Метод генерации идей «Мозговой штурм»
Базовые положения:
Профессионализм в любой области, как правило, имеет один существенный изъян. Чем профессиональнее человек в какой либо области, тем крепче его мышление сковывает «внутренний цензор», который не позволяет ему вырваться из привычной картины профессионального мира в котором он живет. Внутренний цензор не позволяет соединиться в мыслительном акте двум вещам: профессиональным знаниям в определенной области и «наивному» (новому) непривычному взгляду на привычный мир.
Главное преимущество групповой работы над индивидуальной состоит в том, что она позволяет получать «прибавочный продукт» за счет достижения и использования так называемого синергического эффекта, при котором результаты работы группы превышают простую сумму результатов ее отдельных членов.
Это преимущество практически невозможно реализовать, когда в группе много специалистов и группа не представляет собой органичную команду. Каждому участнику такой работы внутренний цензор «советует вести себя прилично» с точки зрения профессионального цеха, т.е. говорить только правильные вещи. Эта ситуация и ведет к тривиальным мыслям и рутинным рассуждениям.
Две выше названные причины являются основными факторами отсутствия глубоких (прорывных) идей у «законченных» профессионалов. Мозговой штурм задуман как метод, который позволяет устранить действие этих факторов.
Последовательное соблюдение правил проведения мозгового штурма позволяет достигнуть хороших результатов. Участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс друг с другом, они чувствуют себя комфортно и уверено, их активность повышается и происходит качественный скачек в результативности. Синергический эффект достигается за счет особого группового биополя.
Инновационность и интенсивность генерации идей имеют следующий вид (см. рисунок).
В начале работы интенсивность генерации нарастает, а инновационность может падать, если были «домашние заготовки», и они иссякают.
Нельзя принимать первую вершину (t1) как достижения, это всего лишь «интеллектуальный шлак», от которого очищаются участники работы, качество идей в этот период, как правило, ухудшается.
Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы провести группу дальше (через t2) ко второй вершине, где среди весьма поверхностных и шутливых идей могут быть отличные идеи.
Правила и этапы проведения мозгового штурма:
1.Выращивание благоприятной рабочей ситуации. Это может быть интересное введение в проблемную ситуацию, нетривиальное знакомство участников семинара, представление ситуации, как «вызов, брошенный конкурентами» и т.п.
2.Генерация идей. «Мозговой штурм» позволяет людям высказывать свои идеи спонтанно, без страха перед негативными комментариями или осмеянием.
· Фасилитатор (председательствующий) должен просмотреть правила 2.1.-2.10 вместе с командой до того, как начинать «мозговой штурм» и принять взаимные обязательства строго их выполнять.
· Тотальный запрет на любую, даже косвенную (скрытую) критику идей, тем более, участников работы. Например, восклицание «Эта идея уже была…» является критикой.
· Не надо обосновывать идеи.
· Нельзя требовать обосновать идею.
· В каждый данный момент говорит только один человек.
· Могут задаваться только вопросы на понимание. В начале работы пока все еще не «разогрелись», лучше этого не делать.
· Не разрешены никакие дискуссии.
· Идеи должны быть короткими и простыми.
· Если идеи записываются вручную, они записываются полностью и без редактирования.
· Шутливые идеи являются признаком хорошей работы.
3.Интерпретация идей. Когда генерация идей закончена, участники работы могут заняться интерпретацией и пониманием тех идей, которые явились в группе. Как правило, это лучше делать в свободной форме. Иногда полезно применить специальные процедуры.
4.Отбор и ранжирование идей. Для этой работы, как правило, применяются специальные процедуры.
Приложение 3.