок развивался как "рынок продавца". Общедоступными становились те информационные продукты, которые были в наличии у производителя, либо могли быть созданы в качестве коммерческих продуктов при минимальных затратах (например, легальное и нелегальное использование дешевых государственных и отраслевых информационных ресурсов, собранных на основе директивных методов). В дальнейшем начал действовать рыночный принцип "отбраковки" не пользующихся спросом у потребителей продуктов. Были сделаны первые шаги на пути от диктата производителя к признанию приоритета потребителя. В условиях конкуренции производители вынуждены были пойти на улучшение качества как по содержанию, так и по оформлению своей продукции. Сегодня, например, потребитель предъявляет высокие требования к удобству пользовательского поискового интерфейса у баз данных. По каждому типу баз данных сегодня на рынке есть свои лидеры. В области адресных регистров в период высокого спроса на эту информацию в 1991-1992 годах работали десятки фирм. Сегодня остались единицы, сумевшие наладить систему актуализации, разработать технологию подготовки справочных изданий, отладить систему сбыта. Наиболее известна деятельность фирм ИНФОРМСИСТЕМА, АГЕНТСТВО ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Всемирно известная фирма KOMPASS, не добившись положительного результата в сотрудничестве с фирмой ЮСМОС-КОМПАСС, передала эксклюзивные права на подготовку справочника о России по своей технологии Международной корпорации WA-2. Помимо универсальных адресных регистров существует потребность в специализированных справочниках и базах данных. Например, информационное агентство NORMA выпускает такие базы данных и специализированные справочники, как "Бизнес-Универсал", "Всероссийский универсальный торговый каталог", "Торговые фирмы Москвы", финансовый каталог "Капитал", "Строитель". МБИТ регулярно обновляет массивы объемом 10-15 тысяч и готовит на их основе базы данных серии "Партнер" и справочники "Экспортеры и импортеры России", "Товары и услуги". Активное развитие коммерческой информации в электронной форме началось в 1992 году, когда для коммерческого использования были открыты ведомственные сети и каналы связи "ИСТОК", "КОНТУР","ИСКРА". На базе этих отраслевых сетей возникли информационно-коммерческие системы, например, РИКО, АДС МИР, СИТЕК, ИСТОК-К. Для привлечения большего числа потребителей многие распространители электронной информации интегрируют базы данных коммерческих предложений разных производителей. Базам данных коммерческих предложений присущ ряд недостатков. В них содержится много так называемого "информационного шума". Отсутствует единообразие представления информации в разных системах. Среди тех, кто работает с потоком рекламной информации, можно отметить ряд фирм, которые, пользуясь одним источником, создают разные по потребительской направленности продукты. НИД-ИНФОРМ, например, еженедельно готовит базу данных коммерческих предложений из рекламы и широко распространяет ее по сетям. МОБИЛЕ, обрабатывая более 40 периодических изданий, формирует базу данных "Вся реклама". Эта база используется для проведения рекламного анализа. Фирма ТЕЛЕР до 1996 года выпускала печатные сборники коммерческих предложений по актуальным областям и распространяла их по подписке. Для всех направлений производства баз данных сегодня актуальна проблема качества продуктов. Официальной экспертизы их состояния практически не проводится, иногда лишь даются экспертные оценки полноты и точности данных. Например, по адресным регистрам результаты проверки приведены в журнале "Информационные ресурсы России" (N 2, 1995). Наиболее близко к решению проблемы оценки качества подошли российские производители правовых баз данных, предоставившие свои продукты для экспертизы в рамках конкурса, инициатором которого выступала фирма ИНВЕНТА. Среди российских участников Второго международного конкурса систем поддержки правоприменения и законотворчества (1995 г.) были: НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ при Министерстве юстиции РФ, НИЦ"КОНТУР" ФАПСИ, ГП "ЦЕНТР КОМПЬЮТЕРНЫХ РАЗРАБОТОК", ИНЭК, ЗАО "СЕТ-Инфо", "КОНТРАКТ", "ОМЕГА", Юридический дом "ЮСТИЦИНФОРМ", издательство "ДЕЛО И ПРАВО", НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". К сожалению, конкурс подтвердил известный факт о неполноте информационных баз правовых систем, прежде всего из-за трудностей получения ведомственной нормативной информации. На рынке наибольших успехов в маркетинговом плане добилась фирма ВМИ (система "Консультант-Плюс"). Хорошо известны правовые системы "Гарант" и "Кодекс". Для массового потребителеля фирма ИСТ недавно выпустила CD-ROM "Ваше право". Стабильность рынка правовых баз данных определяется достаточно устойчивым спросом на них, а также доступностью официального потока информации. Активно развивается сектор финансово-биржевой информации. Из 40 информационных агентств, торгующих экономической информацией, около 15 уделяют особое внимание финансовой информации. Среди них можно отметить АГЕНТСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ, PAL INFORM, ROS BUSINESS CONSULTING, МАФИ, RATEX Information, ИТАР-ТАСС, ИНТЕРФАКС, КОМИНФО, СКЕЙТ-ПРЕСС, агентство ПРАЙМ, агентство ЮНИВЕРС. Для специалистов в области финансового рынка появились удобные инструменты для осуществления операций и анализа конъюнктуры на рынке ценных бумаг. Примером может служить информационная база данных "AK&M-LIST"("Российский фондовый рынок"), отражающая котировки ценных бумаг, цены спроса и предложения, данные об эмитентах, характеристики выпусков ценных бумаг, сведения об инвестиционных институтах, фондовые индексы AK&M и ряд других полезных сведений. Потребитель на рынке сегодня может получить широкий спектр услуг в сфере финансовой информации. Однако, из-за информационной непрозрачности самого финансового рынка самая ценная информация до последнего времени была недоступна. Это сдерживает развитие этого рынка, в частности, отрицательно влияет на инвестиционные процессы. Конкуренцию на рынке финансовой информации отечественным потребителям составляют зарубежные фирмы, имеющие огромный опыт работы в этой сфере. В частности, активно работает московское представительство агентства РЕЙТЕР. 7. За последние пять лет значительно увеличилось количество отечественных и зарубежных фирм, представляющих на российском рынке самые разнообразные услуги в области телекоммуникаций. Так, в "Российской энциклопедии информации и телекоммуникаций" приведены сведения о 145 фирмах, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам своих хостов и предоставляющих услуги глобальных сетей. Несмотря на значительные технологические достижения в области телекоммуникаций, Россия по масштабам обслуживания пользователей значительно отстает от США и Европы. Спрос на информационно-телекоммуникационные услуги в России невелик. Лишь электронная почта привлекает более 200 тысяч потребителей. Число пользователей услугами on-line на порядок меньше, что часто не обеспечивает прибыльность подобных служб. Сейчас разрабатывается несколько глобальных проектов для расширения сферы потребления деловой информации в режиме теледоступа.
Предусматривается оказание помощи российским компаниям по организации сетевых электронных офисов. Предприниматели смогут распространить свою графическую рекламу как среди абонентов сети "Россия-он-лайн", так и среди многомиллионной аудитории сети INTERNET. В настоящее время российские фирмы имеют реальные возможности вывести на мировой рынок те информационные ресурсы, которые заинтересуют зарубежных партнеров. Например, информация о проспектах эмиссий ценных бумаг банков через сервер ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ стала доступна в сети INTERNET в режиме on-line для любого зарубежного инвестора.
Слабым местом в инфраструктуре рынка информационных продуктов и услуг пока остается сбытовая сфера. Недостаток свободных средств для организации сбытовой деятельности по правилам цивилизованного рынка испытывает подавляющее большинство фирм. Практически не проводятся целенаправленные маркетинговые исследования. Изучение потребительского спроса, как правило, ведется не профессионалами. Не анализируется потребительский спрос различных категорий потенциальных покупателей. Учитывая важность развития сферы деловой информации для социально-экономических преобразований в России среди поддерживаемых государством мероприятий по развитию инфраструктуры информационного рынка, на наш взгляд, должны быть: — мониторинг общедоступных информационных и телекоммуникационных продуктов и услуг; — широкомасштабные маркетинговые исследования рынка деловой информации; — целенаправленная работа по формированию покупательских потребностей и, соответственно, покупательского спроса, развитие системы информирования и рекламы.
Контрольные вопросы
Что понимается под рынком информационных продуктов и услуг? Кто являются основными участниками данного рынка?
Перечислите и охарактеризуйте основные сектора рынка информационных продуктов и услуг.
Какими путями в условиях рыночных отношений формируются государственные информационные ресурсы?
Какую информацию запрещено относить к государственной тайне?
Какие меры предусмотрены государством для обеспечения режима защиты, обработки и использования информации о гражданах (персональных данных)?