Функциональность и типология одежды
Функцией одежды понимают ту служебную роль, которую она выполняет в жизни человека. Функциональность – соответствие изделия, комплекса изделий назначений, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности.
Самые основные функции одежды: защита, информационная и эстетическая. Удобство пользования играет большую роль при эксплуатации изделия. Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.
Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.
Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки.
Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно–нарядной одежды главная функция –эстетическая, удобство в носке и прочность – для повседневной.
Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.
Антропометрические требования. Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застёгивать, утюжить, изменять размеры и т.п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.
Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.
Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.
К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.
Теплозащитность – способность одежды сохранять тепло. На наличие этого свойства влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начёсом, специальные прокладочные утепляющие материалы.
Гигроскопичность – способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.
Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей – пальтовые, плащевые, костюмные.
Паропроницаемость – чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшие показатели у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.
Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.
Стиль – исторически сложившаяся устойчивая система средств и приёмов художественной выразительности. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.
Эксплуатационные требования проявляются в процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.
Надежность одежды в эксплуатации – важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).
Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия.
Надежность одежды – сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.
Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу.
Физический износ – это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т.д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошёл и моральный износ одежды.
На каждый определённый выход человека в свет ему необходима разная форма одежды. Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др. Классы одежды: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, лёгкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др. Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто – мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов. Изделия, входящие в подгруппы, делятся по видам, которые характеризуются шестью признаками:
· видовым наименованием (пальто, бушлат, шинель, плащ и т. д.);
· полом (мужская, женская одежда);
· возрастом;
· сезонностью (зимние, летние, демисезонные, внесезонные изделия);
· видом основных тканей и материалов (шерстяные, шелковые др.);
· назначением (парадная, выходная, повседневная, домашняя, рабочая, специальная одежда).
Для выбора модели необходимо определиться с типом фигуры.
Неидеальной фигуры не существует, бывает неудачно подобранный наряд. Чтобы образ был безупречным, а наряды умело скрывали недостатки и подчеркивали достоинства, нужно знать свой тип фигуры и что ему присуще.
Всего выделяют 5 основных типов женской фигуры.
Песочные часы (фигура Х)
Такая фигура считается классическим типом женской фигуры. Бедра по ширине равны плечам, из–за этого нижняя и верхняя часть тела смотрятся пропорционально. Талия ярко выражена, порой она даже излишне узка. Если женщина с таким типом фигуры набирает вес, то жир, как правило, откладывается на бедрах и груди. На бедрах образуются так называемые «ушки».
Какой бы вес ни был набран, талия остается ярко выраженной. И, напротив, если женщина с таким типом фигуры сильно худеет, бедра все равно остаются женственными и изогнутыми.
Груша (фигура А)
«Груша» – тип фигуры, которому присуща большая ширина бедер по сравнению с плечами. Если у «песочных часов» верх и низ уравновешены, то у «груши» низ всегда значительно шире. Верх, как правило, более изящный, чем низ. Талия узкая, ярко выраженная, иногда заниженная из-за того, что туловище у «груши» длиннее, чем ноги.
Если женщина – «груша» полнеет, то жир откладывается в основном на ягодицах, бедрах и боках. Чем больше вес, тем больше разница между бедрами и плечами. Если же, наоборот, женщина – «груша» худеет, ее фигура становится более пропорциональной. Огромную роль для женщин с таким типом фигуры играет осанка. Женщине необходимо постоянно держать спину прямо, иначе сутулость подчеркнет все недостатки фигуры.
Треугольник (фигура Y)
Представительницы Y – фигуры – спортивные женщины, имеющие широкие плечи и узкие бедра. Верхняя половина туловища обычно немного короче, чем нижняя. Верхняя довольно массивная часть тела сочетается со стройными и тонкими ногами. Талия немного широкая, но может быть невыраженной.
У полной женщины – «треугольник» лишний вес распределяется в основном в верхней части тела (грудь, живот, руки, спина), а ноги остаются стройными и худыми.
Прямоугольник (фигура Н)
Женщина – «прямоугольник» имеет одинаковые по ширине плечи и бедра. Из-за широкой талии фигура имеет вид прямоугольника. Такие женщины больше других склонны к полноте. Именно полнота делает фигуру еще больше похожей на прямоугольник (плюс начинает выступать живот). Потеря веса, напротив, изменяет фигуру в лучшую сторону, и она становится почти идеальной.
Если ваша фигура относится к типу «Яблоко» (фигура О)
О-образный тип фигуры по сравнению с другими является самым диспропорциональным. У женщин – «яблок» самой выдающейся является средняя часть туловища, а именно талия и живот. При этом у женщин с таким типом фигуры сравнительно тонкие ноги и худые бедра и ягодицы.
Если такая женщина полнеет, то вес распределяется в основном на животе и талии.
Моделей платьев очень много. Мода не стоит на месте, виды платьев постоянно пополняются новыми моделями и наименованиями.
Прямое платье– классическое узкое платье прямого силуэта. Может быть с поясом.
Приталенное платье– прилегающее по талии, а юбка – прямая или расширенная.
Платье А–силуэта– в форме буквы А: облегающее вверху и в талии, расклешённое внизу, или с поясом. Акцент на талии и широком низе. У А–платья юбка менее расклешённая, чем у платья – принцесс.
Платье–ампир– с завышенной талией и свободно ниспадающими складками на подоле, из ткани, держащей форму.
Платье принцесс – цельнокроеное платье, по талии и в верхней части бедер прилегающее, с подрезными бочками, обычно чуть с завышенной талией,низ расширенный с вертикальными швами.
Греческое платье– свободного струящегося покроя из тонкой легкой ткани со множеством вертикальных складок, запоясанное под грудью, с завышенной талией и часто длиной в пол.
Платье Чарльстон(с заниженной талией) – с прямым длинным верхом, отрезное ниже талии, с ярусами сборок внизу, модное в 20–х годах.
Платье нью-лук(платье-цветок) – с очень узкой талией и широкой пышной юбкой (платье Кристиан Диор в форме цветка). Часто с рукавом, сужающимся книзу.
Платье-годе (платье-русалка, рыбка, трампет) – длинное платье, облегающее по всему телу до колен, с пышным низом.
Платье-футляр (чехол, фуро, тюбик, платье-карандаш) – узкое платье по фигуре длиной до колена, без воротника и рукавов и не отрезное по талии, с круглым вырезом.
Платье–труба – это трикотажное облегающее платье, прямое или полуприталенное.
Платье–комбинезон – платье силуэта X, заканчивается сборками на ногах, с акцентом на талии и бедрах.
Бандажное платье – узкое плотно утягивающее фигуру короткое платье из эластичных полос.
Романтическое платье – платье с воланами, рюшами, сборками, часто с цветочным узором.
Платье–диско–авангардное молодёжное платье ярких или блестящих тонов, для дискотек.
Платье–витер– вязаное короткое платье, по форме как длинный свитер, с воротником–хомутом.
Платье–рубашка (платье–шемизье) –прямое свободное платье, как длинная рубашка.
Платье–комбинация – вечернее платье из тонкой ткани, в бельевом стиле, с бретельками или с большим вырезом.
Платье на бретельках – облегающее вверху платье с тонкими лямками.
Платье–юбка – без рукавов и воротника, как очень высокая юбка, начинающаяся от линии проймы и расширяющаяся от груди книзу.
Платье–пальто– платье из плотной ткани с элементами пальто, со сквозной застежкой.
Платье–костюм – сочетание прямого классического платья с жакетом.
Платье–блузон – платье в форме блузона, вверху свободное и присборенное, внизу облегающее, с поясом ниже талии.
Платье–туника – струящееся платье свободного прямого или слегка расширенного силуэта, скрывающее фигуру, часто с разрезами по бокам. Очень похоже на него платье-кафтан, трапециевидного силуэта.
Маленькое черное платье (платье Шанель) – самое распространённое платье. Раньше оно было узкое с узким рукавом и с полукруглой высокой горловиной, без воротника.
Платье–халат – свободного покроя, со сплошной застёжкой впереди и часто поясом.
Платье–поло – трикотажное платье с отложным воротником-поло и застежкой до середины груди.
Сарафан– платье без рукавов и воротника, на бретельках.
Платье–сари – индийское платье из длинного отреза ткани, без швов, драпируется складками – в виде подола и накидки на плечо.
Платье-трапеция – платье силуэта трапеции, расширенное от горловины книзу, из плотной ткани.