Пожар в кафе «Аист», г. Москва
Здание гостиничного типа имеет размер в плане 203x14 м, высоту 40 м. Квартиры — однокомнатные, каждая имеет балкон. Здание трёхсекционное, две торцевые секции отделены от центральной глухими стенами. Длина коридора центральной секции — 140 м. По его концам расположены две лестничные клетки и лифтовые шахты. Прямо по центру средней секции дома есть еще одна, нерабочая лифтовая шахта, достигающая первого этажа нежилой части дома. Оба её лифта зафиксированы на 12-м этаже здания. На первом этаже расположены транспортное агентство и Дворец бракосочетания, на втором — кафе «Аист». Остальную площадь занимает библиотека. Нерабочая лифтовая шахта, расположенная в средней части здания, проходит сквозь помещения кафе. Пожарная сигнализация в жилых помещениях и кафе установлена не была.
Сообщение о пожаре в кафе «Аист» поступило на ЦУС УГПС в 23 ч 45 мин. На место пожара были высланы две пожарные автоцистерны, два автонасоса, отделение ГДЗС и автолестница. К месту пожара следовали также оперативная группа и помощник начальника штаба отряда ГПС. Еще через минуту дежурная группа УГПС уже спешила к машине: на ЦУС почти беспрерывно посыпались звонки о пожаре от жителей дома, в котором расположено кафе. Как потом было подсчитано, за 15 мин поступило 80 звонков.
Учитывая большое количество заявок и их тревожный характер, в 23 ч 51 мин старший инженер дежурной смены ЦУС дополнительно выслал пять пожарных отделений на основных пожарных автомобилях.
Первый РТП прибыл к месту пожара в 23 ч 53 мин. Кафе, размещавшееся на 2-м этаже дома, длиной 100 м, на три четверти было охвачено пламенем. Огонь выбивался из окон (остекление уже разрушилось) до четвёртого этажа. Загорались балконные ограждения, сделанные из пластика. Дым поднимался вдоль балконов, на которых стояло много людей, просивших о помощи. Почти в то же время прибыл караул пожарной части, а также отделение ГДЗС. Личному составу отделений на автоцистернах было приказано подать стволы на защиту второго и третьего этажей по выдвижным лестницам, отделениям на автонасосах — установить автомобили на пожарные гидранты, проложить магистральные рукавные линии и подать водяные стволы на тушение пожара в кафе, а газодымозащитникам — подняться по внутренним лестничным клеткам со двора дома на третий и четвертый этажи, чтобы начать спасание жильцов.
Помощник начальника штаба пожаротушения ещё в пути заметил выбивающееся из окон открытое пламя и вызвал силы по повышенному номеру. При подъезде к месту пожара он увидел, что заканчивается прокладка рукавных линий к выдвижным пожарным лестницам, установленным к окнам второго этажа для тушения пожара в кафе, и приказал ствольщикам отсекать огонь от третьего этажа. Учитывая тревожное состояние жильцов на балконах, вызвал к месту пожара 50-метровую автолестницу. Производя разведку, обежал здание дома слева, до подъезда № 2.
Здесь жильцы с балконов тоже просили о помощи, поэтому он отдал приказание установить 30-метровую автолестницу и организовать спасание людей (по ней впоследствии были спасены шесть человек с шестого этажа).
Группа ДСПТ (РТП-3) прибыла на пожар в 00 ч 03 мин. Чуть раньше, при подъезде к дому, он вызвал дополнительно пожарные подразделения. Площадь пожара составляла не меньше 400 м2, а выбивавшееся наружу из окон кафе пламя создавало угрозу перехода огня в квартиры третьего и четвёртого этажей. Помощнику начальника штаба СПТ РТП-3 приказал развернуть работу штаба пожаротушения, включить в него представителей объекта, городских аварийных служб, работников милиции, по прибытии руководства УГПС доложить обстановку и принятые им решения, а начальнику тыла — проложить на тушение пожара пять магистральных линий.
Оценив обстановку, он принял решение: организовать спасание жильцов по внутренним лестничным клеткам подъездов №2 и 3, ввести необходимое количество водяных стволов на тушение помещений кафе, защиту вышележащих этажей. Решению этих задач должны были способствовать два коленчатых автоподъёмника, которые первый РТП приказал установить с торцов горящего кафе (один из них уже устанавливался на позицию). Высланных на пожар сил и средств, казалось, было достаточно для его ликвидации. Но в 00 ч 12 мин произошло непредвиденное. С глухим хлопком сверху посыпались стёкла. Из окон холла 12-го этажа центральной части здания выбилось пламя. На балконах заметно усилилось беспокойство жильцов. РТП-3 вызвал на пожар дополнительно автолестницы и отделения ГДЗС.
Такая ситуация произошла по вине администрации кафе, которая несколько лет назад решила использовать под подсобку бара часть площади холла, расположенной между лифтовыми шахтами на втором этаже. При этом шахты лифтов не были отделены от этого помещения противопожарными стенами: у верхнего перекрытия остались пустоты, которые скрыли это за счёт подвесного потолка, сделанного из сгораемых материалов. При пожаре потолок разрушился, и сквозь пустоты в лифтовые шахты устремился огненный вихрь. На 12-м этаже воспламенились лифтовые кабины, через сетчатые ограждения шахт огонь проник в холл, а затем и в обе стороны проходящего сквозь него коридора (в основном в сторону подъезда № 3). Создалась угроза жизни жильцов 80 квартир.
Оперативный дежурный производил спасание людей с третьего и четвертого этажей, когда штаб сообщил по рации о пожаре на 12-м этаже. Оставив часть газодымозащитников продолжать работу, он направил основные силы наверх. Звено ГДЗС послал в разведку на 11-й и 12-й этажи.
В коридоре горела краска, двери 10 квартир (по пять с обеих сторон). Во внутреннем пожарном кране воды не оказалось. Внутренний противопожарный водопровод не использовался из-за отсутствия резервного энергоснабжения пожарных насосов-повысителей, а основное электропитание дома было отключено.
За горящими стенами коридора и дверями квартир находились люди, были слышны их крики о помощи. Прокладывались наверх рукавные линии, нужно было помочь терпящим бедствие людям. Пожарные стали сбивать языки пламени со стен и дверей, тесня огонь к лифтовой шахте. Выбивали двери квартир.
Двое газодымозащитников из ПЧ-19 вынесли на лестничную клетку почти бесчувственную старушку, из другой квартиры — мужчину после недавно перенесённой операции.
Горячая волна дымовых газов хлынула по узкому коридору из лифтовой шахты, прошла над распластавшимися по полу пожарными. И снова вспыхнули двери квартир, вспучилась и загорелась на стенах краска.
Здание не было оборудовано незадымляемыми лестничными клетками, коридоры этажей не разделены противопожарными перегородками, не обеспечены шахтами с поэтажными клапанами дымоудаления. Огонь проносился по коридору, не встречая преград.
Жильцы дома, почувствовав запах дыма, открывали двери в коридор, но дыхание сразу обжигало. С балкона далеко внизу было видно пламя, слышны крики людей. Снизу доносился голос через динамик, который успокаивал, говорил, что пожарные всех видят, и будут поочередно их спасать.
Напряжённая обстановка сложилась на 12-м этаже, со стороны подъезда № 3. Горячий поток дымовых газов из лифтовых шахт шёл в эту сторону. Были приняты меры для скорейшей прокладки рукавных линий и подачи водяных стволов на этаж. В 00 ч 25 мин подняли рукавную линию с помощью спасательной верёвки из люльки коленчатого автоподъёмника со стороны Ленинградского проспекта. В то же время начали атаку вторым водяным стволом — от линии, проложенной в холл 12-го этажа по 50-метровой лестнице. Ещё два ствола были подняты со стороны подъезда № 3, со двора дома. Таким образом, для тушения пожара на 11-й и 12-й этажи было подано шесть стволов.
РТП и штаб понимали, что следует как можно быстрее ликвидировать пожар в кафе: от этого во многом зависел успех спасательной операции и тушение пожара на этажах. Поэтому постоянно наращивалось наступление пожарных расчётов на фронт пожара, вводились мощные водяные стволы. Тушение пожара в кафе осуществлялось с трёх сторон. С большой эффективностью работали лафетные стволы двух коленчатых подъёмников, введённые с торцов горящего кафе. К 01 ч 30 мин на тушение пожара был подан 21 водяной ствол, что позволило в основном ликвидировать горение в кафе и на этажах.
Пожар был локализован в 01 ч 37 мин, а ликвидирован ровно в два часа ночи 2-го февраля. В ходе его тушения силами отделений и звеньев ГДЗС спасено 260 жильцов. Большинство из них — люди преклонного возраста (58–75 лет). Погибла одна женщина 56 лет. Пострадавших среди работников пожарной охраны нет.