Кафедра: Технологии и дизайна швейных изделий

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

технологии и дизайна

___________ Харлова О.Н.

«___» __________ 2014 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовому проекту по дисциплине

«Конструирование изделий легкой промышленности»

для студентов

направления 262200.62 «Конструирование изделий легкой промышленности», профиль «Конструирование швейных изделий»

Новосибирск

Составитель:

Проф., д.т.н. Харлова О. Н.

Рецензент:

Доц., к.т.н. Панферова Е.Г.

МУ рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «14» 02 2014г., протокол №4.

Зав. кафедрой ТДШИ Мокеева Н. С.

Проф., д.т.н.

СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1 Цели и задачи курсового проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Цели и задачи курсового проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3 Объект проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4 Объем и содержание проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 Защита курсового проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1Анализ композиционного решения моделей-аналогов. . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2Анализ конструктивного построения моделей–аналогов. . . . . . . . . . . . . .
2.3Анализ технологического решения моделей-аналогов. . . .. . . . . . . . . . . . .
Выводы по техническому предложению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
3 ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1 Эскизная проработка новых моделей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
3.2 Описание внешнего вида модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы по эскизному проекту. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1 Выбор материалов на изделие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2 Разработка основы конструкции швейного изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2.1 Характеристика методики конструирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2.2 Исходные данные для проектирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.2.3 Расчет и построение чертежа конструкции изделия. . . . . . . . . . . . . . . .
4.3 Проверка БК изделия в макете. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.4 Разработка модельных особенностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.5 Характеристика конструкции сборочных единиц изделия. . . . . . . . . . . .
4.6 Анализ технологичности конструкции изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы по техническому проекту. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .  
5.1 Разработка чертежей лекал деталей изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2 Изготовление образца модели и уточнение конструкции. . . . . . . . . . .
5.3 Разработка табеля измерения лекал и готового изделия. . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы по рабочему проекту. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ВЫВОДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
ПРИЛОЖЕНИЕ А Реферат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Цели и задачи курсового проектирования

Целью курсового проекта (КП) является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение практических навыков в разработке чертежей конструкций швейных изделий, выборе исходной информации для проектирования, разработке конструкции в соответствии с экизом, а также получение навыков по проведению оценки качества посадки изделия на фигуре человека, выбор способа устранения дефектов посадки, увязки конструкции изделия и технологии его изготовления,.

1.2 Объект проектирования

В качестве объекта проектирования могут быть заданы различные виды одежды. На примере разработки конкретной модели студент должен проявить знания процесса проектирования новой модели одежды, отработки конструкции для повышения качества посадки изделия.

Одним из основных требований к выполнению проекта является системный подход к решению ряда взаимосвязанных между собой вопросов проектирования. Один из частных вопросов по согласованию с руководителем проекта может быть выполнен студентами более детально. В отдельных случаях в соответствии с заданием студентами могут выполняться КП с решением некоторых вопросов научно-исследовательского характера.

1.3 Объем и содержание проекта

Объем курсового проекта определяется количеством часов, отводимых на его выполнение учебным планом.

В соответствии с ГОСТ ЕСКД 2.103-68 [1], курсовой проект содержит следующие разделы: технико-экономическое обоснование (введение), техническое задание, техническое предложение, эскизное, техническое и рабочее проектирование. Общий объем и содержание КП представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Содержание курсового проекта

    Наименование разделов проекта Рекомендуемый объем
пояс, записки (стр.) граф. части
РЕФЕРАТ ВВЕДЕНИЕ 1ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ   2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2.1 Анализ композиционного решения моделей аналогов 2.2 Анализ конструктивного построения моделей–аналогов 2.3 Анализ технологического решения моделей-аналогов Выводы по техническому предложению   3 ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ 3.1 Эскизная проработка новых моделей 3.2 Описание внешнего вида модели Выводы по эскизному проекту   4 ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 4.1 Выбор материалов на изделие 4.2 Разработка основы конструкции швейного изделия 0,5 1-1,5   1-2   1-2   1-2   0,5     3-4     3-4       1-2    
4.2.1 Характеристика методики конструирования 4.2.2 Исходные данные для проектирования. 4.2.3 Расчет и построение чертежа конструкции изделия 4.3 Проверка БК изделия в макете 4.4 Разработка модельных особенностей 4.5 Характеристика конструкции сборочных единиц изделия 4.6 Анализ технологичности конструкции изделия   5РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 5.1 Разработка чертежей лекал деталей изделия 5.2 Изготовление образца модели и уточнение конструкции 5.3 Разработка табеля измерения готового изделия 2-3   3-5 0,5-1 2-3   1-2   3-5   0,5-1 2-3     1-3    
ВСЕГО: 45-50 3-5

Графическая часть проекта включает:

1-й лист. Чертежи конструкции основных деталей изделия (для плечевых изделий: спинка, перед, рукав, воротник; для поясных: задняя и передняя половинки (полотнище) брюк (юбки).

Конверт с чертежами лекал деталей из основного материала, подкладки, прокладок и вспомогательных лекал.

Чертежи выполняются в карандаше на миллиметровой бумаге и должны строго соответствовать требованиям ГОСТов и ЕСКД [ 1 ] по формату, условным обозначениям, шрифтам и масштабам. Масштаб всех чертежей 1: 1. На чертеже проставляются основные данные, предусмотренные нормативно-технической документацией.

1.4 Защита курсового проекта

Защита КП является формой проверки выполнения и изготовления образца. Защита проекта проводится перед комиссией из числа преподавателей кафедры в присутствии студентов группы.

Защита состоит в коротком докладе студента по выполненному проекту и ответах на вопросы. Вопросы задаются присутствующими на защите преподавателями. В докладе студент должен изложить основные вопросы проектирования модели одежды. При этом необходимо акцентировать внимание на новых разработках, выполненных студентом в проекте, особенностях конкретного проектирования. Оценка проекта проводится по результатам защиты с учетом качества выполнения чертежей, расчетно - пояснительной записки и изготовления образца модели одежды.

Курсовые проекты, имеющие теоретическое и практическое значение, могут быть представлены на конкурс в студенческие научные общества, отмечаются приказом по институту. могут передаваться в промышленность для использования.

Студенты не представившие в установленный срок курсовой проект или не защитившие его по неуважительным причинам, считаются имеющими академическую задолженность.

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТА

ВВЕДЕНИЕ

В современных рыночных условиях на начальных стадиях проектирования необходимо особое внимание уделять качеству и конкурентоспособности новых моделей одежды.

Задача конструктора при воспроизводстве модели в чертежах – правильно решить комплекс художественных, технических и технологических проблем. Варианты решений должны быть проанализированы, после чего принято оптимальное. Конструктору необходимо учитывать особенности тех или иных материалов, технологического оборудования. При воспроизводстве моделей сложных форм и покроев необходимо акцентировать внимание на конструктивно – технологических свойствах материалов, закономерности формообразования конструкции, выборе оптимального технологичного и конструктивного построения образца модели. Решение комплекса этих задач позволит спроектировать качественное, конкурентоспособное изделие, востребованное потребителями, экономически целесообразное для промышленного производства.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Техническое задание (ТЗ) устанавливает основное назначение, технические и эстетические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предъявляемые к разрабатываемому изделию, выполнение необходимых стадий разработки конструкторской документации и ее состав. а также специальные требования к изделию [2].

Разрабатывая техническое задание, студенты заполняют пункты специального бланка «Техническое задание» (приложение Б).

1.1 Объект проектирования. Под заголовком «Техническое задание» пишут: «Объект проектирования», ставят двоеточие и указывают полное наименование темы (задания) курсового проекта.

1.2 Заказчик. В данном пункте указывается, кто является заказчиком. Заказчиком может быть промышленное предприятие, научно – исследовательский институт, кафедра ТДШИ НТИ МГУДТ.

1.3 Руководитель (консультант) темы. В этом пункте ТЗ указываются фамилия и инициалы руководителя (консультанта) проекта, его ученая степень и занимаемая должность.

1.4 Исполнитель. В этой строке указывается фамилия, инициалы студента-разработчика темы проекта, номер его группы.

1.5 Основание для выполнения. В данном пункте указывают, что послужило основанием для выполнения работ: учебный, кафедральный план, инициатива исполнителя. Здесь же приводится дата и номер распоряжения по кафедре (институту), утверждающего тему проекта.

1.6 Классификация работы. В этом пункте указывают, к какому разряду относится данная разработка: КП - курсовой проект.

1.7 Сроки выполнения. Указывают дату начала работы и ее окончания, т.е. представления законченной, оформленной, готовой к защите работы.

1.8 Наименование и назначение. В ТЗ необходимо указать наименование изделия (например: платье женское, пиджак мужской и т.д.) и его целевое назначение (повседневное, нарядное, для отдыха и т.д.), для какого географического района, времени года. В соответствии с этим следует дать краткую характеристику климатических особенностей данного географического района. конкретизировать условия эксплуатации изделия.

1.9 Полнотно-возрастная группа потребителей. Указывают к какой полнотно – возрастной группе потребителей оно предназначается по ОСТу. Необходимо отразить морфологические особенности той полнотно – возрастной группы людей, для которой проектируется изделие.

1.10 Стадии разработки. В соответствии с требованиями ГОСТ ЕСКД [1] в ТЗ оговаривают выполнение тех или иных стадий разработки конструкторской документации на изделие: технического предложения (ТП), эскизного проекта (ЭП), технического проекта (ТехП), рабочего проекта (РП). В данном КП РП выполняется не в полном объеме.

1.11 Перспективное направление моды и развитие ассортимента. В данном разделе ТЗ дается краткая характеристик перспективного направления моды для тканей и одежды конкретного вида и развитие их ассортимента. В приложение к ТЗ могут быть представлены рисунки, иллюстрирующие направление моды в одежде и оформление тканей для нее.

1.12 Требования к проектируемому изделию. При изложении потребительских требований. направленных на формирование показателей, определяющих общественную и индивидуальную ценность одежды для человека – потребителя, рекомендуется в соответствии с [2] подразделять их на пять классов: социальные, функциональные, эстетические, эргономические и эксплутационные. Требования к изделию в первую очередь определяются его назначением [2]. Необходимо не просто перечислить все требования, а представить их в порядке убывания значимости и обосновать, каким образом можно (или предполагается) обеспечить соответствие им проектируемого изделия (или коллекции). Например, для детской одежды одним из самых главных требований является гигиеническое соответствие. В изделии его можно достичь использованием гигроскопичных, воздухо- и паропроницаемых материалов, рациональной конструкции и технологии изготовления.

Особыми требованиями могут быть заданный уровень технологичности и экономичности модели, специфические требования заказчика и т.д. Технико-экономические требования, направленные на обеспечение показателей, определяющих степень технического совершенства конструкции, методов проектирования и технологии изготовления одежды при минимальных затратах на ее производство и потребление, рассматриваются в соответствии с подразделением на три класса: стандартизации и унификации конструкции и технологии, технологичности конструкции и экономичности проектируемого изделия.

Конкретное содержание каждой группы требований, применительно к проектируемому изделию, должно определяться на основе тщательного и всестороннего анализа его функций с учетом общих рекомендаций нормативно-технической документации и научно-технической литературы.

1.13 Требования к материалам. В соответствии с требованиями к проектируемому изделию необходимо сформулировать, какими свойствами должны обладать материалы (основные, прокладки, подкладочные, отделочные и утепляющие) для данного вида одежды . Здесь должна идти речь не о конкретном материале , а о группе тканей которые выбраны для изготовления выбранного ассортимента. Это должны быть стандартные ГОСТовские характеристики, заданные в интервале и эстетические характеристики в описательном виде.

1.14 Подпись заказчика.

1.15 Подпись исполнителя. После согласования документ (ТЗ) подписывается исполнителем и заказчиком (в лице руководителя или консультанта темы). Каждая подпись расшифровывается, т.е. называется фамилия и инициалы лица, подписывающего техническое задание. Проставляется дата.

Техническое задание является основанием для разработки конструкторской документации всего курсового проекта.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Техническое предложение (ТП) – это совокупность конструкторских документов, которые должны содержать техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности разработки документации на основании анализа ТЗ заказчика и различных вариантов возможных решений изделий, сравнительной оценки решений с учетом конструкторских и эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующего изделий, а также патентных материалов [1].

На этой стадии проектно-конструкторских работ проводится анализ качественного уровня лучших образцов аналогичных изделий, разработанных в отечественной и зарубежной промышленности (анализ моделей-аналогов).

Модели-аналоги (м-а) отбираются из числа лучших изделий одного функционального назначения из каталогов одежды, журналов мод, готовых изделий.

М-а в расчетно-пояснительной записке представляются эскизами в приложении. Анализируется 5-6 м-а.

2.1 Анализ композиционного решения моделей-аналогов

При анализе композиционного решения м-а необходимо выявить модели или отдельные элементы, которые наилучшим образом отвечают требованиям художественного исполнения модели. Анализ представляется в форме таблицы 2 .

Таблица 2 - Анализ новизны моделей-аналогов

Внешний вид модели (эскиз и номер м-а) Характеристика новизны моделей-аналогов по параметрам
Силуэт Пропорции (характеристика формы) Членение Остро модные и оригинальные детали Художественно-колористическое оформление

После таблицы делается вывод об уровне художественного решения м-а, их новизне, актуальности, современности используемых материалов, отделок. Рассматривается вопрос о соответствии м-а особенностям фигуры заказчика, его внешнему облику.

2.2 Анализ конструктивного построения моделей-аналогов

Анализ конструктивного решения моделей-аналогов проводится для определения оптимального варианта конструкции, новизны и прогрессивности проектируемого изделия. Рациональность конструкции оценивается рассмотрением конструктивных решений основных деталей. В пояснительной записке представляются схемы конструкции деталей в масштабе 1:10 с соблюдением всех условных обозначений в форме таблицы 3

Таблица 3 - Характеристика конструктивного решения моделей-аналогов

Номер модели-аналога Чертежи (эскизы) деталей моделей-аналогов
Спинка Перед Рукав Воротник и мелкие детали.

После таблицы делается вывод о рациональности конструктивных решений м-а, средствах достижения объемной формы, количестве и сложности швов, материалоемкости и укладываемости деталей в раскладке, возможной унификации деталей и срезов. Далее студенты проводят анализ конструктивных параметров одного готового изделия или конструкции, аналогичных проектируемому. При этом анализируются параметры, которые могут быть с достаточной точностью измерены в готовом изделии или конструкции. При наличии рукава замеряют ширину рукава и высоту оката.

Анализ конструктивного построения производят по специальной схеме измерения. На рисунке 1 представлена схема измерений основы женской плечевой одежды. На другие виды изделий студенты разрабатывают схему измерений самостоятельно.

Результаты анализа представляются в виде таблице 4.

Кафедра: Технологии и дизайна швейных изделий - student2.ru

Рисунок 1 - Схемы измерений конструктивной основы женской плечевой одежды

Таблица 4 - Характеристика основных конструктивных параметров верхних (опорных) участков (наименование изделия)

Конструктивный параметр Условное обозначение Величина, см.
Ширина изделия на уровне линии груди. Ширина спинки между проймами. Ширина проймы и т.д...........   а1 а2 а3  

На основе данных таблицы 4 рассчитываются припуски на различных участках конструкции м-а, и после таблицы 5 сравниваются с припусками, рекомендуемыми моделирующими организациями на предстоящий сезон.

Таблица 5 - Припуски на свободное облегание в модели-аналоге (наименование изделия)

Наименование припуска Условное обозначение Величина, см.
К полуобхвату груди К полуобхвату талии К полуобхвату бедер К длине изделия К длине талии спинки На свободу проймы К ширине горловины спинки К глубине горловины спинки К обхвату плеча Норма посадки по окату рукава П на посадку    

2.3 Анализ технологического решения моделей-аналогов

Технология изготовления одежды оказывает влияние на характер конструктивного соединения ее деталей, определяя степень технологичности модели по данным показателям. В этом разделе проекта анализируется конструкция узлов м-а и используемое для их изготовления оборудование. Анализ дается в виде таблицы 6.

Таблица 6 - Анализ технологии изготовления моделей-аналогов

Наименование сборочной единицы Конструкция узла, технические условия Наименование оборудования Номера м-а, для которых предложена технология
1.Боковые швы спинки и переда. 2.Рельефные швы спинки.   3.Шов настрачивания кокетки на перед     8332/2705 «Текстима»   «Пфафф»  

После таблицы делается вывод о сложности технологической обработки м-а, анализируется применяемое оборудование, возможность использования типовых методов обработки и т.п.

Наши рекомендации