Общие понятия о лесозаготовительном производстве
Общие понятия о лесозаготовительном производстве
Предприятие– это обособленная специализированная единица, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств и предметов производства изготовить необходимую потребителям продукцию соответствующего назначения, профиля и ассортимента.
Ни одно предприятие (производственная система) не функционирует без окружения сильно дифференцированной среды, которая никогда не бывает стабильной. Внешняя среда включает в себя природно-производственные факторы, а также организации (предприятия-потребители, предприятия-поставщики, контролирующие организации), с которыми предприятие сталкивается в процессе своей деятельности.
Каждое лесозаготовительное предприятие эксплуатирует лесной массив определенной площади с запасами леса, достаточными для нормальной работы предприятия в течение определенного времени.
Лесозаготовительные предприятия различают:
u по объему производства,
u сортиментному плану,
u сроку действия,
u типам лесовозного транспорта
u типам лесопромышленных складов.
Площадь арендной базы зависит от:
u категории леса,
u объема расчетной лесосеки,
u технических возможностей предприятия по заготовке древесины,
u разрешенных видов рубок.
На лесных землях выделяют участки для заготовки древесины – лесосеки. Совокупность лесосек, отведенных в рубку в течение года, называют годичной лесосекой.
Для вывозки древесины лесном массиве строят лесовозную дорогу или используют дороги общего пользования. В лесовозной дороге выделяют:
u магистраль лесовозной дороги обычно рассчитана на весь период эксплуатации лесосырьевой базы;
u ветка — ответвление от магистрали, обслуживающее часть базы;
u лесовозный ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации от 1 до 2 лет, примыкающий к ветке или магистрали и предназначенный для освоения отдельных лесосек.
В пункте примыкания лесовозной дороги к дороге общего пользования или к водным путям устраивают нижний лесопромышленный склад, на территории которого размещают лесообрабатывающие и перерабатывающие цехи, вспомогательные производства, контору. Вблизи от склада располагают поселок.
Тип лесовозного транспорта, на базе которого организуются лесозаготовки, определяет многие стороны деятельности предприятия. Для вывозки леса используют два основных типа транспорта — автомобильный и железнодорожный. Наиболее распространен автомобильный транспорт, использующий специальные лесовозные дороги предприятия и дороги общего пользования.
Лесосеки являются местом работы мастерского участка (лесозаготовительных бригад).
На лесосеке размещаются:
u машины и механизмы,
u средства их технического обслуживания,
u средства бытового обслуживания рабочих.
На лесосеке выделяют эксплуатационную и неэксплуатационную части. К эксплуатационной части относятся места, занятые вырубаемым древостоем, транспортными магистралями и погрузочными площадками. К неэксплуатационной части относятся места, в которых лесонасаждения отсутствуют или не подлежат рубке (неспелые древостои, семенные куртины и др.).
Лесосеки могут иметь различную форму: прямоугольную, квадратную, форму таксационного выдела и др. основными организационно-техническими показателями лесосеки являются: площадь, ширина (протяженность лесосеки перпендикулярно усу лесовозной дороги); срок и способ примыкания одной лесосеки к другой; направление лесосеки.
Для удобства разработки лесосеку делят на делянки, каждая из которых представляет собой часть лесосеки, закрепляемую за одной бригадой рабочих или одной машиной, выполняющей валку. На делянках осуществляется весь комплекс лесосечных работ, выделяются пасеки(участки лесосеки, древесина с которых трелюется по одному волоку, называемым пасечным). На пасеках выполняются первоначальные лесозаготовительные операции.
Процесс заготовки древесины, включающий в себя все основные операции, подготовительные и вспомогательные работы, называется технологическим процессом лесосечных работ.
3 фазы технологического процесса лесосечных работ:
1. собственно лесосечные работы,
2. транспорт леса
3. переработка древесины на лесопромышленном (нижнем) складе.
На предприятиях лесозаготовительной отрасли используются организационные структуры двух типов: цеховая и бесцеховая.
Цеховая структура управления организуется на предприятиях с большими объемами производства и полным циклом основных работ (от валки леса до переработки древесины). Такая же структура управления целесообразна на предприятиях, которые разрабатывают большое число разрозненных лесосек на обширных лесных массивах с различными лесовозными дорогами. При цеховой структуре управления имеются три основные ступени: директор или начальник цеха (лесопункта), начальник производственного участка (мастерского участка), мастер леса.
При бесцеховой структуре управления промежуточное звено (мастерский участок) отсутствует. Обслуживание всех производственных участков централизуется в соответствующих отделах аппарата управления предприятия, что обеспечивает оперативное руководство производством, способствует концентрации функций по управлению предприятием.
На лесозаготовительных предприятиях основной формой организации труда являетсябригада – группа рабочих, совместно выполняющих единое производственное задание и несущих общественную ответственность за количественные и качественные результаты своего труда.
В настоящее время на лесозаготовках используются:
1. функциональные,
2. комплексные,
3. укрупненные комплексные
4. сквозные бригады.
Функциональная бригада– это наиболее старый способ организации труда на лесозаготовках. Для разработки лесосеки создавалось несколько бригад, каждой из которых поручалось выполнение одной операции, входящей в состав лесосечных работ. Функциональные бригады работали разобщено, что приводило к значительным простоям машин и рабочих, уравниловке и отсутствию коллективной заинтересованности в выполнении заданного объема работ (начало применения соответствует началу распространения самоходных машин и челюстных погрузчиков).
Комплексная бригада (малая комплексная бригада) организуется на базе одного трелевочного трактора и выполняет весь комплекс работ от валки леса до подготовки его к погрузке на подвижной состав.
Особенность – совмещение профессий рабочими, а также взаимопомощь и взаимозаменяемость в работе. Производительности труда на 10-15% выше, чем в функциональных бригадах. Использование комплексных бригад эффективно, когда каждый член бригады владеет 2-3 специальностями.
Укрупненная комплексная бригадаорганизуется на базе 2-3 трелевочных тракторов и может выполнять весь комплекс работ от валки леса до его погрузки на лесовозный транспорт.
Характерно операционное разделение труда между членами бригады, причем, чем крупнее бригада, тем резче оно выражено. Главной причиной повышения производственных показателей работы укрупненных бригад является разделение труда между членами бригадами, способствующее более быстрому приобретению рабочими профессиональных навыков при выполнении операций, сокращению непроизводственных переходов при переключении с одного вида работ на другой, специализации орудий труда и рабочих.
Сквозная бригада выполняет весь комплекс лесозаготовительных работ, включая вывозку заготовленной древесины на нижний склад предприятия.
Рабочие + водители лесовозных автопоездов и учетчики древесины. Использование таких бригад целесообразно для небольших лесозаготовительных фирм, торгующих древесиной «с колес». Для крупных и средних предприятий, осуществляющих круглогодичную заготовку, данный способ организации труда обычно не является оптимальным, т.к. трудно подобрать системы машин (и их число).
Понятие о лесном фонде
Лес– элемент географического ландшафта, состоящий из древесных, кустарниковых и травянистых растений, элементов животного мира и микроорганизмов, в своем биологическом развитии взаимосвязанных и оказывающих влияние друг на друга и на окружающую среду.
Наиболее современное, отвечающее принципам системности, определение С.В.Белова: "Лес есть биоэкологическая саморегулирующая система, включающая в себя древесную, кустарниковую и травянистую растительность, животных, а также занятую землю (территорию, атмосферу).
Два основных лесных массива
Основные понятия о резании древесины
Элементарное резание
Механическая обработка древесины широко применяется при выполнении таких технологических операций, как валка деревьев, очистка их от сучьев, раскряжевка, продольная распиловка (получение пилопродукции), рубка в щепу и др.
В основе большинства способов механической обработки древесины лежит процесс ее резания.
Резанием древесины называется такой технологический процесс, при котором от обрабатываемого материала отделяется его часть посредством воздействия на него режущим инструментом в целях получения изделия заданной формы и размеров.
Задачи теории резания являются:
- Определение усилий, возникающих при резании (для обеспечения необходимой прочности режущего инструмента);
- Нахождение потребной мощности на резание (для выбора двигателя);
- Определение оптимальных параметров режущего инструмента;
Древесина является ортотропно-анизотропным материалом (это связано с волокнистой структурой древесины). Также влияют на сопротивление механической обработке пороки и влажность древесины.
Поэтому выделяют 3 основных направления резания древесины:
1) Вдоль волокон;
2) Поперек волокон;
3) В торец.
Основные постулаты теории резания древесины выводятся из рассмотрения задачи резания элементарным резцом.
Резание в торец, или торцовое резание, происходит перпендикулярно направлению волокон. При резании в торец волокна перерезаются и древесина оказывает наибольшее сопротивление резанию. Стружка образуется мелкая и хрупкая.
При продольном резании плоскость резания и направление резания параллельны направлению волокон. Стружка образуется в виде ленты со слабыми изломами. Сопротивление резанию примерно в 2-3 раза меньше, чем при торцовом резании.
При поперечном резании плоскость резания параллельна, а направление резания перпендикулярно направлению волокон древесины. Стружка распадается на отдельные части неправильной формы, слабосвязанные между собой. Обрабатываемая поверхность получается шероховатой, чем при других видах резания. Сопротивление резанию примерно в 5-6 раз меньше, чем при резании в торец.
Виды пиления и типы пил
Пиление древесины отличается от элементарного резания тем, что процесс разделения древесины на части происходит путем многократного движения сложных резцов (зубьев) в полузакрытом пространстве - пропиле – с образованием опилок.
По направлению плоскости пропила относительно волокон древесины пиление подразделяется на 3 вида:
1) поперечное;
2) продольное;
3) под углом.
Пилы по виду пиления различают:
1) поперечные;
2) продольные;
3) специальные.
По форме полотна пилы подразделяют:
1) прямые;
2) цепные (применяют в основном для валки леса, очистки деревьев от сучьев и раскряжевки хлыстов.);
3) круглые;
4) ленточные (применяют в основном для продольной распиловки толстомерных и фаутных бревен на пиломатериалы, а также при переработке древесины твердых лиственных пород).
По роду движения полотна различают пилы:
1) с поступательным (цепные и ленточные) движением;
2) с возвратно-поступательным (прямые) движением;
3) с вращательным (круглые) движением.
u Поперечные круглые пилы – для раскряжевки хлыстов, разделки долготья на сортименты, отторцовки досок и т.п.
u Продольные круглые пилы используют для распиловки бревен на шпалы и пиломатериалы, раскроя пластин и брусков на дощечки, обрезки боковых кромок в пиломатериалах и т.п.
u Все цепные и продольные пилы имеют несимметричные зубья и потому работают только в одну сторону.
u Поперечные круглые и плоские пилы, как правило, имеют симметричные зубья и могут работать в обе стороны.
u Для уменьшения трения полотна пилы о плоскости пропила и предотвращения зажима пилы выполняют развод зубьев. Величина развода зависит от твердости древесины. Для твердых пород принимается равной 0,1-0,3 мм, для мягких – 0,4-0,6 мм на одну сторону.
u Для уменьшения трения пилы о древесину поверхность пил может покрываться антифрикционными полимерным материалом (тифлон, фторопласт и др.).
u Для раскряжевки на лесосеках и верхних складах в подавляющем большинстве случаев используют цепные пилы, а на нижних складах – дисковые.
ВАЛКА ЛЕСА
Способы и виды валки деревьев:
n Валка деревьев является первой операцией основных работ.
n Возможны два способа валки деревьев:
- без корневой системы (с оставлением пня);
- с корневой системой.
Второй способ несмотря на возможность более полного использования фитомассы дерева не получил распространения, используется только в случае расчистки лесопокрытых земель, выведенных из состава лесного фонда или переведенных в нелесные земли.
При первом способе (с оставлением пня) валка может быть трех видов: ручная, механизированная и машинная.
При ручном виде валки используют ручные лесозаготовительные инструменты (ручные пилы, топоры). В настоящее время этот вид промышленно не применяется.
При механизированном виде используют ручной моторный инструмент (бензино- и электромоторные пилы). В настоящее время как в России, так и в большинстве зарубежных стран наиболее распространены бензиномоторные пилы в связи с большой стоимостью специальных лесозаготовительных машин и более широкими возможностями применения пил по рельефным и почвенно-грунтовым условиям.
Устройство бензиномоторных пил:
n Основными узлами б/м пил являются:
1) ДВС (одноцилиндровый, двухтактный) с системой зажигания и питания, в которую входит топливный бак объемом, рассчитанным на 1-1,5 ч работы;
2) устройство передачи вращающего момента от двигателя к пильному механизму;
3) пусковое устройство;
4) рама для крепления основных узлов и деталей пилы;
n Основными частями пильного механизма являются:
1) пильная шина;
2) ведущая и ведомая звездочки (ведомая звездочка ставится не всегда);
3) пильная цепь;
4) устройства для натяжения и смазывания пильной цепи;
5) амортизирующее устройство, устанавливаемое под ведомую звездочку.
Виды и характеристика ручного инструмента:
Ручные моторные инструменты классифицируют по ряду признаков.
n По типу привода их подразделяют на:
1) бензиномоторные, т.е. работающие от бензинового двигателя внутреннего сгорания;
2) электромоторные — с приводом от электродвигателя.
Электромоторные пилы используют для раскряжевки, обрезки вершин и крупных сучьев. Электромоторные пилы по сравнению с бензиномоторными более просты в эксплуатации, у них значительно меньше уровни шума и вибрации. Вместе с тем для них необходимы источник энергии и кабельная сеть, что резко ограничивает их применение в условиях лесосеки.
n По расположению рукоятей бензиномоторные пилы подразделяют на:
1) универсальные - с низким расположением рукоятей (из пил отечественного производства относятся «Тайга-214», «Тайга-245», «Крона-202»);
2) специализированные - с высоким расположением рукоятей (из пил отечественного производства относятся М-228, «Урал-2Т Электрон», «Дружба-4МЭ»).
n По наличию редуктора пилы подразделяют на:
1) редукторные – относятся специализированные пилы;
2) безредукторные.
n По наличию дополнительной рукояти на свободном конце пильного механизма пилы подразделяют на:
1) консольные;
2) неконсольные - в настоящее время не выпускаются.
n По числу цепей различают:
1) одноцепные пилы;
2) двуцепные пилы.
Все современные пилы одноцепные.
В качестве режущего инструмента на моторных пилах и большинстве лесозаготовительных машин, осуществляющих валку деревьев, применяют пильные цепи, классифицируемые:
- по типу зубчатого венца:
1) с плоскими зубцами, каждый из которых выполняет определенную работу (пильные цепи поперечного пиления — ПЦП);
2) с зубцами Г-образного профиля, имеющими сложную форму и выполняющими всю работу по образованию пропила и транспортированию опилок (пильные цепи универсальные — ПЦУ);
- по типу устройств для направления движения цепи по шине:
1) с хвостовиками на средних звеньях цепи, перемещающихся в пазах пильной шины;
2) седлающего типа с выступами на боковых звеньях, благодаря чему между боковыми звеньями образуются пазы, в которые входят направляющие выступы пильной шины;
- по способу соединения звеньев:
1) неразборные, соединенные заклепками;
2) разборные, соединенные разборными шарнирами;
- по величине шага цепи по заклепкам:
1) мелкозвенные с шагом до 15 мм;
2) крупнозвенные с шагом свыше 15 мм.
- кроме того, различают цепи с постоянным и переменным шагом.
Машинная валка деревьев
Все лесозаготовительные машины классифицируют:
- по виду движителя:
• гусеничные,
• колесные,
• шагающие;
- по числу выполняемых технологических операций:
• однооперационные; многооперационные;
- по виду выполняемых технологических операций:
• валочные (ВМ);
• валочно-трелевочные (ВТМ);
• валочно-пакетирующие (ВПМ);
• валочно-сучкорезно-раскряжевочные (ВСРМ), называемые также харвестерами;
• валочно-сучкорезные;
• сучкорезные (МОС);
• сучкорезно-раскряжевочные (МОСР), называемые также процессорами;
- по применению в сортиментной или хлыстовой технологии заготовки:
• машины для хлыстовой технологии (ВМ, ВТМ, ВПМ, МОС и другие, в результате работы которых происходит заготовка деревьев или хлыстов);
• машины для сортиментной технологии (ВСРМ, МОСР и другие, в результате работы которых производится заготовка сортиментов);
- по ширине обрабатываемой полосы леса:
• узкозахватные (без гидроманипулятора)
• широкозахватные (с гидроманипулятором);
- по направлению действия технологического оборудования:
• фланговые,
• фронтальные,
• полноповоротные.
Валочно-трелевочные машины разрабатывают лесосеку лентами. Наиболее производительная работа обеспечивается при оптимальных размерах ленты и угле примыкания ленты к волоку. Ширина ленты набора пачки должна составлять 4 м, а зимой при глубоком снежном покрове — 3...4 м. При отклонении от указанных размеров увеличиваются затраты машинного времени на валку деревьев и сбор пачки: при меньшей ширине требуется лента большей длины для набора пачки, при большей ширине машина движется с отклонениями от прямолинейного пути.
Минимальные затраты на валку—трелевку обеспечиваются при примыкании лент к волоку под углом 25...45°. При разработке лесосеки машина следует по волоку, проходу или образовавшейся вырубке в дальний от погрузочного пункта конец пасеки, разворачивается и, двигаясь с остановками вдоль границы леса, приступает к валке деревьев и сбору пачки.
ТРЕЛЕВКА ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Трелевка (от англ. тащить, волочить) – перемещение древесины от места валки к месту погрузки на лесовозный транспорт (верхний склад или погрузочный пункт).
Трелевка - самая трудо- и энергоемкая операция лесосечныхработ, оказывает наиболее существенной влияние на почвенно-грунтовые условия будущей вырубки. Если собираемая на лесосеке древесина вывозится на нижний склад лесозаготовительного предприятия или потребителя без перегрузки на верхнем складе либо погрузочном пункте, то такой технологический процесс называется прямой вывозкой древесины.
В зависимости от принятого технологического процесса лесосечных работ древесина может трелеваться в виде деревьев, хлыстов, полухлыстов или сортиментов.
По виду применяемого оборудования различают:
1) гужевую,
2) тракторную,
3) канатную,
4) воздушную (вертолетную или аэростатную).
В зависимости от способа закрепления лесоматериалов на трелевочном оборудовании различают трелевку:
1) в непогруженном;
2) полупогруженном;
3) полуподвешенном;
4) полностью погруженном;
5) полностью подвешенном положениях.
Наиболее распространенной в настоящее время является тракторная трелевка пачек хлыстов или деревьев в полупогруженном положении, осуществляемая специальными трелевочными тракторами с канатно-чокерным или бесчокерным технологическим оборудованием.
Трелевочные тракторы с пачковыми захватами выполняют трелевку пачек деревьев или хлыстов в полуподвешенном положении.
Тракторная трелевка сортиментов осуществляется сортиментовозами (форвардерами) в полностью погруженном состоянии.
Применение тракторов ограничивается на трелевке древесины в основном рельефом местности и несущей способностью грунтов.
При невозможном использовании тракторов (уклоны местности более 22 градусов или сильно заболоченная лесосека) на трелевке древесины применяют различные виды канатных трелевочных установок и реже вертолеты или аэростаты (для трелевки особо ценных пород древесины в гонной местности).
Трелевочная техника также называется первичным транспортом леса.
u Трелевочные волоки подразделяются на:
- Магистральный – это простейший транспортный путь, по которому древесина доставляется на верхний склад или погрузочный пункт.
- Пасечный – это простейший транспортный путь, по которому древесина, заготовленная на одной пасеке, транспортируется на верхний склад.
Пасека – это элементарная часть лесосеки, древесина с которой вывозится по одному волоку.
В зависимости от лесоводственных требований, почвенно-грунтовых и рельефных условий трелевочные волоки располагают по одной из типовых схем, которые в каждом конкретном случае дают максимальное сокращение среднего расстояния трелевки.
u Существуют шесть основных схем расположения трелевочных волоков:
1) параллельная — одна из наиболее распространенных схем, используется при разработке лесосеки с сохранением подроста;
2) с широким фронтом отгрузки — отличается отсутствием разделения волоков на пасечные и магистральные, используется при большой ширине лесосеки и значительном запасе леса на 1 га;
3) перпендикулярные — используются в основном при заготовке леса многооперационными машинами;
4) диагональная — применяется при наличии на лесосеке неэксплуатационных площадей;
5) радиальная — применяется на заболоченных лесосеках и лесосеках со слабыми грунтами;
6) веерная — применяется при трелевке канатными установками без несущего каната.
Практика показывает, что наименьшее расстояние трелевки для всех схем расположения волоков достигается при длине лесосеки, равной ее удвоенной ширине (L=2В).
Помимо среднего расстояния трелевки к основным показателям работы первичного транспорта леса относятся грузооборот, грузовая работа, грузонапряженность трелевочных волоков и коэффициент пробега.
Грузооборотом, куб.м, отдельного волока или сети волоков в целом называется объем древесины, перевозимой к погрузочным пунктам.
Грузовая работа, куб.м • км, первичного транспорта леса определяется числом кубокилометров, выполняемых по отдельному волоку или всей сети волоков. Грузовую работу принято отражать графически в виде схемы грузопотоков пасечных или магистральных волоков.
Гужевая трелевка
При навалке крупномерных сортиментов на трелевочные сани, на передки и повозки, а также и при разгрузке с них скатившееся бревно может сильно ушибить рабочего.
Ввиду этого данную работу не рекомендуется выполнять одному рабочему, без подсобного, а также без ваг и крючьев.
При увязке воза трелевщик не должен стоять между бревнами и лошадью, так как лошадь может рывком, без понуждения, тронуться с места, и трелевщик получит повреждение.
При перецепке оглобель, а также если трелевщик стоит у задних ног лошади, необходимо быть настороже во избежание возможных ударов.
Тракторная трелевка
Для трелевки могут применяться тракторы общего назначения, специальные трелевочные тракторы и многооперационные лесозаготовительные машины (валочно-трелевочные и др.).
При трелевке в полупогруженном или полуподвешенном положении в зависимости от того, какая часть пачки закреплена на тракторе, различают трелевку комлями вперед или вершинами вперед.
Объем пачки, трелюемой трактором, должен соответствовать силе тяги на крюке, тяговому усилию лебедки, силе тяги трактора по сцеплению и допустимой грузоподъемности. Эти данные берутся из технической характеристики машины.
Воздушная трелевка
Освоение лесных массивов с использованием летательных аппаратов предполагает отсутствие каких-либо посадочных площадок и швартовых устройств (мачт, якорных опор и т.д.).
Все погрузочно-разгрузочные операции должны производиться в режиме зависания в воздухе на необходимой высоте (иногда до 50 м), чаще всего при отсутствии в данном пункте возможности принять на борт летательного аппарата балласт (воду, песок и др.).
Исходя из этих и других специфических особенностей лесной промышленности летательные аппараты для вывозки леса должны:
1) быть безбалластными;
2) обладать способностью зависать в воздухе во время производства погрузочно-разгрузочных работ при отсутствии швартовых устройств;
3) осуществлять погрузочно-разгрузочные работы с длинномерными грузами (длиной до 35 м) при скорости ветра до 10-12 м/с независимо от его направления;
4) обнаруживать груз в любой точке разрабатываемых массивов независимо от времени года и погодных условий;
5) иметь возможность перевозить рабочих и технику, ГСМ, проводить авиахимические работы, тушить пожары в лесу;
6) обладать такими летно-техническими и экономическим показателями, которые обеспечивали бы эффективность применения летательных аппаратов при расстоянии вывозки леса 50-200 км.
Экономическая эффективность от применения летательных аппаратов обусловлена следующими факторами:
1) упрощается технология и снижается трудоемкость лесосечных работ;
2) отпадает необходимость в строительстве, ремонте и содержании лесовозных магистралей, веток и усов, приобретении и ремонте тягового и прицепного состава для перевозки леса;
3) создаются возможности для круглогодичной ритмичной работы на лесозаготовках независимо от природно-климатических условий;
4) обеспечивается удобная и быстрая ежедневная доставка рабочих в любой пункт разрабатываемой арендной базы (на расстояние до 150...200 км) и обратно домой;
5) повышается мобильность техники при перебазировании на новые участки работы независимо от времени года;
6) становится возможной заготовка леса в ранее недоступных местах, прежде всего в перестойных лесных массивах.
Аэростатная трелевка
Аэростаты, применяемые для трелевки леса, представляют собой тросовую подвесную систему, обладающую подъемной силой.
Максимальное расстояние трелевки с помощью аэростата составляет около 1,5 км. Это значительно снижает требования к наличию подъездных дорог по сравнению со многими канатными трелевочными системами.
Погодные условия при аэростатной трелевке играют определяющую роль. Во время работ ветер не должен превышать 5 м/с, в противном случае аэростат должен быть спущен до прекращения ветра. На проведение работ могут также оказывать влияние температура воздуха и уклон местности.
Достоинства аэростатный трелевки:
1)Можно увеличить расстояние трелевки до 7–10 км.
2)Возможность использования аэростатов большей грузоподъемности.
3)Трелевка аэростатом проводится как вверх по склону, так и вниз. При этом крутизна склона значения не имеет.
4)Освещение на прицепном оборудовании позволяет работать даже в темное время суток.
5)Ввиду того, что аэростат располагается прямо над пачкой бревен, при подъеме сохраняется подрост, не нарушается почвенный покров.
6)С помощью аэростатной системы можно проводить, как сплошные, так и выборочные рубки.
7)Лебедочный механизм может располагаться как на суше, так и воде (плот, баржа, корабль).
8)Аэростатная трелевка обеспечивает условия для безопасной работы, т.к., в отличие от вертолета, управление осуществляется с земли оператором.
9)В отличие от стандартных канатных установок, аэростатная система не нуждается в предварительной прорубке трассы для несущих канатов.
Очистка деревьев от сучьев
Очистка деревьев от сучьев производится на пасеке, трелевочном волоке, лесопогрузочном пункте и на лесопромышленном складе.
Выбор места выполнения рассматриваемой операции зависит от принятого технологического процесса, наличия машин, механизмов и установок и указывается в технологической карте.
В свою очередь в лесозаготовительном процессе должна быть предусмотрена возможность максимального сохранения лесной среды и использования всей биомассы дерева.
Сохранению лесной среды (подроста, оставляемых деревьев, почвенного покрова на волоках) способствует очистка деревьев от сучьев на пасеке и укладка сучьев на волок для его укрепления, что особенно необходимо при разработке лесосек со слабой несущей способностью грунтов.
При очистке деревьев от сучьев могут использоваться:
u на лесосеке – топоры, универсальные бензиномоторные сучкорезки (БС), передвижные ножевые или канатные петлевые установки для групповой очистки деревьев, многооперационные лесозаготовительные машины – процессоры и харвестеры (в этом случае процесс очистки от сучьев обычно совмещается с раскряжевкой получаемого хлыста на сортименты);
u на верхнем складе – самоходные сучкорезные машины для поштучной обработки деревьев (ЛП-30Г, ЛП-33, СМ-33, ЛП-51), используемые также на береговых нижних складах с растянутым фронтом отгрузки;
u на нижнем складе – стационарные сучкорезные установки для поштучной (ПСЛ-2А, ЛО-69) и групповой (МСГ-3, МСГ-3.1) обработки деревьев.
Сучковатость деревьев зависит от породы и размера деревьев, а также от лесорастительных условий – бонитета и полноты насаждений. При высоком бонитете и низкой полноте насаждений число и размер сучьев на деревьев максимальны. В плохих условиях произрастания и в сомкнутых древостоях число сучьев меньше из-за отмирания нижних ветвей.
Сучковатость деревьев характеризуют следующие признаки:
- диаметр сучьев у основания;
- длина сучьев;
- площадь среза;
- угол врастания;
- твердость у основания относительно стволовой древесины.
u Срезать сучья необходимо заподлицо (срезка на уровне ствола) с поверхностью ствола. Обрубка вершин производится одновременно с обрубкой сучьев. На лесосеках, а также на трелевочных волоках вершины обрубают на толщине (диаметр) дерева 3—5 см. При трелевке хлыстов вершинами вперед на расстоянии около 0,5 м от вершины оставляют два-три сучка высотой 2—3 см, для того чтобы чокеры держались на хлысте.
u Обрубку сучьев на волоках рекомендуется производить при направленном повале деревьев кронами на волок таким образом, чтобы обрубленные сучья после небольшого их окучивания образовали настил на волоке.
u При разработке лесосек со слабой несущей способностью грунтов, кроме деревьев, поваленных вершинами на волок, подтаскивают на волок деревья из глубины лесосеки.
Подтрелеванную пачку с чокерами оставляют на волоке для обрубки сучьев или останавливают трактор с возом на время обрубки. Сучья используют в первую очередь для выстилки заболоченных участков волока, а затем их равномерно распределяют по всему волоку. Такой способ работ значительно улучшает условия прохода трактора по волокам.
Зимой для грубой очистки пачки деревьев от сучьев эффективно применяется протаскивание пачки через канатную петлю трелевочным трактором. На погрузочной площадке сучкорубам остается только зачистить стволы от оставшихся пеньков и обрубить отдельные уцелевшие сучья.
ОЧИСТКА ЛЕСОСЕК
Согласно ЛК РФ лесопользователи обязаны проводить очистку лесосек от порубочных остатков.
Различают следующие способы очистки лесосек:
1) сбор порубочных остатков в кучи или валы с оставлением их на перегнивание;
2) измельчение порубочных остатков на отрезки длиной 0 5...1,0 м и разбрасывание их по территории лесосеки с обязательным приземлением (приминанием к земле);
3) сбор порубочных остатков в кучи или валы с последующим их сжиганием;
4) укладка порубочных остатков на трелевочные волоки с последующим примятием трактором;
5) «сплошной пал» - сжигание порубочных остатков на всей территории лесосеки без их предварительного сбора.
Сбор порубочных остатков может осуществляться как вручную, так и с помощью специализированных машин, называемых подборщиками.
Затраты на очистку лесосек существенно сокращаются, если технологический процесс лесозаготовок предусматривает вывозку леса в виде деревьев или очистку деревьев от сучьев на верхнем складе. Это позволяет сконцентрировать основную часть порубочных остатков в одном месте. Однако даже при использовании благоприятных технологических процессов очистку лесосек все равно приходится проводить в связи с тем, что при валке и трелевке деревьев значительное число сучьев, а иногда и тонкомерных деревьев и пасынков обламывается (особенно в зимнее время).
Подборщики предназначены для очистки вырубленных лесосек от порубочных остатков. Они могут также применяться для минерализации почвы в целях создания благоприятных условий для естественного лесовозобновления и образования защитных минерализованных полос (вокруг склада ГСМ, при сжигании порубочных остатков и т.д.).
Подборщик представляет собой трелевочный трактор, оснащенный специальным оборудованием для сбора сучьев, вершин, валежа и других лесосечных отходов в условиях нераскорчеванных вырубок, т.е. при наличии пней, затрудняющих его передвижение по лесосеке.
По технологическому признаку различают следующие виды машин для очистки лесосек: для сбора сучьев, веток и других мелких остатков в валы или кучи с оставлением их на площади лесосек; для сбора вершин, валежа и стволовой древесины с их последующей погрузкой и вывозк