Внешняя и внутренняя среда

Технология управления путем постоянных проверок и указаний базируется на жестком планировании работы подчиненных, постоянном отслеживании руководителем состояния их текущих дел. Она эффективна для небольших организаций, когда высок авторитет и профессионализм руководителя. Указанная технология реализуется в форме: наставничества, в коллективных формах обучения с индивидуальным контролем, в осуществлении периодического контроля (проведение менеджером проверок, бесед, разборов ситуаций).

Современный менеджмент основывается на совершенно противоположных "постулатах", которые гласят, что:

— внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна;

— любой сотрудник фирмы — прежде всего личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь — "инструмент" для обеспечения прибыли;

— управление — необыкновенно сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.

Опыт убеждает, что эти представления достаточно близки многим российским менеджерам, однако проблема заключается в том, что далеко еще не все знают, какими методами их можно использовать на практике. Один из основных "инструментов" менеджмента – системный подход — предписывает искать истоки проблем, возникающих в работе организации, в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие "внутренние" проблемы наших фирм вызываются "внешними" причинами – несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для компании невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою "нишу" в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.

Наиболее характерные черты внешней среды современного предприятия — динамичность, многообразие и интегрированность. Динамичность нашей российской действительности мы все уже хорошо осознали, однако многие полагают, что она в основном является следствием переходных процессов, происходящих в стране, и скоро наступит время, когда жизнь станет спокойной и стабильной. Однако, судя по опыту других стран, стабильность возможна лишь в некоторых сферах, в частности в области культуры бизнеса, в установлении разумных моральных и законодательных норм. Во всем же остальномнасждет то, что является фундаментальной чертой всех цивилизованных стран — нарастание изменчивости, подвижности, динамичности жизненной среды. В ускоряющемся темпе меняются виды товаров и услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Очень непросто выживать и развиваться в этом стремительно меняющемся мире. Наши привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на "спокойную" среду, теперь не подходят. Динамичная среда их просто ломает.Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней.

Следующая характерная черта внешней среды предприятий —многообразие. Современная фирма взаимодействует с огромным числом различных объектов — акционерами, клиентами, партнерами, банками, органами власти, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т. д. И ккаждому из этих объектов нужен свой подход, своя стратегия. Все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны не только с фирмой, но и между собой множеством экономических, информационных, политических, морально-психологических, административных нитей, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда— интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия фирмы с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными.

Внутренняя структура современного предприятия всецело зависит от его внешней среды. Она органически встроена в рынок и вынуждена меняться вместе с ним. Важно поэтому обеспечивать постоянную адекватность внутренней структуры фирмы требованиям динамичной внешней среды. Недопустимо вносить произвольные изменения в структуру предприятия. До сих пор еще многие специалисты считают, что создание внутренней структуры фирмы сродни конструированию механизма, где "деталями" служат квадратики с названиями управлений и отделов. Практика показывает, что такое организационное "творчество" чаще ухудшает состояние организации, нежели повышает эффективность работы. У нас еще, к сожалению, распространен взгляд на организацию, как на структуру, которую можно строить по произволу конструктора. На Западе уже давно отказались от представлений об организации как о механизме, созданном только для добывания прибыли. Осознано, чтолюбое предприятие — это организм, живущий по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к гибели. Важнейшими закономерностями его существования являются:

— стремление к выживанию;

— постоянное преобразование,развитие, направленное на приспособление к внешней среде;

— создание и совершенствование своих "органов";

— поддержание благоприятной внутренней среды;

— наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.

Но и данных представлений оказывается недостаточно, чтобы верно оценить все стороны современного, цивилизованного предприятия, которое на самом делеявляется организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов. Конечно, пока в российских условиях это определение не вполне точно отражает действительность, так как объединение работников не всегда добровольно, поскольку часто перед ними нет выбора, и удовлетворяют они на предприятии лишь отдельные свои интересы, преимущественно материальные. Но такая оценка предприятия заставляет руководителя, менеджера осознать реальность, давно понятую в развитых странах:организация должна служить не только своим хозяевам, но и работникам, удовлетворяя все важнейшие их потребности в защищенности, в стабильности, творческом труде, в чувстве собственной значимости, в развитии и, конечно, в материальных благах. Уже сегодня даже в российских условиях можно заметить, как постепенно растет слой людей, которые, оправившись от шока стремительного перехода к рынку, предпочитают уходить от высокой зарплаты ради психологического комфорта и более творческой работы.

Процесс менеджмента предполагает выполнение его функций, реализуя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и достижения высоких результатов. Отсюда менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей за счет эффективного использования труда, интеллекта, мотивов поведения людей, работающих в организации. Иначе говоря, это —процесс активного воздействия на деятельность каждого отдельного работника, каждой группы и организации в целом с целью достижения максимальной прибыли, решения социальных проблем коллектива и общества в целом.

Умение ставить и реализовывать цели определяется как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это наилучшим способом. Таким искусством должны владеть профессиональные менеджеры, чья основная работа заключается в организации и руководстве усилиями всего персонала фирмы. Поэтому менеджмент и ассоциируется с менеджерами, т. е. сорганами или аппаратом управления, являющимися неотъемлемой частью любой современной организации, без которых организация как целостное образование неспособно существовать и тем более — работать эффективно.

В XX веке менеджмент выделился в самостоятельнуюобласть знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы, собственные подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся совокупность знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики, представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на выявление самой природы управленческого труда, выяснение связей между причиной и следствием, факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и продуктивным. В менеджменте подчеркивается значение систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, рыночную политику организаций, служащих опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтомунаука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

Люди, работающие в организациях и с организациями — это главный фактор, учет всех особенностей которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Каждый работник обладает своим собственным характером, имеет свою систему ценностей, мотивов к труду и т. д. Поэтомуменеджмент призван соединять в себе науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей накапливать новые знания и применять их в практической работе. Чтобы люди, функционирующие в организации, направляли свои усилия на достижение ее целей, менеджеры обязаны постоянно взаимодействовать с ними, создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента это, — прежде всего эволюционный процесс, характеризующийся непрерывностью и чуткой реакцией на изменения, происходящие в экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

3.2.7. Вопросы для повторения:

1. Менеджмент и управление. В чем разница между содержанием этих понятий?

2. Что является наиболее характерным для современного менеджмента?

3. Какую роль играют инновации в менеджменте?

4. Каковы основные функции менеджмента?

5. Какова главная цель менеджмента?

6. Благодаря чему технологии менеджмента способствуют эффективности управления?

7.Какое влияние на принятие управленческих решений оказывает внутренняя и внешняя среда фирмы?

8. В чем состоит искусство управления?

3.2.8. Вопросы к экзамену:

1. Менеджмент – как теория и практика управления.

2. Сущность менеджмента: понятия, цели, задачи, функции.

3. Современные технологии менеджмента.

3.2.9. Тесты:

1. Менеджмент – это:

а) бизнес;

б) деятельность людей;

в) управление предприятием с целью получения прибыли.

2. Менеджер – это:

а) лицо, создающее предприятие;

б) лицо, работающее по найму и отвечающее за эффективность деятельности предприятия.

в) лицо, вкладывающее личный капитал в дело и живущее на дивиденды от него.

Наши рекомендации