Особенности выполнения дипломного

ПРОЕКТА ПО НАУЧНОЙ ТЕМАТИКЕ

Общие положения

Наибольшую ценность представляют дипломные проекты, содержащие элементы собственных научных исследований студента или целиком посвященные научной тематике. Направления исследований могут быть разнообразными, единственное требование при этом состоит в том, чтобы они носили прикладной характер, т.е. были ориентированы на получение конкретных народнохозяйственных результатов (нового технологического процесса, модернизированного оборудования, усовершенствованных приборов и средств автоматизации, нового нормативного показателя, интенсивной технологии и т.д.). Иными словами, эти результаты могут быть использованы в опытно-конструкторских разработках, проектировании или непосредственно в практической деятельности предприятий и организаций сельскохозяйственного профиля при создании новых видов техники и технологии.

Задачи, выдвигаемые современным производством и практикой, нынешними экономическими условиями, столь сложны, что их решение требует творческого подхода, исследовательских навыков. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой специальных знаний, но и умением использовать в своей работе все то новое, что появляется в науке и практике у нас и за рубежом, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к условиям производства. Эти качества быстрее всего прививаются посредством участия студентов в научно-исследовательской работе.

Работая в научных кружках при кафедрах под руководством преподавателей, научных сотрудников или аспирантов, студенты выполняют поручения, связанные с решением реальных научных задач, в решении которых нуждается производство.

Если научные результаты вносятся в один-два раздела дипломного проекта, то вопросов с построением расчетно-пояснительной записки и графической части обычно не возникает. В этом случае материалы научно-исследовательской работы просто дополняют или заменяют некоторые традиционные подразделы проекта.

Сложнее обстоит дело, когда дипломный проект в полном объеме претендует на научный уровень. Очевидно, что оформление и содержание проекта в данном случае имеет свои особенности.

Содержание дипломного проекта

Содержание дипломного проекта научной направленности не поддается какой-то унификации и регламентации. Все зависит от научной темы, объема выполненных исследований, пожеланий руководителя и, естественно, таланта и знаний автора проекта.

Можно дать лишь самые общие рекомендации.

Во-первых, в проекте должны быть показаны не только научные достижения, но и возможность их применения на практике. Это означает, что в записке и на чертежах нужно разработать и показать конечный результат исследований – экспериментальную технологическую линию, опытный образец машины и т.д.

Во-вторых, дипломный проект обязательно должен содержать раздел по технико-экономическому обоснованию предлагаемых мероприятий, рекомендаций, конструкторских или технологических решений.

С учетом изложенного структура дипломного проекта должна быть примерно такова:

Титульный лист.

Задание на дипломный проект.

Аннотация.

Содержание.

Введение.

Основная часть:

1 Состояние вопроса.

2 Методика исследований.

3 Результаты экспериментов.

4 Техническая реализация результатов исследования.

5 Техника безопасности при проведении исследований.

6 Технико-экономическое обоснование эффективности результатов научной работы.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Таким образом, по сравнению с обычным дипломным проектом здесь основная часть содержит научные разделы. Кратко остановимся на некоторых из них.

Раздел «Состояние вопроса» должен содержать анализ результатов предыдущих исследований по теме дипломного проекта. Здесь же приводится обоснование необходимости данного научного исследования, формулируется цель и задачи исследования.

В разделе «Методика исследований» следует подробно изложить оригинальные методы, впервые предложенные автором проекта. Если же в работе применялись общепринятые (общеизвестные) методы, их описание можно перенести в приложения, а в самом тексте расчетно-пояснительной записки дать ссылки на соответствующие источники документальной информации.

В подразделах, посвященных описанию экспериментов, указывается цель и описывается программа конкретных экспериментов, излагается их сущность. Как это принято в любых научных публикациях и отчетах, следует дать оценку точности и достоверности получаемых экспериментальных данных, что связано с числом и повторностью опытов, применяемыми приборами.

Описание методик следует сопровождать схемами и фотографиями объекта исследования, приспособлений и приборов.

В разделе «Результаты экспериментов» приводится табличный и графический материал, иллюстрирующий результаты опытов и их математическую обработку. Наибольшую ценность имеют регрессионные зависимости, полученные по методике планирования эксперимента. Они позволяют всесторонне проанализировать влияние отдельных факторов на изучаемый процесс или явление, а также оптимизировать их по выбранному критерию.

Раздел должен завершаться анализом полученных экспериментальных данных и описанием их применения на практике.

В разделе «Техническая реализация результатов исследования» приводятся разработки: проектно-конструкторской документации на опытные машины, их узлы, механизмы, приборы и установки; проектов новых технологических процессов, режимов, регламентов и т.д.

Этот раздел должен включать 2…3 листа графической части.

В разделе «Технико-экономическое обоснование эффективности результатов научной работы» осуществляется подбор показателей, характеризующих на техническом и технологическом уровнях эффективность выполненных научных исследований. Здесь же проводится расчет показателей экономической оценки эффективности работы экспериментального оборудования и новых технологических процессов, разработанных на основе проведенных исследований. Для этого используются известные методики с учетом требований к экономическому разделу изложенному ранее.

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭВМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИИ ПРОЕКТА

При выполнении дипломного проекта можно выделить следующие основные направления использования студентами персональных компьютеров (ПК):

- оформление пояснительной записки и других текстовых документов (программа Word);

- проведение технологических, экономических и других расчетов, анализ полученных данных (Ехеl, Statistica, МаthCAD и др.);

- проведение кинематических расчетов, конструктивных расчетов на прочность и т.д. (WinМасhinе, Аnsуs, SоlidWоrкs и др.);

- выполнение графической части дипломного проекта («Компас», АutоСАD, Т-Flех и др.);

- представление материалов при защите дипломного проекта (РоwегРоint).

4.1 Использование ПК при оформлении текстовых документов

В настоящее время основным редактором, в котором готовятся текстовые документы, является МiсrоsоftWоrd. При работе с этой программой необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1) текст дипломного проекта набирается шрифтом ТimеsNеwRоmаn, размер – 14 рt, с полуторным межстрочным интервалом. Абзацный отступ 1,2…1,3 см. Использование курсива и жирного шрифта целесообразно в заголовках, в тексте – нежелательно.

2) в тексте необходимо использовать автоматическую расстановку переносов: Сервис-Язык-Расстановка переносов-Автоматическая расстановка переносов. Но в заголовках переносы не допустимы.

3) для более наглядного отображения листа в процессе работы с текстом можно установить границы текста: Формат-Параметры-Вид-Границы текста.

4) во избежание потери информации при работе с текстом для 5) простые схемы и рисунки целесообразнее создавать средствами самого редактора МiсrоsоftWоrd. Для удобства работы все элементы создаваемого рисунка группируются и используются различные типы обтекания.

6) если в документ импортируется или вставляется рисунок, полученный с помощью сканера или фотоаппарата (формат *bmp, *tiff, *gif и др.), то объем файла значительно увеличивается, что приводит к затруднениям в работе с документом. Поэтому если не требуется изображения очень высокого качества, то рисунок можно вставить в формате *jpg (*jреg): Правка-Специальная вставка-рисунок JPG. Оформление рисунка (указание позиций, изменение размеров, позиционирование и т.д.) проводится в отдельном документе, а затем вставляется в итоговый.

7) если при заполнении таблицы текст «красиво» не помещается в ячейки, то допускается уменьшить размер шрифта до 10 рt, сделать одинарный интервал, или уменьшить поля ячеек: Таблица-Свойства таблица-Параметры...-Поля ячеек.

4.2 Использование редактора МiсrоsоftЕхсеl при расчетах

1). Ввод формул и использование данных в МSЕхсеl. В формулу, кроме чисел, могут входить и адреса других ячеек или блоков, функции и формулы. Если формула начинается с адреса ячейки, то сначала набирают знак «=» или «+». В ячейке будет результат вычислений, а формула – в строке редактирования.

2). Важным моментом при копировании и перемещении формул является проблема преобразования содержащихся в них ссылок на другие ячейки. Для решения этих проблем в Ехсеl поддерживается система относительных и абсолютных ссылок. Абсолютная ссылка – это не изменяющийся адрес ячейки, содержащий исходные данные, при копировании и перемещении формулы (для обозначения в адресе используют знак $).

3). По умолчанию Ехсеl использует относительную адресацию. Для быстрой смены типа адресации в формуле, используют клавишу F4, при последовательном нажатии на которую происходит смена с относительной на абсолютную, и наоборот.

4). Графические возможности МSЕхсеl. Система позволяет достаточно просто производить построение графиков, диаграмм, гистограмм и других графических объектов. Построение диаграмм можно осуществлять через панель инструментов. Вначале построения необходимо определить тип диаграммы: с областями, линейчатая, гистограмма, графики, круговая, кольцевая, лепестковая, точечная, смешанная, а также объёмные, пространственные в трёх измерениях. Построение диаграммы можно выполнить двумя способами: по умолчанию или с использованием Мастера диаграмм. Редактирование диаграмм можно выполнить тремя способами: 1) выделить данные на рабочем листе и перетащить их на диаграмму; 2) выделить данные на рабочем листе и скопировать их на диаграмму; 3) через меню: Вставка-Новые данные.

Самый удобный – первый вариант. Построение диаграмм производится на отдельных рабочих листах, которым система присваивает имя Диаграмма 1, Диаграмма 2...

5). При выполнении дипломного проекта часто возникает необходимость отсортировать обрабатываемые данные по определенным критериям. Для этого можно использовать операцию сортировка,которая может быть произведена:

1) в алфавитном порядке, для текстовых величин;

2) по величине числовых данных;

3) в хронологическом порядке: данные типа дата, время.

Операция выполняется либо через меню Данные-Сортировка, либо значками АЯ↓ или ЯА↓ стандартной инструментальной панели. Сортировка возможна до трёх уровней выбранных признаков, приведённых в диалоговом окне Сортировка диапазона: 1) Сортировать по...; 2) Затем по...; 3) В последнюю очередь, по... При этом направление ранжирования может быть или по возрастанию, или по убыванию величин диапазона. При выполнении данной операции и ряда других преобразований над электронной таблицей курсор должен находиться на одной из ячеек таблицы.

Наши рекомендации