Выбор технологического оборудования с использованием различных критериев.
Выбор оборудования целесообразно проводить, используя различные критерии: -в условиях дефицита рем рабочих; -в условиях ограниченных материальных ресурсов; -при условии получения максимальной прибыли. В основу методики выбора положена целевая функция: F=(φ + r - z)*P (все значения i-тые), φ- приведённые затраты на приобретение оборудования, φ=Ен*Сi, Ен-нормативный коэффициент ээфективности кап. вложений. Сi-стоимость оборудования. r-приведённые затраты на эксплуатацию, z-снижение затрат на выполненные операции за счёт применения i-го образца, Р-вероятность возникновения потребности в данном виде оборудования. По первому критерию предпочтение отдаётся образцу, который даёт максимальное снижение трудоёмкости φр=(Кп*qп*ΣTi)/Ф=ΔT/Ф, φр-число условно высвобожденных рабочих, Кп- коэф учитывающий долю выполнения работ на посту, qп-коэф учитывающий снижение трудоёмкости, Ф-годовой фондрабочего времени ремонтного рабочего. По второму критерию выбирается тот образец, значение целевой функции которого минимально. По третьему – тот образец, значение функции которого максимально. F=ΔП - φ - r + z (все значения i-тые), ΔП- прирост прибыли, связанный с уменьшением времени простоя в ТО и Р.
1.В условиях дефицита ремонтных рабочих (т.е. когда на АТП в достаточном количестве имеются материальные ресурсы, но не хватает ремонтных рабочих, то главным критерием выбора становится снижение трудоемкости выполнения работ по ТО и Р и высвобождение рабочих). По этому критерию выбирается оборудование имеющее мах производительность.
В связи с этим в основу предлагаемого подхода положено условие снижения трудоемкости выполнения работ по ТО и ТР с использованием оборудования.
В качестве распределения и выбора оборудования принимается количество условно-высвобожденных рабочих. Число условно-высвобожденных рабочих определяется по формуле:
Tj - годовая трудоемкость работ по ТР j-той модели автомобиля, чел.ч;
Ф - годовой фонд рабочего времени слесаря по ТО и Р автомобилей.
При выборе технологического оборудования для конкретного АТП предпочтение отдается тому образцу, использование которого обеспечивает наибольшее значение jр. В том случае, если получено равное количество jр, выбирается подъемник меньшей грузоподъемности.
2.В условиях ограниченных материальных ресурсов (т.е. когда на АТП в достаточном количестве ремонтные рабочие, но ограничены денежные средства на приобретение оборудования).
В качестве критерия выбора и распределения технологического оборудования при данном варианте задачи принимается минимум затрат на приобретение и эксплуатацию оборудования с учетом снижения трудоемкости выполнения работ по ТОи ТР от его использования.
F=(ji + ri + zi)Pi - целевая функция выбора оборудования
F - удельные приведенные затраты на приобретение, эксплуатацию оборудования и выполнение операций с его использованием; руб/год ед.оборуд.;
ji - приведенные затраты на приобретение i-го типоразмера оборудования, руб/год; , EH - нормативный коэффициент эффективности капитальных затрат; 1,15; Cn - стоимость оборудования;
ri - приведенные затраты на эксплуатацию оборудования (монтаж, ТО, ремонт, затраты на энергоносители и т.д.). , dЭ - коэффициент, учитывающий эксплутационные затраты;
zi¢ - снижение затрат на выполнение операций за счет использования i-го типоразмера оборудования, руб/год; , DT - снижение трудоемкости выполнения работ с учетом использования рассматриваемого образца (набора) оборудования; rрр - часовая тарифная ставка ремонтного рабочего, руб/чел*час.
Pi - вероятность возникновения потребности в i-том типоразмере оборудования.
Выбирают тот образец оборудования значение целевой функции которого минимально.
3.При условии получения максимального дохода (т.е. на АТП в достаточном количестве имеются и материальные ресурсы).
В качестве критерия предлагается использовать размер прибыли П, получаемой за счет дополнительного времени работы автомобилей на линии.
Целевая функция выбора примет следующий вид: , ,
Ra - средняя прибыль, получаемая за 1 час работы автомобиля на линии;
h - коэффициент возможного использования автомобиля на линии;
DT -снижение времени на выполнение операций с учетом использования технологического оборудования.
При выборе технологического оборудования для конкретного АТП предпочтение отдается тому образцу (набору) оборудования, использование которого обеспечивает наибольшее значение F.
«Производственно-техническая инфраструктура сервисного обслуживания изделий»
Генеральный план предприятий технологического транспорта. Расчёт потребной площади. Основные требования к генеральному плану.
Генплан предприятия — это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хранения подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава по территории. Основными требованиями, предъявляемыми к участкам при их выборе, являются: оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с отношением сторон от 1:1 до 1:3; относительно ровный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия; близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям; возможность обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод; отсутствие строений, подлежащих сносу; возможность резервирования площади участка с учетом перспективы развития предприятия. Построение генерального плана во многом определяется объемно-планировочным решением зданий (размерами и конфигурацией здания, числом этажей и пр.), поэтому генплан и объемно-планировочные решения взаимосвязаны и обычно при проектировании прорабатываются одновременно. Перед разработкой генплана предварительно уточняют, перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане. В зависимости от компоновки основных помещений (зданий) и сооружений предприятия застройка участка может быть объеднненной (блокированной) или разобщенной (павильонной). При объединенной застройке все основные производственные помещения располагаются в одном здании, а при разобщенной-в отдельно стоящих зданиях Блокированная застройка имеет преимущества перед павильонной по экономичности строительства, удобствам построения производственных процессов, осуществлению технологических связей и по организации движения. К преимуществам второго способа застройки относятся уменьшение пожарной опасности и общее упрощение планировочного решения. Применение павильонной застройки целесообразно при наличии особо крупногабаритного подвижного состава, при сложном рельефе участка, стадийном развитии предприятия или при его реконструкции, а также в условиях теплого и жаркого климата. При размещении зданий необходимо учитывать рельеф местности и гидрогеологические условия. Рациональное расположение зданий должно обеспечивать выполнение минимального объема земляных работ при планировке площадки. Движение автомобилей по территории предприятия рекомендуется предусматривать одностороннее кольцевое, обеспечивающее отсутствие встречных потоков и пересечений. Исходя из противопожарных требований ко всем зданием предприятия должен обеспечиваться подъезд пожарных автомобилей. При разработке генерального плана необходимо предусматривать благоустройство территории предприятия, сооружение спортивных площадок, озеленение. Основными показателями генерального плана являются площадь н плотность застройки, коэффициенты использования и озеленения территории. F=(Fзпс+Fзаб+Fос)/(100Kз) Fзпс- площадь застройки производственно складских помещений; Fзаб- площадь административно бытовых; Fос- площадь открытых стоянок Kз- коэффициент озеленения. Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей и складов, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование-В площадь застройки не включаются площади, занятые отмостками, тротуарами, автомобильными дорогами, открытыми спортивными площадками, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей индивидуального пользования. Плотность застройки предприятия определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия. Коэффициент использования территории определяется отношением площади, занятой зданиями, сооружениями, открытыми площадками, автомобильными дорогами, тротуарами и озеленением, к общей площади предприятия. Коэффициент озеленения определяется отношением площади зеленых насаждений к общей площади предприятия.
Fуч = 10 –6 ( Fз.пс + Fз.вс + Fоп) х х3
Fз.пс – пл. застройки производственно-складских зданий м2 ;
Fз.вс – пл. застройки вспомогательных зданий м2 ;
Fоп – пл. открытых площадок для хранения а/м
х3 – плотность застройки территории, %.