Расчет дифферента и осадок судна при фактической загрузке
Оптимальным размещением груза по трюмам является наличие дифферента судна в корму (при разности между носовой и кормовой осадкой в интервале от 0 до 40 см). При наличии дифферента в нос для получения требуемого дифферента рекомендуется переместить некоторое количество груза из одного трюма в другой, а на люковых крышках перераспределить палубный груз. Требуемый дифферент определяется также с учетом расхода судовых запасов.
В течение рейса судна происходит уменьшение судовых запасов (топливо, вода). Поэтому в речных условиях плавания судно необходимо погрузить таким образом, чтобы при проходе мелководных или лимитирующих участков пути дифферент приближался к нулю или же максимальная осадка (осадка судна кормой/носом) при наличии дифферента не превышала проходную осадку на участках с ограниченными глубинами.
Расчет изменения дифферента от расходования судовых запасов.
Время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка речного пути (tог) находится по нормам следования судов смешанного река-море плавания по внутренним водным путям для соответствующею направления (см. табл. 28 Прил. 1):
tог = tогх + tогст , сут. [2.41.]
где: tог - время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка пути (участка с ограниченными глубинами), сут.;
tогх — ходовое время от порта до лимитирующего участка пути, сут.;
tогст — стояночное время в пути от порта погрузки до лимитирующего участка пути, сут. (время шлюзования, стоянки в каналах и т.п.).
Количество топлива (рогт) и воды (рогв), израсходованное при следовании судна от порта погрузки до лимитирующего участка речного пути, равно:
рогт = σтх tогх + σтст tогст, тонн [2.42.]
рогв = σв tог , тонн [2.43.]
где: рогт - количество (масса) топлива, израсходованного за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка, тонн;
рогв - количество (масса) пресной воды, израсходованной за время следования судна от порта погрузи! до лимитирующего участка, тонн;
σтх - суточный расход топлива на ходу, т/сут. (см. табл. 6 Прил. I);
σтст - суточный расход топлива на стоянке, т/сут. (см. табл. 6 Прил. 1);
σв - суточный расход воды, т/сут. (см. табл. 6 Прил. 1).
Общее количество судовых запасов, израсходованных за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка (рогз) равно;
рогз = рогт + рогв ,тонн [2.44 ]
Далее определяется весовое водоизмещение судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (лимитирующего участка), с учетом расходования судовых запасов:
Δог = Δф - рогз , тонн [2.45.]
Зная общее весовое водоизмещение судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (Δог) по таблице 15 Приложения 1 находим среднюю осадку судна при прохождении лимитирующего участка (dогср).
Отсюда, определяем изменение средней осадки на момент подхода к участку пути с ограниченными глубинами (∂dср) ,
∂dср = dогср - dср , м [2.46.]
Изменение средней осадки на момент подхода к участку пути с ограниченными глубинами (∂dср) можно определить, воспользовавшись таблицей 20 Приложения 1. Зная общее весовое водоизмещение судна, при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (Δог) из таблицы находим значение числа тонн, приходящихся на 1 см осадки судна (р1см).
При известном общем количестве судовых запасов, израсходованных за время следования судна от порта погрузки до лимитирующего участка, тонн (рогз) применяем формулу:
∂dср = рогз / р1см , м [2.47.]
По значению весового водоизмещения судна при прохождении участка пути с ограниченными глубинами (Δог) по таблице 19 Приложения 1 находим момент, дифферентующий судно на 1 см осадки (Мог1см).
Далее необходимо определить суммарный статический момент судна от количества израсходованного запаса топлива и воды.
Мизх = рогт * хтg + рогв * хвg, тм [2.48.]
где:
Мизх - суммарный статический момент относительно миделя судна от количества израсходованного запаса топлива и воды, тм;
хтg — абсцисса центра тяжести расходной цистерны топлива, м (см. табл. 6 Прил. 1);
хвg - абсцисса центра тяжести расходной цистерны пресной воды (табл. 6 Прил. 1).
Изменение дифферента судна при подходе к участку пути с ограниченными глубинами рассчитывается путем деления суммарного статического момента израсходованного судового запаса топлива и воды на момент, дифферентующий судно на 1 см осадки (Мог1см).
∂Ψ = , м [2.49.]
где: ∂Ψ - изменение дифферента судна при подходе к участку пути с ограниченными глубинами, м;
Мог1см - момент, дифферентующий судно на 1 см осадки (см. табл. 19 Прил. 1).
Положительное значение суммарного статического момента от количества израсходованного топлива и воды и положительное значение изменения дифферента при подходе к участку пути с ограниченными глубинами может означать увеличение осадки судна кормой и уменьшение осадки судна носом, а отрицательные значения - соответственно уменьшение осадки судна кормой и увеличение осадки судна носом.
Установление окончательного дифферента судна.
Случай 1. Средняя осадка судна после погрузки судна (dпср) равна максимально допустимой осадке в условиях ограниченных глубин на речных участках пути (dогmax), т.е. dпср = dогmax.
Дифферент, необходимый для нормальной посадки судна после погрузки и последующего прохождения участков речного пути с ограниченными глубинами (Ψ1), может быть установлен следующим образом:
Ψ1 = ∂dср + ∂Ψ , м [2.50.]
Случай 2. Средняя осадка судна после погрузки судна (dпср) меньше максимально допустимой осадки в условиях ограниченных глубин на речных участках пути (dогmax), т.е. dпср ˂ dогmax .
Дифферент, необходимый для нормальной посадки судна после погрузки и последующего прохождения участков речного пути с ограниченными глубинами (Ψ1), может быть установлен следующим образом:
(-0,4) < Ψ1 ≥ (dпср - dогmax ) + ∂dср + ∂Ψ , м [2.51.]
Окончательный дифферент судна должен быть установлен в пределах от 0 до (- 0,4 м), т.е. судно грузится на ровный киль или с дифферентом в корму.
Корректировка весовых нагрузок для создания необходимой посадки судна
Установив необходимый дифферент, определяем новую абсциссу центра тяжести системы судно - груз (х1g) по формуле:
х1g = , м [2.52.]
Отсюда определяем статический момент нагрузок относительно миделя судна (М1х), необходимый для нормальной посадки судна:
М1х = Δф • х1g, тм [2.53.]
Находим разность между статическим моментом нагрузок относительно миделя по предварительной загрузке судна (М0х) и статическим моментом нагрузок относительно миделя (М1х), необходимым для нормальной посадки судна (∂М1х ):
∂М1х = М0х - М1х , тм [2.54.]
На последнем этапе расчета следует обратиться к таблице весовых нагрузок, подсчитанной для предварительной загрузки судна.
Если ∂М1х ≠ 0, то требуется корректировка таблицы весовых нагрузок по трюмам или палубному грузу. Это достигается следующим образом.
Случай 1. Грузовместимость трюмов используется не полностью и груз размещается только в грузовых трюмах.
Следует переместить такое количество груза из одних трюмов в другие, чтобы сумма статических моментов перемещенных нагрузок равнялась ∂М1х. При этом статические моменты учитываются как по трюмам, из которых убирается груз, так и статические моменты по трюмам, в которые груз перемещается. Если величина ∂М1х незначительна или судно имеет только один трюм, допускается перемещение груза в отдельном трюме, путем изменения xg по этому трюму, на величину не более 1/2 длины трюма.
Случай 2. Грузовместимость трюмов используется полностью и груз размещается только в грузовых трюмах (груз с высоким УПО).
Учитывая, что переместить груз из одних трюмов в другие нет возможности, необходимо недогрузить некоторое количество груза в одном или нескольких трюмах, чтобы сумма статических моментов этих грузов равнялась ∂М1х. Следует отметить, что в этом случае изменится начальное водоизмещение.
Случай 3. Грузовместимость трюмов используется полностью, но груз размещается не только в грузовых трюмах, но и на палубе.
Этот случай аналогичен предыдущему, но действия по перемещению груза или уменьшению его количества по сравнению с предварительным размещением касаются только палубы/ люковых крышек.
После корректировки в курсовом проекте необходимо:
1. Представить таблицу уточненных весовых нагрузок судна, с определением новых Pi , xg, zg , Mx , Mz , Δ1ф (если необходимо).
2. По уточненному размещению груза в трюмах и на люковых крышках рассчитать новый дифферент, уточнить среднюю осадку и осадки носом и кормой после окончания погрузки судна, используя вышеприведенные формулы и методику расчетов.
(Расчеты, связанные с прохождением участка с ограниченной глубиной и расходом судовых запасов на данном этапе производить не требуется).
Если таблица весовых нагрузок судна не требует корректировки, то, за основу следует принять предварительное размещение груза, указав об этом в тексте курсового проекта.