Внутренняя и внешняя среда сервисных организаций.
Од но из самых значимых хар-ик орг-ии явл-ся ее взаимосвязь с внеш. средой. Орг-ия полностью зависит от окр. мира – от внеш. среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Понятие внеш среда вкл. -ие ус-ия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие орг-ии, сис-му ценностей в общ-ве, общественные взгляды и др. составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказ-ют влияние на все, что происходит внутри орг-ии. Н-р, введение новой автоматиз-ой технологии может обеспечить орг-ии преимущество в конкуренции. Но чтобы исп-ть эту новую технологию, орг-ии придется найти новых людей с опред-ми навыками, а также опред-ми взглядами, кот. сделают эту новую работу привлекательной для них. Если эк-ая конъюнктура повышается или если сущ-ет конкуренция на рынке таких специалистов, организации, м. б., придется повысить зарплату, чтобы привлечь этих специалистов на работу.Большое значение имеет и тот факт, что, хотя орг-ия и зависит полностью от внеш. среды, среда эта, как правило, нах-ся вне пределов влияния менеджеров. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия это 1) поставщики (нарушение поступлений материалов и сырья от поставщиков приводит к сбоям выпуска продукции, снабжения рынка, получения прибыли);2) труд. ресурсы (каковы бы ни были соврем. технология, капитал, материалы, они не могут обеспечить эф-ть произв-ва без квалифи-ых специалистов разл-ых направлений); 3) законы и законодательные учреждения; 4) потребители; 5) конкуренты. Среда косвенного воздействия это 1) состояние эк-ки; 2) соц-ые и культурные факторы; 3) полит. факторы. Управляя процессами взаимодействия орг-ии с окр-щей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопред-ю в состоянии окр-ей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, явл-ся снижение неопред-ти в окружении путем развития адаптивности орг-ии к внеш среде и установления широких связей с окружением, позволяющих орг-ии органично вписываться в окр. среду. К внутр. среде орг-ии относятся: цели, структура, задачи, технология, люди. Орг-ия, по определению, это – группа людей с осознанными общ. целями. Орг-ии, кот. занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании опред-ых товаров или услуг в рамках специфических ограничений – по затратам и получаемой прибыли. Крупные орг-ии имеют много целей. Для того, чтобы получить, н-р, прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких обл-ях, как доля рынка, разработка новой продукции, кач-во услуг, подготовка и отбор руководителей и даже соц-ая ответственность. Структура орг-ии – это логические взаимоотношения ур-ей упр-ия и функциональных областей, построенные в такой форме, кот.позволяет наиболее эффек-но достигать целей орг-ии. Задача – это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), кот. д.б. выполнена заранее уст-ым способом в заранее оговоренные сроки. В соотв-ии со структурой орг-ии каждой должности предписан ряд задач, кот. рассматр-ся как необ-ый вклад в достижение целей орг-ии. Задачи орг-ии традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), инф-ией. Технология – это сочетание квалификационных навыков, обор-ия, инфраструктуры, инструментов и соответствующих техн-их знаний, необх-ых для осущ-ия желаемых преобразований в материалах, инф-ии или людях. Руководство, достигает целей орг-ии через др. людей. Люди явл-ся центральным фактором в любой модели упр-ия.
Планирование в предприятиях сервиса.
Ф-ии упр-ия – конкретный вид упр-ой деят-ти, кот-я осущ-ся спец-ми приемами и способами, а также соотв орг-ии работ. Выделяют неск. ф-ий упр-ия. Рассмотрим одну из них – ф-ию планирования.
Планирование – построение плана будущих действий, опр-ие содержания и послед-ти шагов, ведущих к намеченной цели, установление намеченных конечных рез-ов. Планирование как ф-я состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутр. и внеш. факторы, обеспечивающие усл-я для нормального функционирования и развития п\п.Задачи и принципы планирования:1. Обеспечение целенаправленного развития орг-ии в целом и всех ее структурных подразделений.2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.3. Координация деят-ти структурных подразделений и работников орг-ии.4. Создание объективной базы для эффект-го контроля.5. стимулирование трудовой активности работающих.6. информационное обеспечение работников орг-ии. Осн. принципы планирования: единство научно-технических, социальных, эк-их задач развития орг-ии, научная обоснованность и оптимальность реш-ия, доминирование стратегических аспектов в планировании, комплексность планирования, ресурсная сбалансированность планирования, гибкость и эластичность планирования, непрерывность планирования.
Выделяют неск. способов планирования:1. От достигнутого уровня. Этот способ нацеливает коллектив на изыскание резервов повышения эффект-ти произв-ва.2. оптимальное планирование. Его цель – достижение наиболее высоких конечных результатов.3. Адаптивное планирование. Позволяет гибко реагировать на изменения во внеш. среде, т.е. учитывать их в плане и эффект-о к ним приспосабливаться. Виды планирования: 1. По степени обхвата (общие, частные)2. По содержанию (стратегические, тактические, оперативные)3. По предметам планирования (целевые, планирование ср-в, действий, программные)4. По форме исполнения (текстовые, графические)5. По форме функционирования (глобальное, контурное, детальное)6. По глубине планирования (сбыт произв-ва, заготовка, инвестиции, финансы, персонал)7. По срокам (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные)
Стратегическое планирование – это попытка взглянуть в перспективе на основополагающие составляющие орг-ии, оценить какие тенденции наблюдаются в ее окружении, опр-ть каким будет поведение конкурентов. Стратегическое планирование осущ-ся в неск. этапов: 1. опр-ие целей, 2. генерация, оценка вариантов,3. опр-ие действий, 4. установление очередности действий,5. опр-ие необ-х ресурсов, 6. пересмотр плана, 7. подготовка плана конкретных действий и раб. графика, 8. мониторинг и контроль, коррекция плана в случае необ-ти.
Тактическое планирование – осущ-ся на ср. ур-не упр-ия, опред-ся промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактика разраб-ся на ур-не рук-ва ср звена, рассчитывается на более короткий отрезок времени, нежели стратегия, в то время как результаты стратегии не м.б.полностью обнаружены в течении нескольких лет, тактические результаты проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Оперативное планирование – затрагивает ур-нь конкретных задач и заданий, кто и что должен делать, как, когда и т.д. В оперативном плане указ-тся конкретные дела, кот. д.б.сделаны за опред-ый период времени. Результаты видны сразу. Виды техники планирования варьируются от традиционных методов (бюджетные методы) до более сложных – моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. С помощью бюджетного метода можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и др ресурсов. Примером др. вида техники планирования служит анализ окупаемости. Т.е. при помощи аналит-х данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и произв-ые мощности. Прогнозирование опр-ие последов-ти действий и событий, необх-ых для своевременного получения результатов, и т.д.