Определение темы выпускной квалификационной работы.
2.1 Темы выпускных квалификационных работ должны соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению.
Тема ВКР должна быть актуальной и отвечать ведущим перспективам современного развития науки по профилю избранного направления.
Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы выпускной квалификационной работы при обосновании целесообразности ее разработки.
Дипломные работы (проекты) могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ (проектов).
2.2 Тематика ВКР разрабатывается выпускающей цикловой комиссией и утверждается директором Колледжа.
2.3 Закрепление тем выпускных квалификационных работ за студентами происходит не позднее, чем за полгода до окончания колледжа.
В исключительных случаях не позднее, чем за три месяца до защиты тема выпускной квалификационной работы может быть изменена, не позднее, чем за месяц - откорректирована. Утверждение измененной темы осуществляется выпускающей цикловой комиссией на основании личного заявления студента и руководителя ВКР. Изменение темы закрепляется приказом директора и доводится до сведения заведующего отделения.
Руководство выпускной квалификационной работой.
3.1 Непосредственное руководство выпускной квалификационной работой студента осуществляет научный руководитель.
3.2 В качестве научных руководителей выпускных квалификационных работ должны, как правило, выступать высококвалифицированные преподаватели профильных спецдисциплин колледжа.
3.3 Научный руководитель курирует деятельность студента:
l содействуя уяснению цели и задач исследования;
l корректируя формулировки основных положений и плана работы;
l рекомендуя необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по научной проблеме;
l оказывая помощь в организации и проведении теоретического и эмпирического исследования;
l осуществляя контроль над выполнением студентом установленного графика и оформлением работы Приложение Е);
l проводит квалифицированные консультации по содержанию работ;
l дает оценку качества выполнения выпускной квалификационной работы в отзыве научного руководителя. Отзыв научного руководителя включает в себя оценку теоретической подготовки студента, инициативности и самостоятельности при решении исследовательских задач, умение студента работать с источниками, способности ясно, четко излагать материал, соблюдение правил и качества оформления ВКР (Приложение Г);
l проводит предзащиту выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к защите.
3.4 Преподаватель имеет право на руководство не более чем 8 выпускными квалификационными работами.
Рецензирование работ.
4.1 Рецензия на выпускную квалификационную работу обязательна.
4.2 Рецензентами выпускной квалификационной работы могут выступать высококвалифицированные специалисты предприятия, где студент проходил преддипломную практику, или специалисты предприятия, специфика деятельности которых имеет отношение к теме исследования; преподаватели профильных спецдиплин колледжа, не являющиеся руководителями ВКР.
4.3 В рецензии дается характеристика ВКР в целом и ее отдельных разделов, оценивается актуальность темы, теоретическая и практическая значимость работы, использование новейших достижений в данном направлении науки, соответствие содержания поставленным целям и задачам. Рецензент оценивает теоретическую подготовку студента, его умение самостоятельно использовать полученные профессиональные знания и исследовательские умения для решения конкретных задач. В рецензии указываются разделы, где имеются недостатки. Рецензент дает общую оценку работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и может выразить мнение о присвоении студенту соответствующей квалификации).
Рецензия подписывается рецензентом и заверяется печатью организации по месту работы рецензента (Приложение Д).
Требования к выполнению выпускной квалификационной работы.
5.1 Показателем оценки качества ВКР, а, следовательно, и оценки профессионализма младшего специалиста является исследование, которое ориентировано на практическое применение, а выводы и рекомендации, предлагаемые в ВКР, полностью или частично могут быть внедрены в практику для ее совершенствования.
5.2 ВКР младшего специалиста должна отвечать следующим основным требованиям:
l отражать новизну и актуальность рассматриваемой проблемы, ее теоретических и практических аспектов;
l содержать теоретический анализ новых или недостаточно изученных вопросов; проверку и уточнение научно принятых положений; проект решения конкретной практической проблемы;
l содержать научный аппарат исследования (определение его предмета и объекта, формулировку цели и задач), теоретической и практической значимости работы;
l отвечать требованиям к организации и проведению теоретической и эмпирической части исследования, обработке и интерпретации данных, а также к оформлению работы.
5.3 Требования к оформлению ВКР:
- объем ВКР должен быть в пределах 50-60 страниц стандартного печатного текста (без приложений);
- поля: левое – 30 мм, правое 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее - 20 мм;
- текст печатается через 1,5 интервал;
- текст печатается шрифтом Times New Roman, кегль 14;
- абзацный отступ – 1,25 см;
- выравнивание текста – по ширине;
- работа должна быть пронумерована арабскими цифрами. Нумерация страниц начинается с титульного листа, положение номера - вверху справа, но порядковый номер на нем, как и листе задания и содержания не ставится;
- отредактированный текст работы прошит пружиной (верхняя обложка – прозрачная, нижняя – картон);
- введение, задание на ВКР, содержание, каждый новый раздел, заключение, список использованных источников, приложения начинаются с новой страницы. Наименование структурных элементов следует располагать по центру строки без точки в конце, без подчёркивания, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами;
- введение, раздел «Охрана труда», заключение, список использованных источников и приложение не нумеруются. Разделы и подразделы работы следует нумеровать арабскими цифрами (Приложение В);
- при использовании в тексте работы приложений, выводов, предложений, заимствованных из различных источников, ссылки на них обязательны.
5.3 Работа над темой ВКР состоит из трёх этапов: подготовительного, рабочего и заключительного:
5.3.1 На подготовительном этапе студент:
- определяет цель, задачи, структуру и методы исследования;
- осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации и определяет её объем;
- тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткое описание степени изученности проблемы исследования;
- составляет и согласовывает с руководителем план ВКР.
5.3.2 На рабочем этапе студент:
- готовит черновой вариант работы и высказывает своё мнение по рассматриваемым вопросам;
- работает над выводами по подразделам и разделам;
- оформляет научно-справочный аппарат работы (постраничные ссылки, список источников и литературы).
5.3.3 На заключительном этапе студент:
- исправляет работу в соответствии с замечаниями научного руководителя;
- готовит окончательный вариант работы с учётом установленных требований по оформлению;
- представляет работу научному руководителю для подготовки рецензии;
- сдаёт работу для последующей защиты.
5.4 ВКР имеет следующую структуру:
- титульный лист (Приложение А);
- задание на ВКР (Приложение Б);
- содержание (Приложение В);
- введение;
- основной текст (разделы, подразделы);
- заключение;
- список использованных источников (Приложение Д);
- приложения (при необходимости).
5.5 В ВКР выдерживается следующая логико-композиционная структура научного исследования:
l введение, которое должно содержать исходное теоретико-методологическое основание, четкое и краткое обоснование научной и (или) практической актуальности выбранной темы, определение предмета и объекта исследования или разработки, цели и задач, описание использованных при выполнении работы методов исследования и обработки данных, а также новизну и практическую значимость исследования, структура ВКР (количество страниц печатного текста пояснительной записки, количество рисунков, таблиц, количество использованных источников, приложений) (объем введения 1-5 стр.);
l основная часть (2-3 раздела), которая включает теоретическую и эмпирическую части работы. В теоретическом разделе предлагается анализ современных (за последние 10-15 лет) работ по избранной проблеме, излагаются концептуальные теоретические положения исследования. В эмпирическом разделе, как правило, представлен материал по количественному, качественному анализу проблемы и интерпретацию собранного эмпирического материала; или проект решения конкретной практической проблемы.
l охрана труда (систематизация и углубление теоретических и практических знаний в области управления охраной труда согласно выбранной специальности). В разделе «Охрана труда» должны быть рассмотрены следующие основные вопросы:
- анализ потенциальных опасностей проектируемого объекта, прибора или технологического процесса при разработке или эксплуатации;
- оценка возможных вредных факторов (сравнение их максимально возможных значений с допустимыми стандартами);
- разработка мероприятий по охране труда, включая проектные расчеты по созданию безопасных и допустимых условий труда;
- обоснование выбора комплекса мероприятий, средств, которые обеспечивают достаточную безопасность персонала и населения от потенциально негативных явлений (Приложение Ж);
l заключение, в котором содержатся теоретические и практические выводы исследования, а также определяются дальнейшие перспективы и результаты организованной и проведенной практической работы;
l библиография, в которой представлен список использованных научных источников (исследований, монографий, учебных пособий, научной периодики и т.д.), оформленный в соответствии с требованиями стандарта. Все использованные источники литературы оформляются в алфавитном порядке (Приложение И);
l приложения, которые включают материалы первичных эмпирических данных, результаты их статистической обработки, (представленные в виде таблиц, графиков, схем, рисунков и т.п.). Материалы приложения не входят в общий объем ВКР.
5.6 Требования к стилю написания ВКР.
Выпускная квалификационная работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, для стиля письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа.
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику, а использовать терминологические названия.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:
- последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);
- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
- отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
- итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др.
Особенно употребительны производные предлоги: в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).
Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).
Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по - (например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование …).
5.7 Библиографическая ссылка (сноска) – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе (его составной части или группе документов), необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. Ссылка на источники литературы оформляется в конце предложения в квадратных скобках – [32]. Если перечисляется несколько источников, то через точку с запятой и в порядке возрастания номеров [12; 24; 65]. При использовании цитат, в ссылке указывается страница, содержащая данную цитату. Например: «…цитата…» [7, с. 132 ].
5.8 Иллюстративный материал следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, документы, рисунки, снимки) должны быть пронумерованы и иметь названия под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту ВКР. Перед номером рисунка знак «№» не ставится (например Рисунок 1).На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Их следует писать следующим образом: «… в соответствии с рисунком 2».
5.9. Цифровой и фактический материал, когда его много или, когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц, где материал группируется в колонки.
Таблицы обычно помещаются по ходу изложения после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую; тем более недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблица должна иметь сквозной порядковый номер по всему тексту ВКР, заголовок, отражающий ее содержание, а также ссылку, указывающую на источник, если таблица была заимствована. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над её названием после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится.
По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ таблицы позволяет сделать вывод, что...; из таблицы видно, что...; анализ таблицы позволяет заключить, что... и т. п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.
В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.
5.10. В тексте не допускается применять:
– обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
– для одного и того же понятия различные научно-технические термины (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;
– произвольные словообразования;
– сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также перечнем принятых сокращений в данном документе (помещаемом перед содержанием пояснительной записки);
– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковиках таблиц и расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.