Наваждение: мировая проблема
Алиса А. Бэйли
НАВАЖДЕНИЕ: МИРОВАЯ ПРОБЛЕМА
Первое издание - 1950 г.
Опубликование настоящей книги патронировано Тибетским Книжным Фондом, основанным с целью непрерывно распространять учение Тибетца и Алисы А. Бэйли.
_______________
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТУИЦИИ
II. СПОСОБ ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТУИЦИИ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПРИРОДА НАВАЖДЕНИЯ.
1. НАВАЖДЕНИЕ НА МЕНТАЛЬНОМ ПЛАНЕ ЕСТЬ ИЛЛЮЗИЯ
2. НАВАЖДЕНИЕ НА АСТРАЛЬНОМ ПЛАНЕ ЕСТЬ НАВАЖДЕНИЕ
3. НАВАЖДЕНИЕ НА ЭФИРНЫХ УРОВНЯХ ЕСТЬ МАЙЯ
4. НАВАЖДЕНИЕ НА ВЫСШИХ МЕНТАЛЬНЫХ ПЛАНАХ ЕСТЬ СТРАЖ ПОРОГА
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПРИЧИНЫ НАВАЖДЕНИЯ.
1. РАСОВЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РОСТ НАВАЖДЕНИЯ
2. ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ МИРОВОЕ НАВАЖДЕНИЕ
3. КОНТРАСТ МЕЖДУ ВЫСШИМИ И НИЗШИМИ НАВАЖДЕНИЯМИ
а. контраст между иллюзией и интуицией
б. контраст между наваждением и просветлением
в. контраст между майей и вдохновением
г. контраст между стражем порога и его противоположностью, ангелом присутствия
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПОКОНЧИТЬ С НАВАЖДЕНИЕМ.
1. ТЕХНИКА ПРИСУТСТВИЯ
а. ИНТУИЦИЯ РАЗГОНЯЕТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ИЛЛЮЗИЮ
б. ГРУППОВАЯ ИНТУИЦИЯ РАЗГОНЯЕТ МИРОВУЮ ИЛЛЮЗИЮ
2. ТЕХНИКА СВЕТА
а. рассеивание индивидуального наваждения
б. рассеивание группового наваждения и мирового наваждения
3. ТЕХНИКА БЕССТРАСТИЯ
а. распределение сил и манилуляция ими на эфирном плане
б. использование науки дыхания
в. техника бесстрастия
РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ. ТЕХНИКА СЛИЯНИЯ.
_______________
ВЕЛИКИЙ ПРИЗЫВ
Из точки Света, что в Уме Бога,
Пусть Свет струится в умы людей. Да сойдет Свет на Землю.
Из точки Любви, что в Сердце Бога,
Пусть Любовь струится в сердца людей.
Да вернется Христос на Землю.
Из центра, где Воля Бога известна,
Пусть Цель направляет малые воли людей,
Цель, зная которую, служат Учителя.
Из центра, что мы называем родом человеческим,
Пусть План Любви и Света осуществится,
И запечатана будет дверь, за которой зло.
Да восстановят Свет, Любовь и Могущество - План на Земле.
«Приведенный выше Призыв, или Молитва, принадлежит не какому-либо человеку или группе, но всему Человечеству. Красота и сила этого Призыва кроются в его простоте и в изложении им определенных главных истин, которые все люди естественно, по своей природе, разделяют, а именно: истины существования основополагающего Интеллекта, - Его мы неопределенно называем Богом; истины, что движущей силой Вселенной является Любовь, стоящая за всем внешним; истины, что на Землю пришла великая Индивидуальность, называемая христианами Христом, и воплотила эту Любовь в понятной нам форме; истины, что как Любовь, так и Интеллект являются следствиями того, что называется Волей Бога, и наконец, той очевидной истины, что только через само Человечество может осуществляться Божественный План».
Алиса А. Бэйли
THE GREAT INVOCATION
From the point of Light within the Mind of God
Let light stream forth into the minds of men.
Let Light descend on Earth.
From the point of Love within the Heart of God
Let love stream forth into the hearts of men.
May Christ return to Earth.
From the centre where the Will of God is known
Let purpose guide the little wills of men.
The purpose which the Masters know and serve.
From the centre which we call the race of men
Let the Plan of Love and Light work out
And may it seal the door where evil dwells.
Let Light and Love and Power restore the Plan on Earth.
«The above Invocation or Prayer does not belong to any person or group but to all Humanity. The beauty and the strength of this Invocation lies in its simplicity, and in its expression of certain central truths which all men, innately and normally, accept - the truth of the existence of a basic Intelligence to Whom we vaguely give the name of God; the truth that behind all outer seeming, the motivating power of the universe is Love; the truth that a great Individuality came to earth, called by Christians, the Christ, and embodied that love so that we could understand; the truth that both love and intelligence are effects of what is called the Will of God; and finally the self-evident truth that only through humanity itself can the Divine Plan work out.»
Alice A. Bailey
_______________
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
В "Ученичестве В Новом Веке", тома I и II, некоторые личные инструкции, данные Тибетцем группе учеников, были сделаны достоянием публики. Эти инструкции в контексте эзотерического учения были впервые опубликованы Алисой А. Бэйли с согласия членов группы в 1944 году.
Сейчас стали доступны неопубликованные рукописи госпожи Бэйли, содержащие дополнительные инструкции и эзотерические фрагменты учения. Этот текст писался время от времени в течение девяти лет с 1935 года по 1944 год.
В разных местах данной книги имеются обращения к той же самой группе учеников.
В настоящее издание включены определенные формы групповой медитативной работы, поскольку они имеют информативную ценность и иллюстрируют практическую ценность данного учения. Читатель, однако, должен знать, что медитации, пригодные для специальных групповых целей, могут быть гораздо менее эффективными, если их использовать как индивидуальные упражнения.
Мощь интегрированной группы, состоящей из учеников, имеющих общее видение и установленную групповую цель, весьма велика и может стать реальным служением роду человеческому. Новейшие техники Водолея включают также групповые усилия. Опубликованные работы Тибетца и Алисы А. Бэйли дают информацию для мудрого и полезного экспериментирования в групповой работе, предпринимаемой как духовное мировое служение, а не как средство для духовного развития индивидуального стремящегося.
Такая групповая активность, добровольно начатая, без давящего автократического контроля лидеров и предпринятая с должным смирением и осторожностью, весьма желательна в наше время. Эту деятельность следует рассматривать как экспериментальное первопроходческое предприятие.
Группы такого рода уже появились в различных частях мира; они могут внести вклад в успех работы Новой Группы Мировых Служителей. Информация об этой широко распространенной в мире
группе служителей дана в "Трактате о Белой Магии" и в "Трактате о Семи Лучах", том П.
Фостер Бэйли
Июль 1950
_______________
НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ
Все группы, задействованные в эзотерической работе, имеют собственную Дхарму, или обязанность, и у всех есть своя особая задача. Для того, чтобы вы могли ясно видеть, что вам как стремящимся к ученичеству необходимо делать, и чтобы вы сотрудничали сознательно, я кратко сформулирую цель:
Дхарма означает долг, или обязанность, и вашей определенной и специальной обязанностью является развитие интуиции. Средством, или методом, этого развития может стать изучение символов.
Я попрошу вас отметить, что утверждения общего характера, касающиеся интуиции, и попытки определить ее распространены весьма широко, однако ее реальное понимание встречается редко.
Врачи и ученые говорят нам, что тысячи клеток человеческого мозга все еще дремлют, и поэтому средний человек использует только малую часть своего оснащения. С интуицией связана та область мозга, которая находится вокруг шишковидной железы, и именно эти клетки должны быть разбужены к активности прежде, чем может проявиться какое-либо реальное интуитивное восприятие, которое, будучи пробужденным, приведет к проявлению контроля со стороны Души и к духовному просветлению и вызовет истинное психологическое понимание своих товарищей и развитие истинного эзотерического чувства, что в данное время является задачей, стоящей перед вами.
Я предпочту разделить то, что я должен сказать, на три части, и я прошу тщательно изучать мои слова:
I. Я стремлюсь дать вам определение интуиции.
П. Я буду рассматривать способ ее развития через изучение символогии.
III. В заключение я дам специальные инструкции относительно процедурной стороны дела.
Поэтому если вы найдете, что эти статьи трудно понять и что ваша реакция медленная, вы должны усвоить, что это указывает на необходимость вашего изучения и подтверждает то, что я говорю вам. Если вы вместе со мной серьезно рассмотрите то, чем интуиция не является, я думаю, что мои слова найдут у вас отклик.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТУИЦИИ
Интуиция не есть бьющая ключом любовь к людям и, следовательно, не есть понимание их. Многое из того, что называется интуицией, является распознаванием подобий и есть обладание ясным аналитическим умом. Думающие люди, которые уже достаточно долго прожили на свете, достаточно опытны и имеют стаж общения с разными людьми, обычно с легкостью могут распознавать проблемы и склонности других, если только они в этом заинтересованы. Однако им не следует путать это с интуицией.
Интуиция не имеет отношения к психизму - высшему или низшему; явление видений, слышание Голоса Безмолвия, притягательная реакция на какое-либо учение не означают действия интуиции. Это не только видение символов, так как оно является специальным видом восприятия и способностью настраиваться на Универсальный Разум, на тот слой Его активности, который производит матрицы форм, на которых основаны все эфирные тела. Это не познающая психология и не любящее желание помочь. Это происходит от взаимодействия личности, ведомой сильной ориентацией на Душу, и Души, обладающей групповым сознанием.
Интуиция - это синтетическое понимание, которое является прерогативой Души, и она становится возможной только тогда, когда Душа, на своем собственном уровне, устремляется в двух направлениях: к Монаде и к интегрированной и, возможно (даже если только временно), скоординированной и целостной личности. Это первый признак глубоко субъективного единения, которое находит свое завершение при Третьем Посвящении.
Интуиция - это полное и завершенное восприятие принципа универсальности, и когда она включается и озаряет нас, происходит, по крайней мере кратковременно, полная потеря чувства обособления. В своей наивысшей точке она известна как Универсальная Любовь, которая не имеет отношения к сантиментам или к привязанности, а является по природе своей преимущественно отождествлением со всеми существами. Тогда познается истинное сострадание, становится невозможным критицизм и мы видим только божественный зародыш, скрытый во всех формах.
Интуиция - это сам Свет, и когда она проявляется, мир видится как Свет и постепенно становятся зримыми световые тела всех форм. Она приносит с собой способность соприкасаться со световым центром во всех формах, и так вновь устанавливается сущностное взаимоотношение, а чувство превосходства и обособления отступает на задний план.
Поэтому интуиция приносит своим появлением три качества:
Просветление. Под просветлением я не подразумеваю Свет в голове. Он побочный и феноменальный, и многие истинно интуитивные люди совершенно не осведомлены об этом Свете. Свет, о котором я говорю, озаряет Путь. Именно "Свет Разума" действительно просветляет разум и может отражать себя в том ментальном аппарате, который удерживается "устойчиво в свете". Это тот "Свет Мира", вечная Реальность, которая может быть открыта только тогда, когда найден индивидуальный внутренний Свет. Это тот "Свет Веков", который сияет все ярче вплоть до приближающегося Дня "будь с нами". Поэтому интуиция является осознанием в самом себе, не теоретически, а как факт личного опыта, своего полного отождествления с Универсальным Разумом, себя как составной части великой Мировой Жизни и своего участия в вечном воспроизводстве Существования.
Понимание. Это необходимо понимать в буквальном смысле как то, что "стоит под" общей совокупностью форм. (Английское understanding - понимание, и stand under - стоять ниже.) Как то, что "стоит в основе" всех форм. Оно означает способность ухода, или удаления, от своей вековой отождествленное™ с жизнью форм. Хочу отметить, что это удаление относительно легко для тех, в ком много перволучевого качества. Проблема состоит в удалении в эзотерическом смысле, но и в избежании в то же время чувства обособления, изоляции и превосходства. Перволуче-вым людям легко сопротивляться тенденции к отождествлению себя с другими. Для того, чтобы иметь истинное понимание, необходимо задействовать возрастающую способность любить все существа и все же, в то же время, сохранять личностную отстраненность. Такая отстраненность может легко основываться на неспособности любить, на эгоистической заботе о собственном комфорте, физическом, ментальном или духовном - и прежде всего - эмоциональном. Перволучевые люди опасаются эмоций и презирают их, но иногда они вынуждены раскачивать в себе эмоциональное состояние прежде, чем они смогут использовать свою эмоциональную чувствительность правильным образом.
Понимание предполагает контакт интегрированной личности с Жизнью, плюс эгоическую реакцию на групповые цели и планы. Оно означает цельность личности и Души, широкой опыт и быструю активность постоянно пребывающего принципа Христа. Интуитивное понимание всегда спонтанно. Там, где рассуждение переходит в понимание, там нет интуиции.
Любовь. Как было ранее сказано, она не является чувством привязанности или склонностью к любви; эти аспекты случайны и вторичны. С развитием интуиции как привязанность, так и склонность к любви неизбежно проявляются в своей чистой форме, но то, что их производит, является в самом себе более глубоким и всеобъемлющим. Это то синтетическое понимание и отношение, включающее осознание жизни и нужд всех существ (я намеренно выбрал эти два слова!), которое является высшей прерогативой Сына Божьего. Оно отрицает все то, что воздвигает барьеры, порождает критицизм и ведет к разобщенности. Оно не видит различий, даже когда дело касается чьих-то нужд, и вызывает в тех, кто любит как Душа, немедленное отождествление с тем, кого любят.
Эти три слова подытоживают три качества, или аспекта, интуиции, которые можно выразить одним словом - универсальность, или чувство универсального Единства.
Разве это не та цель, на которую ориентированы все стремящиеся? Разве это не то, в чем каждый из вас, как индивидуум, нуждается в особом смысле? Там, где она присутствует, там существует немедленная децентрализация драматического "я", той способности связывать всегда все события, все явления, всю групповую работу с собой как центром.
Я не могу дальше распространятся об Интуиции. Это слишком обширный предмет, трудный для понимания. Все, что я могу сделать, - это указать вам на три ее аспекта и на необходимость ученичества и освоения того, что будет затем выступать в вашей жизни как Любовь, Свет и Понимание. Когда теория осознана, когда внесена соответствующая коррекция и выполнена необходимая работа, тогда личность становится магнетической, и мозговые клетки вокруг шишковидной железы, которые до того дремали, пробуждаются и начинают вибрировать. Ядро каждой клетки тела представляет собой точку света, и, когда ощущается Свет интуиции, именно этот клеточный свет немедленно откликается. Продолжающийся поток Света интуиции вовлечет, эзотерически говоря, в Свет дня каждую клетку, которая устроена так, что она обязательно откликнется.
АСПЕКТЫ НАВАЖДЕНИЯ
Имя | План | Противоположность | Цель | Плацдарм | Техника |
Иллюзия | Ментальный | Интуиция Духовное восприятие | Разрушение | Путь Посвящения Мир Идей | Созерцание Душой |
Наваждение | Астральный | Озарение Просветление Прояснение Видение | Рассеяние | Путь Ученичества | Медитация Устойчивое удерживание ума в Свете |
Майя | Эфирный | Вдохновение | Умертвление | Путь Испытаний Очищение | Оккультизм Манипуляция силами |
Страж Порога | Физический Сознание мозга | Ангел Присутствия | Разделение | Интегрированная личность | Единение Конец двойственности |
Я привлеку ваше внимание к тому факту, что проблема в целом касается правильного или неправильного использования силы, или энергии, и что многое прояснится в ваших умах, если вы осознаете три вещи:
1. Что средний человек в повседневной жизни и стремящийся на Пути Испытания, или Очищения, работает с силами Жизни на трех планах человеческого устремления плюс принцип самой Жизни.
2. Что ученик начинает отличать силу от энергии. На Пути Ученичества он начинает работать с Душой - энергией. Она в конце концов начинает преобладать над силами.
3. Что посвященный работает на Пути Посвящения с энергией и учится различать энергию Жизни, энергию Души и силы феноменального мира.
Здесь необходимо подчеркнуть также то обстоятельство, что природа этих сил и энергий и их использование и контроль всегда должны осознаваться и осуществляться в полном сознании на физическом плане. Теория должна стать фактом внутренней жизни, и битвы, которые происходят на тонких уровнях астрального и ментального планов, должны быть осознаны сознанием мозга. Именно здесь эти осознания и достижения должны быть применены. Так как все эти осознания и внутренняя активность становятся практической частью жизни ученика и их последовательность становится ясной для его восприятия пробуждающимся сознанием, они со временем становятся частью его качественного оснащения. Он в действительности интегрирует и синтезирует опыт в трех мирах и становится Учителем благодаря сознательному овладению. Он осознает тот факт, что все, что появляется, и все, что происходит, вызвано циркуляцией и постоянной мутацией силы. После чего он открывает, как эти силы взаимодействуют в его собственном опыте и природе, и затем осознает фундаментальный факт, что только те силы, которые он сам может использовать и которыми он может овладеть в своей собственной жизни как индивидуум, могут быть применены им в групповой активности и использованы в рассеивании мирового наваждения. Это можно проиллюстрировать следующим образом:
1.Через выравнивание и последующий контакт отзывается, пробуждается и используется интуиция. Она является великим рассеивающим средством и изливается с Плана Интуиции (Плана Буддхи) через Душу и мозг в сердце ученика.
2. Через выравнивание и последующий контакт отзывается, пробуждается и используется энергия Души. Она является великим рассеивающим средством и изливается с уровней Души (высших уровней ментального плана) через ум в мозг ученика, неся просветление астральному плану.
3. Эти два типа Духовной энергии различно работают над силами личности, и их цель и активность должны быть осознаны физическим сознанием ученика, так как он работает на физическом плане.
4. Только после этого Свет Интуиции и Свет Души могут отражаться на астральном плане благодаря сознательному усилию и динамической познающей воле служащего ученика.
Подумайте над этими положениями, так как они намечают ваш путь и ваше служение...
Я до некоторой степени привел в некоторый порядок наши идеи и очертил план, который поможет нам подойти к этой теме. Я дал вам некоторые базовые концепции и структуру предмета в целом. (Смотри содержание). Сегодня мы начнем настоящее обсуждение. Как вы знаете, я намерен написать пространную диссертацию на эту тему. Книги, которые будут составлены из инструкций, предложенных этим группам учеников, не будут трудными для восприятия трактатами вроде "Космического Огня" или "Белой Магии". Они составят серию относительно кратких томов и поэтому должны быть наполнены информацией и не носить дискурсивный характер.
Прежде всего, братья мои, эти инструкции должны иметь очевидную практическую ценность и оставлять учащегося с ощущением, что он лучше понимает тонкий мир мысленных токов и сил, в котором находится; что он лучше знает средства и приемы, которые он должен применять, чтобы очистить свой Путь от тьмы и хаоса и следовать по нему к Свету и Гармонии. Наше исследование должно также носить сравнительный характер, и читатель должен усвоить, что он не сможет отличить истину или выделить тот аспект учения, который представляет для него первостепенную важность, если он не будет применять то, что полезно, и если не установит ясно, является ли он жертвой иллюзии или наваждения. В конечном счете, он должен знать свой уровень, прежде чем он сможет предпринять свой следующий шаг вперед. Ученик является жертвой и, будем надеяться, устранителем как наваждения, так и иллюзии, и отсюда сложность его проблемы и тонкость его трудностей. Он также должен помнить (для придания себе сил и ободрения), что каждая рассеянная частица наваждения и каждая распознанная и преодоленная иллюзия "расчищают путь" для тех, кто идет следом, и облегчают путь его товарищам. Прежде всего, это Великое Служение, и именно на этот аспект я обращаю ваше внимание. Именно поэтому я стремлюсь в своих инструкциях пролить Свет на этот предмет.
Одна из проблем, стоящих перед стремящимся, - это проблема правильного распознавания возникающего наваждения, осознание наваждений, преграждающих ему Путь, и иллюзий, выстраивающих стену между ним и Светом. Уже тот факт, что вы при-
знали, что наваждение и иллюзия существуют, - большое достижение. Большинство людей не осведомлены об их существовании. Многие достойные люди сегодня их не видят; они обожествляют свои наваждения и рассматривают свои иллюзии как достойные награды и с трудом завоеванные приобретения.
Само их признание, в свою очередь, приносит с собой собственные проблемы, поэтому средний ученик не в состоянии освободиться от способностей, порождающих наваждение и развитых в прошлом, и потому ему так трудно сохранить должную пропорцию и соответствующее чувство ценности относительно истин ментального плана. Ученик может осознать и с трудом добыть истину и принцип реальности, а затем построить вокруг них легко образующуюся иллюзию ума, который только начинает находить себя. Наваждения эмоциональной природы могут группироваться вокруг идеала, так как он еще не проработан, не прояснен и, как правило, привлекает к себе то, что эмоционально, чувственно может быть с ним отождествлено и соотнесено.
Проиллюстрируем этот пункт с двух точек зрения, каждая из которых полностью находится в сфере ученичества и с которыми сталкиваются на Пути Испытания. Мы назовем их "иллюзией могущества" и "наваждением авторитета". Эти выражения указывают вам, что наваждение встречается на астральном плане, а иллюзия - на ментальном.
Наваждение Авторитета - это в большинстве случаев массовое наваждение. Оно коренится в массовой психологии и является одним из признаков того, что человечество все еще находится на младенческой стадии, на которой людей охраняют от самих себя навязыванием некоего правила, свода законов, авторитарного диктата, исходящего от государства, олигархии или от индивидуальной диктатуры. Судя по всему, это ограничивает род человеческий набором заданных форм и регламентирует деятельность людей, подчиняя их определенному режиму жизни и работы, который навязывается и упорядочивается подпиткой комплекса страха, неистовствующего в человечестве в наше время; этот страх - один из наиболее мощных источников наваждения. Возможно, у нас есть все основания рассматривать его как источник любого наваждения на нашей планете. Страх породил те условия, которые привели к наваждению на астральном плане, но не к иллюзии на ментальных уровнях сознания.
Когда наваждение авторитета переносится в область духовного сознания человека, возникают такие ситуации как эпоха инквизиции в ее наихудших формах, эпоха авторитета церкви с акцентом на организации, правлении и наказании, или на неоспоримом господстве какого-нибудь учителя. Высшие формы наваждения авторитета проявляются как признание права на власть Солнечного Ангела, Души, или Эго. Между этими двумя крайностями, отражающими младенчество расы и свободу, которая придет, когда большая часть рода человеческого достигнет свободы Души, лежат многочисленные типы и виды промежуточных реакций. Что же мы обнаруживаем, иллюстрируя наш предмет и акцентируя аспект наваждения в той мере, в какой он влияет на ученика и на проблему, с которой он сталкивается? Ученик освободился до некоторой степени от навязанного контроля ортодоксального учения и от руководства наставника. Он свободен (насколько он может судить) от такого контроля. Однако, зная свою фундаментальную слабость и соблазн личности, он сохраняет бдительность по отношению к себе и к древним правилам контроля и учится крепко стоять на собственных ногах, принимать собственные решения, самостоятельно различать истину. Он учится выбирать свой путь. Но, подобно всем тем, кто не принял некоторых высших посвящений, он может (в соответствующий момент) уступить наваждению собственной свободы и автоматически подпасть под в наваждение своего идеала свободы - того идеала, который он сам создал. Он становится пленником свободы. Он отвергает любое правило, за исключением того, что он называет "правилом собственной Души", забывая, что его контакт со своей Душой все еще непостоянен. Он настаивает на своем праве на самостоятельность. Он упивается своей вновь обретенной свободой. Он забывает, что, оставив авторитет учения и наставника, он должен учиться принимать авторитет Души и группы Душ, с которыми он связан через свою Карму, свой лучевой тип, свой выбор и неизбежные следствия воссоединения. Отказавшись от руководства на Пути со стороны другого лица, с частично открытыми глазами, он сейчас стремиться пролагать Путь к конечной цели, забывая однако, что он прокладывает Путь в унисон с другими и что на этом Пути существуют определенные "Правила Дорожного Движения", то есть Правила Пути, которыми он должен овладеть, и притом - в унисон с другими. Он поменял индивидуальный Закон на групповой, но он все еще не знает групповой Закон так, как должен бы знать. Он продвигается в одиночестве настолько успешно, насколько может, окутанный ореолом свободы от авторитета, которой ему удалось достичь. Он дает себе обещание не принимать никакого авторитета и руководства.
Те из нас, кто наблюдает за ним с более ясных высот достижения, видят, как его постепенно окутывают облака тумана и наваждения, которые постепенно растут вокруг него, так как он становится "пленником тумана свободы" и упивается тем, что ему кажется фактом его независимости. Когда его зрение проясниться и когда его ментальный аспект разовьется и раскроется в большей степени, он узнает, что Закон Группы должен распространяться, и непременно распространится, на него и что руководство со стороны низшей природы должно быть заменено руководством со стороны Души. Это групповое правило и работа по Закону группы. Он выбился из массы ищущих Пути на сам Путь. Поэтому он находится впереди масс, но он не одинок, даже если он думает, что это так. Он обнаружит многих других, которые идут тем же путем вместе с ним, и их число будет устойчиво возрастать, так как он прогрессирует. Правило взаимодействия, движения и группового распознавания, работы и служения будет налагаться на него до тех пор, пока он не обнаружит, что является членом Новой Группы Мировых Служителей, работающих в соответствии с правилами, управляющими их деятельностью. По мере того как он учится продвигаться вместе с ними по Пути, управляющие побуждения и техники избранного ими служения проникают в его сознание, и он автоматически и естественно начинает подчиняться более высокому ритму и соглашается с Законами, которые контролируют групповую жизнь и групповое сознание. В конце концов он обнаруживает, что входит в безмолвные святилища, где обитают Учителя Мудрости, и работает в групповом ритме вместе с Ними, подчиняясь так Законам Духовной Жизни, которые являются субъективными Законами Бога.
Но вновь и вновь, продвигаясь по Пути, он будет восставать против контроля и попадать каждый раз в наваждение своей мнимой свободы. Свобода от контроля личности действительно существует. Свобода от контроля других личностей - тоже. Но нет и не может быть никакой свободы от Закона Служения и от постоянного взаимодействия человека с человеком, Души с Душой. Быть действительно свободным означает пребывать в чистом, незамутненном Свете Души, который, преимущественно и в основе своей, присущ групповому сознанию.
Поэтому, когда кто-либо из вас подвергнется сомнениям и беспокойству, желая и требуя свободы от авторитетов, пусть он позаботиться о том, чтобы не покориться наваждению желания быть свободным от влияния своей группы и убедится, что не ищет -как чувствительная душа - путей к бегству. Я использую это выражение в современном психологическом смысле. Задайте себе вопрос: так ли важен ваш комфорт и ваше спокойствие ума для вас и для других, что во имя его вы можете пожертвовать целостностью группы? Является ли ваше внутреннее удовлетворение адекватным оправданием того, чтобы тормозить достижение запланированной групповой цели? Ибо это несомненно будет торможением. Каким бы ни было ваше решение, оно, в свою очередь, будет авторитарным решением со всеми последствиями для группы...
Что такое оккультное послушание, братья мои, о котором вы так много слышали? Это не то, чем его делают многие оккультные группы. Это не контроль внешней организации, посвященной так называемой оккультной работе. Это не условия, навязанные каким-либо наставником любого ранга. Это не смена тюрьмы одного набора идей на тюрьму другого набора, возможно, более высокого ранга или более важного. Тюрьма есть тюрьма, будь это крошечная тюремная камера или это просторный изолированный остров, с которого невозможно убежать.
Авторитет, на который мы, учителя на субъективном плане, отзываемся, двойственен по природе, и на него вы как раз начинаете (как единицы группы) отзываться. На что вы отзываетесь?
1. На медленно возникающее распознавание "Света вдали", используя это выражение как символ. Этот Свет различен для индивидуума e своем зове, и все же это ОДИН СВЕТ. Но его распознавание открывает новые Законы, новую ответственность, новые обязанности и обязательства и новые отношения с другими. Все это составляет контроль авторитета. Никто не может избежать такого авторитета, хотя может не подчиняться во времени и пространстве, но только в течение ограниченного периода времени.
2. На авторитет Правил Пути, которые налагаются на того, кто переходит с Пути Испытания на Путь Ученичества. Все же это ОДНА ДОРОГА. На этом "тонком, как лезвие бритвы, пути" учатся двигаться дисциплинированно, осторожно и с бесстрастностью, которая проживается в унисон со своими товарищами учениками.
Каковы, кратко и сжато, эти Правила Пути? Позвольте мне дать вам шесть самых простых правил с просьбой запомнить, что они не навязываются авторитарно деспотичным Правлением Руководителей, таким как группа наставника или наставников (к которым я, разумеется, могу принадлежать), а являются последствием тех условий, которые можно найти на самом Пути. Они несут гарантию собственной Душе человека и являются результатом опыта миллионов странников на этом Пути.
Я дам вам эти шесть правил (так же, как я дал их другому стремящемуся2) в древней и символической форме, переводя их, насколько я могу, с древних записей, хранящихся в Зале Мудрости и доступных всем искренним ученикам, - таким как вы.
ШЕСТЬ ПРАВИЛ НА ПУТИ (Дорожные Правила)
I. Дорогу проходят при полном Свете дня, которым освящают Пути Те, Кто знает и ведет. Ничто не может быть скрыто, и на каждом повороте человек должен встретиться с самим собой.
П. На Дороге скрытое становится явным. Каждый видит и знает мерзость каждого. (Я не могу найти другого слова, брат мой, для того, чтобы перевести древнее слово, которое обозначает неразоблаченную глупость, порочность, грубое невежество и своекорыстие, которые являются отличительными характеристиками среднего стремящегося). И все же после этого великого откровения нет возврата назад, нет презрительного отношения друг к другу и нет потрясения на Дороге. Дорога ведет вперед - в день.
III. По этой Дороге не странствуют в одиночку. Нет торопливости, нет спешки. Но все же нет и времени на потерю. Каждый Странник, зная это, направляет свои стопы вперед и находит, что он окружен своими товарищами. Некоторые движутся впереди; он следует за ними. Некоторые движутся позади; он задает темп. Он не один в странствии.
IV. Трех вещей должен избегать Странник: не носить капюшон, маску, которая скрывает его лицо от других; не нести кувшин с водой, которой хватает только для его собственных нужд; не опираться на посох без ручки в форме крюка.
V. Каждый Странник на дороге должен нести с собой то, что необходимо: горшок огня, чтобы обогревать своих товарищей; лампу, чтобы осветить ее лучами свое сердце и показывать своим товарищам природу своей скрытой жизни; кошелек с золотом, которое он не разбрасывает на Дороге, а делит с остальными; запечатанный сосуд, в котором он несет все свое устремление, чтобы положить его к стопам Того, Кто ждет, чтобы поприветствовать его у врат.
VI. У Странника, идущего по Дороге, должно быть открытое ухо, дающая рука, молчаливый язык, сдержанное сердце, золотой голос, быстрая нога и открытый глаз, который видит Свет. Он знает, что он путешествует не один.
Иллюзия Могущества, возможно, одно из первых и серьезнейших испытаний, выпадающих на долю стремящегося. Это также один из ярких примеров "великой ошибки", и поэтому я предлагаю его вашему вниманию и прошу вас самым тщательным образом его остерегаться. Воистину ученику редко удается избежать последствий этого заблуждения иллюзии, так как оно, странным образом, основано на реальном достижении и правильном мотиве. Отсюда обманчивая природа проблемы. Ее можно выразить следующим образом:
В результате правильных усилий стремящийся достигает успеха в контакте со своей Душой, или Эго. С помощью медитации. благого намерения, правильной техники и плюс желания служить
и любить он достигает выравнивания. После чего он становится осведомленным о результатах своей успешной работы. Его ум просветляется. Чувство могущества протекает через его проводники. Он, по крайней мере временно, становится осведомленным о Плане. Нужда мира и способность Души ответить на эту нужду наводняют его сознание. Его предназначение, сосредоточение и правильная цель усиливают направленный поток духовной энергии. Он знает. Он любит. Он стремится служить и более или менее успешно справляется со всеми тремя задачами. В результате он становится охвачен чувством могущества и ролью, которую он должен играть в помощи человечеству, в большей степени, чем сознанием долга и надлежащим чувством пропорции и духовных ценностей. Он переоценивает себя и свой опыт. Вместо удвоения своих усилий и таким образом установления более тесного контакта с Царством Душ и более глубокой любви ко всем существам, он начинает обращать внимание на себя, на миссию, которую ему необходимо исполнить, и на доверие, которое ему, по-видимому, оказали Учитель и даже планетарный Логос. Он говорит о себе; он жестикулирует и привлекает внимание, требуя признания. Как следствие такого поведения его выравнивание постепенно уходит; его контакт уменьшается и он оказывается в рядах многочисленных поддавшихся иллюзии чувства могущества. Эта форма иллюзии становится всё более преобладающей среди учеников и тех, кто принял первые два посвящения. Сегодня в мире есть много людей, которые приняли первое посвящение в предыдущей жизни. В некоторый период настоящего жизненного цикла, возвращаясь и подытоживая события более раннего развития, они вновь достигают той точки своей реализации, которой они достигли ранее. Их переполняет чувство своего достижения, своей ответственности и значимости. Они переоценивают себя, рассматривая свою миссию и личность как уникальные ср