Выбор системы конструирования
Основной задачей конструирования одежды является разработка чертежей деталей для индивидуальной или типовой фигуры. Каждая методика конструирования включает в себя информацию о фигуре человека или готовом изделии, методы обработки полученной информации в виде технических расчетов и формул, с помощью которых устанавливаются размеры конструктивных отрезков и узлов деталей одежды, и способы геометрического построения и членения конструкции одежды. При конструировании учитываются особенности телосложения, покрой и способы технологической обработки, то есть то, что в конечном итоге формирует постоянную систему внутренней информации, присущую каждой методике.
Методы конструирования можно разделить на:
- –приближенные;
- –расчётные.
Используются следующие методы: наколка и муляжный метод.
Муляжный метод является самым древним способом конструирования одежды является муляжный метод предполагает получение деталей без каких-либо расчётов. Для этого, руководствуясь эскизом модели, на фигуре человека или на манекене накалывают макетную, основную ткань или тонкую бумагу, воспроизводя формы и линии модели. Затем, учитывая особенности модели изделия и строение тела человека, вычерчивают или отмечают булавками основные линии деталей. Полученные таким образом первичные выкройки уточняют при раскрое и примерках.
Рисунок.7 – Муляжный метод
Муляжный метод применяют при изготовлении театральных костюмов, при моделировании и конструировании женской одежды, где могут встречаться детали, вытачки и драпировки сложной формы, при конструировании одежды для фигуры с аномальными отклонениями, при конструировании корсетных изделий (рис.7).
Достоинства метода: экспериментальный путь создания модели позволяет в полной мере учитывать антропоморфные черты фигуры человека и естественную способность ткани к формообразованию; не требует никаких расчетов; дает возможность осуществить наглядное объемное макетирование практически любой модели независимо от сложности.
Недостатки метода: кажущиеся простота и доступность этого метода требуют от специалиста наличия хорошего художественного вкуса и большого профессионального мастерства; точность получения разверток деталей одежды недостаточно высока; метод трудоемок и требует много численных корректировок в процессе создания одежды.
Метод наколки.
Метод наколки – метод моделирования одежды, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека. Метод наколки учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры.Этот метод уникален, им можно пользоваться при накалывании не только простых форм одежды, но и сложных форм вечерних туалетов с применением драпировок; при поиске новых форм авангардного направления. Наколкой пользуются также при моделировании на нестандартную фигуру (рис.8).
Рисунок.8 – Наколка.
Цель наколки – поиск формы, покроя изделия, исходя из общего замысла художника и свойств материала.
Полученную в результате наколки макетную форму зарисовывают, ткань снимают с манекена, удаляя булавки, переводят на шаблоны.
Расчетно–графические методы
В конце XVIII – начале XIX вв. начали формироваться расчетно-графические методы конструирования одежды. Опыт работы портных того времени позволил выявить наиболее типичные конструкции одежды, вследствие чего появились несложные расчеты и графические построения для получения кроя.
В 1800 году лондонский закройщик Мишель разработал систему кроя, получившую название Дриттель. Автор делил половину обхвата груди на три равные части (по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда). Это была первая «сетка» для графических построений чертежа конструкции одежды (рис.9).
Рисунок.9 –Расчетно – графические методы.
На базе этого метода в дальнейшем создается новая система кроя — клеточная. В этой системе прямоугольник дополнительно разбивали еще на 6 частей и выделяли 18 маленьких клеток вверху и 2 больших внизу. Это позволяло фиксировать форму деталей кроя при масштабировании по размерам.
В 1840 г. Г. А. Мюллер создал так называемую тригонометрическую систему кройки. Эта система учитывала, что фигура человека представляет собой сложную поверхность, и для ее измерения применяли принцип сферической тригонометрии, а построение чертежей разверток выполнялось с помощью дуговых засечек по трем сторонам треугольников.
Вершинами треугольников служили узловые точки деталей конструкции, а сторонами - измерения фигуры человека (рис.10).
Рисунок.10 – тригонометрический метод
Аналогичную систему одновременно с Мюллером создал Руссель. В обоих вариантах тригонометрической системы использовалось большое количество измерений, особенно дуговых. Однако и этого было все же недостаточно для точного отражения размеров и формы поверхности фигуры человека.
Геометрический метод
Его еще называют «вторая кожа». Имеется в виду, что в качестве основы используют развертку поверхности фигуры или манекена с последующим конструктивным построением разверток основных деталей одежды.
Для построения разверток поверхности используют принцип, заложенный в методе триангуляции. При этом развертываемую поверхность разбивают на достаточно крупные треугольники, условно принимаемые за развертываемые. По ним строят развертки поверхности на плоскости и разрабатывают специальные шаблоны, которые представляют собой приближенные развертки заданной поверхности фигуры человека (или манекена) (рис.11). В соответствии с эскизом модели контуры спецшаблонов переоформляют лекальными линиями с учетом распределения композиционных припусков, положения линий членения и декоративно-конструктивных элементов. Типовые шаблоны позволяют выполнять построение основных деталей моделей одежды и обеспечивают базу для типового проектирования одежды.
Рисунок.11– Геометрический метод.
Геометрический метод менее трудоемокпо сравнению с расчетно-графическими методами, но он не позволяет учитывать одевающую способность материала и проектировать необходимую технологическую обработку.
В России наибольшую известность получили так называемая координатная система братьев Левитанус и система Ленгриджа.
Эти системы не требовали сложных расчетов и предусматривали построение чертежа по отдельным точкам, найденным путем геометрического построения в прямоугольной системе координат (рис.12). В основу этой системы кроя был положен более детальный учет строения тела человека. Применительно к условиям массового производства наиболее представительной оказалась координатная система конструирования С.Н.Короткова, разработанная в 1934 г.
Используя координатную систему, автор систематизировал ее и обобщил в книге «Конструирование одежды», тесно увязав с технологией изготовления одежды. Русская координатная система была введена в практику конструирования М.Ф.Метузалом в 1900 – 1905 гг. и получила свое дальнейшее развитие в работах ряда авторов. В основу этой системы кроя был положен более детальный учет строения тела человека.
Рисунок.12– система братьев Левитанус и Ленгриджа
Единая методика конструирования одежды ЦНИИШП основана на антропометрических данных о типовых фигурах и инженерных методах конструирования одежды. В основу размерных характеристик контуров фигуры положены измерения типовых фигур, что является важным преимуществом перед ранее существовавшими. Таким образом данная методика представляет собой универсальный способ построения чертежей изделия независимо от изменений моды и моделей. Расчетные формулы являются результатом анализа и математической обработки антропометрических материалов и экспериментальных данных (рис.13).
Методика конструирования ЦНИИШП предусматривает минимально использование формования деталей при влажно – тепловой обработке, получение формы изделия способами конструирования. Это приводит к повышению качества изделий и снижению трудоемкости обработки. Особенностью является: единообразие методов конструирования мужской, женской и детской одежды; определение всех элементов конструкции расчетным путем, что позволяет конструктору изменять любой ее узел; универсальность расчетных формул.
Рисунок.13 – Единая методика конструирования одежды ЦНИИШП
На сегодняшний день в «вооружении» конструктора множество методик конструирования одежды. А также САПР позволяющий развивать и усовершенствовать каждую методику, в зависимости от того какой предпочтение отдает конструктор. Также с появлением автоматизированного проектирования появилась возможность слияния нескольких методик конструирования для получения наиболее точных конструкций, а следовательно эффективных результатов.
Рассмотрев данные методики конструирования, для выполнения коктейльного платья был выбран единый метод конструирования.
Особенности методики конструирования ЕМКО:
· При разработке конструкции выбраны оптимальные конструктивные решения;
· Единообразие методов конструирования мужской, женской и детской одежды;
· Универсальность методики, т.к. может применяться как в условиях массового производства, так и индивидуального пошива.