Сам мозговой штурм (генерация идей)

Методы системного анализа

Рассмотрим основные методы, направленные на использование интуиции и опыта специалистов, а также методы формализованного представления систем.

Метод "мозговой атаки"

Методы данного ти­па преследуют основную цель – поиск новых идей, их широкое обсуждение и конструктивную критику. Ос­новная гипотеза заключается в предположении, что сре­ди большого числа идей имеются по меньшей мере не­сколько хороших. При проведении обсуждений по ис­следуемой проблеме применяются следующие правила:

1) сформулировать проблему в основных терминах, выделив единственный центральный пункт;

2) не объявлять идею ложной и не прекращать исследова­ние ни одной идеи;

3) поддерживать идею любого рода, даже если ее уместность кажется вам в данное время сомнительной;

4) оказывать поддержку и поощрение, чтобы освобо­дить участников обсуждения от скованности.

При всей кажущейся простоте данные обсуждения дают неплохие результаты.

Метод экспертных оценок

Основа этих методов – различные формы экспертного опроса с последующим оцениванием и выбором наиболее предпочтительного варианта. Возможность использования экспертных оце­нок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика исследуемого явления трактуется как случайная величина, отражением закона распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значе­ние исследуемой характеристики находится внутри диа­пазона оценок, полученных от группы экспертов и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Наиболее спорным моментом в данных методиках является установление весовых коэффициентов по вы­сказываемым экспертами оценкам и приведение проти­воречивых оценок к некоторой средней величине. Дан­ная группа методов находит широкое применение в со­циально-экономических исследованиях.

Метод "Делъфи"

Первоначально метод "Дельфи" был предложен как одна из процедур при проведении мозговой атаки и должен был помочь снизить влияние пси­хологических факторов и повысить объективность оце­нок экспертов. Затем метод стал использоваться само­стоятельно. Его основа – обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура и учет этих результатов при оценке значимости экспертов.

Метод "дерева целей"

Термин "дерево" пред­полагает использование иерархической структуры, полу­ченной путем разделения общей цели на подцели. Для случаев, когда древовидный порядок строго по всей структуре не выдерживается, В. И. Глушков ввел понятие "прогнозного графа". Метод "дерева целей" ориентиро­ван на получение относительно устойчивой структуры целей проблем, направлений. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры следует учитывать закономерности целеобразования и использо­вать принципы формирования иерархических структур.

Морфологические методы

Основная идея морфологи­ческого подхода – систематически находить все воз­можные варианты решения проблемы путем комбиниро­вания выделенных элементов или их признаков. В сис­тематизированном виде метод морфологического анализа был впервые предложен Ф. Цвикки и часто так и назы­вается "метод Цвикки"]. Известны три основные схемы метода:

– метод систематического покрытия поля, основан­ный на выделении так называемых опорных пунктов знаний в исследуемой области и использование для за­полнения поля некоторых сформулированных принци­пов мышления;

– метод отрицания и конструирования, который за­ключается в формулировке некоторых предположений и замене их на противоположные с последующим анали­зом возникающих несоответствий;

– метод морфологического ящика, который состоит в определении всех возможных параметров, от которых может зависеть решение проблемы. Выявленные пара­метры формируют матрицы, содержащие все возможные сочетания параметров по одному из каждой строки с по­следующим выбором наилучшего сочетания.

Одна из наиболее полных классификаций, базирую­щаяся на формализованном представлении систем, т.е. на математической основе, включает следующие методы:

– аналитические (методы как классической матема­тики, так и математического программирования);

– статистические (математическая статистика, тео­рия вероятностей, теория массового обслуживания);

– теоретико-множественные, логические, лингвис­тические, семиотические (рассматриваемые как разделы дискретной математики);

– графические (теория графов и пр.).

Классу плохо организованных систем соответствует в данной классификации статистические представления. Для класса самоорганизующихся систем наиболее подхо­дящими являются модели дискретной математики и гра­фические модели, а также их комбинации.

Прикладные классификации ориентированы на эко­номико-математические методы и модели и в основном определяются функциональным набором задач, решае­мых системой.

Метод "мозговой атаки"

Метод мозгового штурмапридуман Алексом Осборном (США) в 40-е годы 20-го века Основная идея такова: отделить генерацию идей от её критики, а точнее отделить мечтателя от критика.

Правила несложны.

1. Четко формулируется и записывается задача. При необходимости она разбивается на подзадачи. Разрешается использование специальных вопросов: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и т.д.

2.Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.

3. При выдвижении

идей запрещена критика в любом виде (словом, мимикой, жестом) наоборот поощряются шутки, каламбуры, свободная непринужденная форма изложения. Задача за 30-45 минут обсуждения в быстром темпе получить максимальное число идей. Идеи высказываются без доказательств.

4. Все идеи фиксируются, для чего применяют магнитофон или стенографию (запись).

5. Руководит брейнстормингом (мозговым штурмом) ведущий - специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постановки проблем.

Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие. К примеру, поиск нового названия продукта или компании, поиск нестандартных подходов, - одним словом, когда есть задача, и нет представления, как к ней подступиться, с чего начать.

Примеры тем для мозгового штурма:

Как заработать 1000 евро?

Как назвать собаку?

Почему дела не клеятся?

Какой бизнес открыть?

Этапы метода мозгового штурма

Организационные вопросы (пространство, люди), постановка проблемы

  • Находим людей для генерацию идей, (примерное количество 7+- 2)
  • Сообщаем им о том, какая задача стоит.
  • Выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

Сложность Вариант решения
Неподходящее время для проведения группового мозгового штурма или нет людей для его проведения. Проводить индивидуальный мозговой штурм.  
Есть авторитетные люди в группе. Фокус внимания группы может быть смещён в сторону начальства или авторитетного человека. Невозможность сфокусироваться на задаче. Желательно заранее, планируя мозговой штурм, предупредить начальство о том, что данное мероприятие предназначено для рядовых сотрудников. Для руководства стоит проводить отдельные мозговые штурмы.
Во время мозгового штурма повышается энергетика голоса. Всем хочется, чтобы их услышали. Особенно актуально, если участников в группе много. Найти помещение, где можно громко говорить. Модератор следит за тем, чтобы обсуждение не превратилось в «базар».

Сам мозговой штурм (генерация идей)

  • Можно кратко ознакомить участников с особенностями метода мозгового штурма, но это не является обязательным условием.
  • Модератор записывает задачу на доске.
  • Участникам группы даётся 1-5 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги.
  • Перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи)

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею)

Модератор записывает все идеи. И заканчивает писать, когда они закончились или их количества уже достаточно.

Возможные сложности на этапе выбора подходящей идеи и способы их решения:

Наши рекомендации