Оценка объемов, строительство подземных выработок.
Подземные сооружения — объекты промышленного, сельскохозяйственного, культурного, оборонного, коммунального и другого подобного назначения, создаваемые под дневной поверхностью, в массивах горных пород.
Подземное строительство развивается в мире с древнейших времён.
Первые искусственные подземные сооружения возникли в связи с разработкой полезных ископаемых подземным способом. В Древнем Египте (две тысячи лет до н.э.) и Индии (тысяча лет до н.э.) строили подземные могильные холмы. К этому же времени относят строительство тоннелей для водоснабжения городов.
С изобретением взрывчатых веществ стало интенсивно развиваться транспортное тоннелестроение. В 19 веке были сооружены тоннели большой протяжённости и больших поперечных сечений: Симплонский (длиной 20 км), Сен-Готардский (15 км), Мон-Сенисский (14 км) тоннели.
Дальнейшее совершенствование горной технологии, а также развитие горного машиностроения позволили в конце 19 века приступить к строительству первых городских подземных дорог (метро) в Лондоне (1863 г.), Будапеште (1896 г.), Париже (1900 г.).
В начале 20 века были построены первые подземные гидроэлектростанции. В подземных сооружениях начали размещать военные объекты (авиазаводы, ангары, склады боеприпасов), а также гражданские промышленные объекты (склады, текстильные фабрики, гаражи, нефтехранилища).
В 1950-х годах появился новый тип подземных сооружений - хранилище углеводородного сырья.
Развитие крупных и средних городов, рост плотности застройки, рост население привело к росту количества подземных сооружений в городах (различные объекты коммунальной инфраструктуры, газо- и водоснабжения, электрификации).
В зависимости от характера проводимых работ выделяют несколько оснований для классификации подземных сооружений. Рассмотрим классификацию подземных сооружений в зависимости от их назначения.
Таблица 1. Классификация подземных сооружений по основному их назначению
Основное назначение подземного сооружения | Вид подземной выработки | Размещаемые объекты |
Добыча твёрдых полезных ископаемых | Штольни, штреки, камеры | Шахты по добыче угля, руды, нерудных ископаемых |
Транспортные коммуникации | Тоннели, засыпные траншеи | Метрополитены, железнодорожные, автомобильные тоннели. Гидротехнические тоннели, трубопроводы |
Размещение объектов электроснабжения, теплоснабжения | Камеры больших размеров, тоннели | ГЭС, ТЭС, АТЭС |
Размещение хранилищ питьевой воды и сооружений для очистки сточных вод | Камеры больших размеров, тоннели | Резервуары питьевой воды, заводы по очистке сточных вод |
Размещение объектов городского хозяйства | Котлованы и траншеи с последующей засыпкой | Торговые центры, вокзалы, гаражи, пересадочные узлы, пешеходные переходы, рестораны, кинотеатры, телефонные станции |
Размещение объектов военного назначения | Стволы, штольни, камеры, котлованы с засыпкой | Стартовые комплексы ракет, долговременные командные пункты, убежища, склады и др. |
Источник: Горная энциклопедия РФ
Наибольший удельный вес на рынке строительства подземных выработок в России в 2012-2014 гг. занимают следующие виды объектов:
1. Тоннели инженерных коммуникационных систем городов и предприятий
2. Метрополитены
3. Железнодорожные тоннели
4. Автомобильные тоннели
5. Гидротехнические тоннели ГЭС и водохозяйственных комплексов
6. Подземные сооружения специального назначения (для научных целей, оборонного назначения)1
В СССР, а потом и в России, строительство подземных сооружений развивалось довольно активно.
Наиболее протяжёнными автомобильными тоннелями в России являются Гимринский автодорожный тоннель длиной 4303 м, расположенный в Дагестане, и тоннель на Красную поляну в г. Сочи длиной 4472 м. (оба тоннеля уже построены). Среди городских тоннелей самым известным, пожалуй, является Лефортовский тоннель в Москве.
На сети ОАО «РЖД» эксплуатируется более 162 тоннелей общей протяженностью более 120 км. Наибольшее количество тоннелей сконцентрировано на Кругобайкальской железной дороге.
Самым длинным железнодорожным тоннелем в России считается Северо-Муйский тоннель, являющийся частью Байкало-Амурской магистрали и открытый 5 декабря 2003 года. Тоннель имеет протяжённость в 15 343 м и проходит под Северо-Муйским хребтом (максимальная глубина 1,5 км). Строительство заняло 27 лет.
Самым же длинным железнодорожным подводным тоннелем в Российской Федерации является тоннель под Амуром в Хабаровске протяжённостью 7198 м.
На развитие подземного строительства в России сильное влияние оказывало и строительство метро, и развитие горнодобывающей отрасли.
В современной России метрополитен присутствует в семи городах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань.
Горнодобывающая промышленность продолжает своё развитие при поддержке правительства РФ.
Темпы строительства различных типов зданий в городах, активные программы по реформированию ЖКХ, реализация программ в области жилищного строительства способствуют и развитию рынка строительства подземных сооружений.
Объём рынка строительства подземных сооружений в России в 2012-2013 г. с прогнозом на 2014-2015 гг. приведён в таблице.
Таблица 2. Объём рынка строительства подземных сооружений в России в 2012-2015 гг., км
Объекты подземного строительства | Средние диаметры, м | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. (п) | 2015 г. (п) |
Тоннели метрополитена, км | от 5,5 м | 30,0 | 48,0 | 52,0 | 98,0 |
Автодорожные тоннели, км | от 7 до 12 м | 16,5 | 12,0 | 14,0 | 11,1 |
Ж/д тоннели, км | от 5 м | 4,0 | 4,2 | 6,4 | 6,8 |
Технические тоннели (трубно-кабельные коллекторы, трубопроводы, тоннели коммунального назначения), км | от 2 до 6,5 м (чаще до 4 м) | 428,8 | 566,9 | 621,4 | 685,7 |
Угольные шахты2, км | от 4 м | 39,1 | 40,3 | 42,3 | 43,5 |
Рудники твёрдых пород (вкл. калийные соли), км | от 6,5 м | 55,9 | 57,6 | 60,4 | 62,1 |
Туннели ГЭС (гидротехнические), км | от 2 до 6 м | - | - | - | - |
Прочие объекты | до 4 м | 57,4 | 72,9 | 79,7 | 90,7 |
Всего | 574,3 | 729,0 | 796,5 | 907,2 |
Источники: данные с официальных сайтов метрополитенов, а также данные годовой отчётности метрополитенов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Самара, Н. Новгород), Планы строительства водоводов и канализаций (вкл. различные виды коллекторов) в г. Москва, г. Санкт-Петербург (до 2020 г.), а также в других городах («миллионниках»); данные ОАО «РЖД», Транспортная стратегия РФ до 2020 и до 2030 гг.; Энергетическая стратегия развития РФ на период до 2020 и до 2035 гг.; годовые отчёты угольных предприятий Кузбасса и Юга России, данные компании «Гидроспецстрой»; прогноз социально-экономического развития РФ на 2015-2017 гг.
Рынок строительства подземных выработок в России в 2012-2014 гг. является динамично растущим. Темпы роста в натуральном выражении составляют от 9 до 27%. Самый высокий прирост наблюдался в 2013 г. Это связано с рекордным вводом объектов недвижимости и довольно высоким темпом строительства метрополитена (Московского) в 2013 г. В 2014 г. темпы роста снизились в связи с высокой базой 2013 г., а также окончанием строительства «олимпийских» объектов. На 2015 г. участники рынка на данный период времени прогнозируют рост.
В части строительства угольных шахт проводится довольной большой объём работ по проведению подготовительных выработок. В 2012 и 2013 гг. объём длина таких выработок на месторождениях Кузбасса составила 374 и 315 км соответственно.3
Оценка объёма рынка в денежном выражении приведена в таблице ниже.
Таблица 3. Объём рынка строительства подземных сооружений в России в 2012-2015 гг., млрд. руб.
Объекты подземного строительства | 2012 г. | 2013 г | 2014 г. (п) | |
Тоннели метрополитена | 210,0 | 336,0 | 364,0 | 686,0 |
Автодорожные тоннели | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
Ж/д тоннели | 12,0 | 12,6 | 19,2 | 20,4 |
Технические тоннели (трубно-кабельные коллекторы, трубопроводы, тоннели коммунального назначения) | 4,3 | 5,7 | 6,2 | 6,9 |
Угольные шахты | 246,3 | 253,9 | 266,5 | 274,1 |
Рудники твёрдых пород (вкл. калийные соли) | 335,1 | 345,4 | 362,6 | 372,9 |
Туннели ГЭС (гидротехнические) | - | - | - | - |
Прочие объекты | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Всего | 808,8 | 954,7 | 1 019,7 | 1 361,4 |
Источник: расчёт Megaresearch на основании данных о средней стоимости строительства 1 км объекта
Ёмкость рынка строительства подземных сооружений превышает объём на 10-15%. Такой вывод был получен на основании анализа мирового опыта подземного строительства, проведённого ООО «НИЦ Тоннельной ассоциации» в 2012 г.4 По информации генерального директора этой организации, оптимальная доля подземного строительства в общем объёме строительных работ находится на уровне 20-25% (имеется в виду городское строительство). В России доля эта колеблется от 8 до 30%. В части строительства других объектов ёмкость оценить сложно, т.к. заглубление происходит по мере необходимости, а, следовательно – объём и ёмкость равны.